Резолютивная часть решения оглашена 05.12.2022
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ИП Щипанцевой Ирины Витальевны (г. Владимир) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на приобретение благоустроенного жилого помещения для переселения жителей аварийного многоквартирного жилого дома по ул. Чулкова, д.6 в рамках муниципальной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании Карабаново Александровского района Владимирской области" (извещение N 0828300008122000063) в присутствии представителей уполномоченного органа - администрации г. Карабаново Александровского района Владимирской области, заявителя ИП Щипанцевой И.В., представителя ИП Щипанцевой И.В.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/48-
831/2022 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
29.11.2022 года во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП Щипанцевой Ирины Витальевны (ИНН 332711549222, г. Владимир) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на приобретение благоустроенного жилого помещения для переселения жителей аварийного многоквартирного жилого дома по ул. Чулкова, д.6 в рамках муниципальной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании Карабаново Александровского района Владимирской области" (закупка N 0828300008122000063).
По мнению заявителя, аукционная комиссия необоснованно признала заявку ИП Щипанцевой И.В. на участие в указанной закупке не соответствующей требованиям извещения о проведении закупки и законодательства о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям: непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок (за исключением информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 N44 ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, приложением N 3 к извещению: в составе заявки участника закупки отсутствуют копии документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: правоустанавливающие документы на право собственности участника закупки на жилое помещение либо доверенности от собственника жилого помещения; выписка из Единого государственного реестра недвижимости на жилое помещение (Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.II) от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ); технический паспорт на объект недвижимости (ч.5 ст.19 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ; п.2 ст.456 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ).
Вместе с тем, Закон о контрактной системе в сфере закупок не обязывает претендента на контракт иметь в наличии товар в момент подачи заявки и проведения торгов. Следовательно, требование заказчика о предоставлении документов, подтверждающих право собственности на квартиру в составе заявки на участие в закупке является неправомерным.
Таким образом, заявка ИП Щипанцевой И.В. на участие в указанной закупке в полной мере соответствует требованиям извещения о проведении закупки и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В силу изложенного, заявитель просит признать незаконными действия аукционной комиссии по отклонению заявки ИП Щипанцевой И.В. на участие в электронном аукционе N 0828300008122000063, провести внеплановую проверку по данной закупке, обязать комиссию допустить к участию в закупке заявку ИП Щипанцевой И.В. и вернуть закупку на стадию рассмотрения заявок и формирования протокола подведения итогов закупки.
В обоснование правомерности своих действий представитель уполномоченного органа пояснил следующее.
В извещении о проведении вышеуказанной закупки заказчиком были установлены следующие требования: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ): наличие у участника закупки документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- правоустанавливающие документы на право собственности участника закупки на жилое помещение;
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости на жилое помещение (Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. II) от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ); Копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе:
- технический паспорт на объект недвижимости (ч.5 ст.19 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ; п.2 ст.456 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ).
Представитель уполномоченного органа полагает, что в силу положений гражданского законодательства, участник закупки, не являющийся собственником жилого помещения и не имеющий правоустанавливающие документы на данное жилое помещение, являющееся предметом закупки, не может быть признан соответствующим требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
ИП Щипанцева И.В. собственником объекта недвижимого имущества, являющегося предметом закупки, не является.
Заявка на участие в электронном аукционе была подана не от имени собственника, владеющего недвижимым имуществом, а от имени ИП Щипанцевой И.В.
Таким образом, аукционная комиссия правомерно признала заявку ИП Щипанцевой И.В. на участие в указанной закупке не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок и извещения о проведении закупки.
В силу изложенного, представитель уполномоченного органа просит признать жалобу ИП Щипанцевой И.В. необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В приложении N 3 к извещению о проведении электронного аукциона на приобретение благоустроенного жилого помещения для переселения жителей аварийного многоквартирного жилого дома по ул. Чулкова, д.6 в рамках муниципальной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании Карабаново Александровского района Владимирской области" заказчиком были установлены следующие требования: "Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ): наличие у участника закупки документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- правоустанавливающие документы на право собственности участника закупки на жилое помещение;
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости на жилое помещение (Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.II) от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ); Копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе:
- технический паспорт на объект недвижимости (ч.5 ст.19 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ; п.2 ст.456 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ)".
