Резолютивная часть решения оглашена 02.12.2022
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО Частная охранная организация "Гепард-К" (далее - заявитель, общество) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по физической охране объектов ГБУЗ ВО "Городская больница г. Владимира" в 2023 году (N закупки 0128200000122006978) в открытом заседании в присутствии представителя заказчика - ГБУЗ ВО "Городская больница N 4 г. Владимира" _ (доверенность от 10.01.2022 N 3/2022), представителя заявителя _ (доверенность от 30.11.2022 N 1), в присутствии представителя уполномоченного органа - Департамента имущественных и земельных отношений _ (доверенность от 30.12.2022 N 81).
01.12.2022 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 02.12.2022.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/23-829/2022 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по физической охране объектов ГБУЗ ВО "Городская больница г. Владимира" в 2023 году (N закупки 0128200000122006978).
Заявитель полагает, что размещенный проект контракта по рассматриваемой закупке в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок, Гражданским кодексом РФ является недействительным.
Заявитель указывает, что Техническое задание не содержит обязательных условий исполнения контракта, описания объекта закупки - вида охранных услуг, а также их объема, отсутствуют функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Кроме того, техническое задание составлено без учета характеристик позиций из КТРУ, что не соответствует Постановлению Правительства РФ от 08.02.2017 N 145. Также, согласно спецификации (приложение N 1 к договору) объем оказываемых охранных услуг измеряется месяцами.
В дополнении к жалобе заявитель указал, что пункт 6.3 проекта контракта не соответствует всем требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика не согласился с существом жалобы, выразив мнение о ее необоснованности, пояснив, что описание объекта закупки в полном объеме соответствует требованиям законодательства РФ. Извещение, Техническое задание, так же как и спецификация содержат все обязательные условия. Также представитель заказчика пояснил, что единица измерения указана в Приложении N 1 Типовой формы контракта, что является переменной частью и может быть изменена протоколом разногласий, направленным победителем электронного аукциона.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
09.11.2022 на официальном сайте в единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение N 0128200000122006978 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по физической охране объектов ГБУЗ ВО "Городская больница г. Владимира" в 2023 году.
Начальная (максимальная) цена контракта: 9 983 204,01 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
В Приложении N 2 к извещению об осуществлении закупки установлено описание объекта закупки Техническое задание - оказание услуг по физической охране объектов ГБУЗ ВО "Городская больница г. Владимира" в 2023 году.
В Техническом задании заказчиком определены необходимые условия: объем указанных услуг, общая площадь, перечень оборудования системы наружного и внутреннего видеонаблюдения на объектах Заказчика, общие требования к оказанию услуг по охране объектов.
Данная информация также содержится в Приложении N 2 к договору. Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что предположения заявителя об отсутствии обязательных условий исполнения контракта являются несостоятельными.
2.Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
На основании подпункта "б" пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно пункту 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В Техническом задании заказчиком указан код ОКПД2 80.10.12.000-00000003 услуги частной охраны (Выставление поста охраны).
Рассмотрев Техническое задание, в частности описание объекта закупки, Комиссия установила, что объект закупки заказчиком описан в соответствии с каталогом товаров работ, услуг, заказчиком использованы обязательные характеристики:
Единицы измерения: "Человеко-час".
Вид услуг по охране: Охрана имущества, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Использование мобильной группы: "да".
Использование специальных средств: "да".
Наличие оружия у сотрудников мобильной группы: "да".
Наличие оружия у сотрудников охраны: "нет".
В Спецификации (Приложение N 1) к договору (размещен в ЕИС 24.11.2022) заказчиком объем услуг определен в месяцах. Таким образом, исходя из данных документов, заказчиком допущено разночтение в определении единицы измерении объема услуг.
Вместе с тем, 02.12.2022 заказчиком размещен проект контракта повторно. В новой версии единица измерения объема услуг выражена в человеках-часах.
Таким образом, на момент вынесения решения, довод заявителя является несостоятельным.
3. В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные:
1) банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи;
2) государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ";
3) фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - региональные гарантийные организации), соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.7 настоящей статьи (при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона);
4) Евразийским банком развития (если участник закупки является юридическим лицом, зарегистрированным на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическим лицом, являющимся гражданином государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации).
Рассмотрев пункт 6.3 проекта контракта, Комиссия установила, что заказчиком установлены не все указанные в части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе в сфере закупок субъекты, выдающие независимые гарантии. В частности, заказчиком указано "исполнение Договора обеспечивается предоставлением независимой гарантии, выданной банком, соответствующим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенным в перечень, предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе, и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.
Способ обеспечения исполнения Договора, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе Поставщиком самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный Договором срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Федерального закона о контрактной системе".
Таким образом, заказчиком допущено нарушение части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссия Владимирского УФАС России отмечает, что в соответствии с п. 3.35 Регламента ФАС комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании указанного выше Комиссии Владимирского УФАС России считает, что нарушение, допущенное заказчиком не привело к нарушению прав заявителя, так как 02.12.2022 им было оформлено платежное поручение по обеспечению исполнения контракта, следовательно, в виду данного действия, выдача предписания является нецелесообразной.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО Частная охранная организация "Гепард-К" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по физической охране объектов ГБУЗ ВО "Городская больница г. Владимира" в 2023 году (N закупки 0128200000122006978) частично обоснованной (в части довода о нарушении части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в отношении заказчика не выдавать, так как допущенные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а так же не повлияли на права и законные интересы заявителя жалобы.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Исп. _
тел.(4922) 33-49-78, вн.033-125
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 2 декабря 2022 г. N 033/06/23-829/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2022