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в сфере закупок при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что в составе заявки ИП Щипанцевой И.В. на участие в указанной закупке отсутствовали копии документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: правоустанавливающие документы на право собственности участника закупки на жилое помещение либо доверенности от собственника жилого помещения; выписка из Единого государственного реестра недвижимости на жилое помещение (Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.II) от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ); технический паспорт на объект недвижимости (ч.5 ст.19 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ; п.2 ст.456 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ).
Таким образом, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий, правомерно признала заявку ИП Щипанцевой И.В. не соответствующей требованиям извещения о проведении закупки и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, в результате проведенной внеплановой проверки, Комиссия приходит к выводу, что извещение о проведении закупки не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок в силу следующего.
В силу пунктов 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации Кодекса (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьей 18 Жилищного кодекса Российской Федерации право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Кодексом, данным кодексом и другими федеральными законами.
На основании статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Государственная регистрация прав на указанные объекты недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости или совершенной после дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Кодексом и названным Федеральным законом.
Таким образом, государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество в отдельных случаях не является обязательной. В качестве объекта закупки может выступать товар, находящийся в гражданском обороте, в отношении которого действующим законодательством предусмотрено лишь наличие права собственности.
Кроме того, исходя из статей 15, 69 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество может быть осуществлена одновременно с государственной регистрацией перехода таких прав либо одновременно с государственной регистрацией сделки с объектом недвижимости.
Таким образом, требование о представлении документов о государственной регистрации такого права ни действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме того, законодательство о контрактной системе в сфере закупок не обязывает потенциального участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявок и проведения торгов.
Таким образом, установление заказчиком в извещении о закупке требований о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение, а также документов, необходимых для регистрации права собственности на недвижимость, противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Щипанцевой И.В. на действия комиссии при проведении электронного аукциона на приобретение благоустроенного жилого помещения для переселения жителей аварийного многоквартирного жилого дома по ул. Чулкова, д.6 в рамках муниципальной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании Карабаново Александровского района Владимирской области" (извещение N 0828300008122000063) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о
контрактной системе в сфере закупок о делу
N 033/06/48-831/2022
05 декабря 2022 года г. Владимир
Резолютивная часть решения оглашена 05.12.2022 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 3.41, 3.42 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений и решения по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N 033/06/48-831/2022 от 05.12.2022 года.
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - муниципальному казенному учреждению "Дирекция жизнеобеспечения населения" города Карабаново устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем:
- внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона на приобретение благоустроенного жилого помещения для переселения жителей аварийного многоквартирного жилого дома по ул. Чулкова, д.6 в рамках муниципальной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании Карабаново Александровского района Владимирской области" (извещение N 0828300008122000063) в соответствии с выводами, содержащимися в решении по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N 033/06/48-831/2022 от 05.12.2022 года.
- продления срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (N извещения 0828300008122000063) в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок,
2.Комиссии по проведению электронного аукциона на приобретение благоустроенного жилого помещения для переселения жителей аварийного многоквартирного жилого дома по ул. Чулкова, д.6 в рамках муниципальной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании Карабаново Александровского района Владимирской области" (извещение N 0828300008122000063) устранить нарушения законодательства в сфере закупок путем отмены результатов всех процедур по данной закупке и соответствующих протоколов заседания аукционной комиссии.
3. Оператору электронной торговой площадки - АО "Единая электронная торговая площадка" устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем:
- обеспечения внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона на приобретение благоустроенного жилого помещения для переселения жителей аварийного многоквартирного жилого дома по ул. Чулкова, д.6 в рамках муниципальной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании Карабаново Александровского района Владимирской области" (извещение N 0828300008122000063) в соответствии с решением по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N 033/06/48-831/2022 от 05.12.2022 года.
- обеспечения возможности отмены результатов всех процедур по данной закупке и соответствующих протоколов заседания аукционной комиссии;
- обеспечения продления срока подачи заявок на участие в указанном открытом аукционе в электронной форме в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
- обеспечения участникам закупки, ранее подавшим свои заявки, отозвать их либо внести соответствующие изменения и дополнения.
Настоящее предписание необходимо исполнить в срок до 26 декабря 2022 года.
Доказательства надлежащего исполнения предписания необходимо представить во Владимирское УФАС России в срок до 27 декабря 2022 года.
Настоящее предписание вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, его территориального органа влечет за собой административную ответственность в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (на должностных лиц); 500 000 рублей (на юридических лиц).
тел.8(4922)334978
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 5 декабря 2022 г. N 033/06/48-831/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2022