Резолютивная часть объявлена 30.11.2022 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 05.12.2022
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Правила) комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
члены Комиссии:
Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
А.А. Федоровский - государственный инспектор отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
при участии представителей:
заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Межрайонная больница N1": О.П. Троян (по доверенности), А.М. Корненвой (по доверенности), О.Н. Шелковой (по доверенности);
поставщика - ООО "Альфард": М.В. Ткача (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи сведения (вх. N 9230/22 от 23.11.2022), поступившие от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Межрайонная больница N1" (далее - Заказчик) в отношении ООО "Альфард" (ИНН 3906270770, КПП 390601001, 2236022, Калининградская обл., г. Калининград, ул. А.Невского, д. 21 З, кв. 1) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения совместного электронного аукциона, объектом закупки которого является поставка медицинских изделий (Стол операционный универсальный), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0335200014922000582) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
1) Дата размещения на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) извещения о проведении Аукциона - 16.03.2022
2) Начальная (максимальная) цена контракта, заключаемого с Заказчиком - 3 000 000,00 рублей.
3) По окончании срока подачи заявок 25.03.2022 10:00 подана 1 заявка на участие в закупке (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.03.2022 NИЭА1).
4) 11.04.2022 между Заказчиком и ООО "Альфард" (далее - Общество) заключен контракт по совместной закупке (извещение N 0335200014922000582) на поставку медицинских изделий (Стол операционный универсальный), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (реестровый номер контракта N 2391000340022000109) (далее - Контракт).
5) 25.10.2022 Заказчиком размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
6) 23.11.2022 Заказчиком направлено в Калининградское УФАС России обращение о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Законом о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно пункту 1.1 Контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий (Стол операционный универсальный), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (код ОКПД - 32.50.30.110) (далее - Оборудование, Товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование, правилам эксплуатации и технического обслуживания Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги.
В силу пункта 12.3 Контракта Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснила, что 11.04.2022 заключен Контракт, срок поставки по Контракту в течение 180 календарных дней с даты заключения Контракта, в связи с тем, что товар в установленный срок не был поставлен Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. На данный момент товар не поставлен.
В обоснование своей позиции на заседании Комиссии представитель Общества пояснил, что умысла на неисполнение Контракта Общество не имело. Обществом принимались меры по надлежащему исполнению Контракта, но по независящим от него обстоятельствам обязательства исполнены не были.
Рассмотрев представленные документы и материалы, оценив приведенные сторонами доводы, Комиссия установила следующее.
11.04.2022 между Заказчиком и Обществом заключен контракт на поставку медицинских изделий (Стол операционный универсальный), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (реестровый номер контракта N 2391000340022000109).
Согласно Приложению N 1 к Контракту к поставке требуется стол операционный VIVAX ОТ-02 с принадлежностями. Страной происхождения указанного товара является Республика Польша.
В соответствии с пунктом 5.1 Контракта поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в место доставки в соответствии с приложением N 6 к настоящему Контракту.
В соответствии с приложением N 6 к Контракту срок поставки с даты заключения контракта в течение 180 дней.
В письменных пояснениях, направленных в адрес Калининградского УФАС России, ООО "Альфард" указано, что, изучив документацию, определив, что оборудованием соответствующим техническому заданию аукционной документации является стол операционный VIVAX OT-02 с принадлежностями, производства INFIMED Республика Польша, запросив и получив через зарубежного партнера предварительную стоимость оборудования от коммерческой компании производителя MEDICAL TRADING COMPANY Sp. z o.o, Обществом была подана заявка на участие в электронном аукционе. 28.03.2022 Общество через зарубежного партнера получило коммерческое предложение от компании производителя MEDICAL TRADING COMPANY Sp. z o.o.
12.05.2022 Общество направило запрос коммерческого предложения в ООО "ЕГРО" на поставку столов операционных VIVAX OT-02 с принадлежностями.
ООО "ЕГРО" направило в адрес ООО "Альфард" коммерческое предложение N 577 от 25.05.2022, в котором указывает, что стоимость одного стола операционного VIVAX OT-02 с принадлежностями составляет 56 995,00 евро.
Представитель Общества на заседании Комиссии пояснил, что полученное коммерческое предложение N 577 от 25.05.2022 содержало условия поставки DDP Москва, при указанной стоимости, условиях поставки, последующие затраты на доставку товара в Калининград, оплату услуг по вводу оборудованию в эксплуатацию субподрядной организации, имеющей лицензию, стоимость оборудования с накладными расходами, превысила бы стоимость оборудования по Контракту, что является экономически нецелесообразным.
15.06.2022 Общество направило в адрес Заказчика электронное письмо, в котором сообщило о возникших трудностях с поставкой Товара. В связи с этим Обществом был предложен к поставке иной товар, который, как указывает Общество, наряду с наличием требуемых характеристик имеет ряд преимуществ.
14.07.2022 Общество направило в адрес Заказчика электронное письмо, в котором сообщило о привлечении экспертной организации с целью проведения экспертизы по вопросу о том, является ли предлагаемый к поставке стол операционный ALVO ETIUDA 4-02 с принадлежностями товаром, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте. К указанному письму приложено Экспертное заключение N 44157 от 13.07.2022, в соответствии с которым стол операционный ALVO ETIUDA 4-02, предлагаемый на замену стола операционного VIVAX OT-02, предусмотренного Контрактом, является товаром с улучшенными техническими и функциональными характеристиками.
03.08.2022 Обществом в адрес INFIMED Sp. z o.o. направлен запрос, в котором Общество запрашивает следующую информацию:
"- является ООО "ЕГРО" (EGRO) уполномоченным представителем INFIMED Sp. z o.o. на территории России;
- установлены производителем рекомендованные цены для реализации операционных столов в России. Если производителем установлены рекомендованные цены, просим сообщить рекомендованную стоимость операционных столов VIVAX OT-02-422 для России;
- о наличии возможности у "ALPHFARD" LLC размещения заказа напрямую в INFIMED Sp. z o.o. на производство и экспорт операционных столов VIVAX OT-02-422 в Калининград.
С учетом предоставленной ООО "ЕГРО" (EGRO) стоимости операционных столов VIVAX OT-02-422 мы сомневаемся, что ООО "ЕГРО" (EGRO) заинтересовано в реализации продукции INFIMED Sp. z o.o. на территории России, так как разница между предложением MEDICAL TRADING COMPANY, нашими затратами на экспорт, таможенным оформлением доставкой, уплатой налогов и предложением ООО "ЕГРО" (EGRO) составляет 300 %. Считаем, что данная наценка ООО "ЕГРО" (EGRO) на операционные столы VIVAX OT-02-422 не способствует конкуренции и развитию продаж товара производителя на территории России".
10.10.2022 Заказчик в адрес Общества направил письмо с запросом информации о сроках поставки оборудования по условиям Контракта.
12.10.2022 Заказчик посредством ЕИС и электронной почты в адрес Общества направил требование о поставке товара и уплате неустойки (штрафа, пени) в связи с просрочкой исполнения (ненадлежащим исполнением) обязательств (гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом.
25.10.2022 между Заказчиком и Обществом заключено дополнительное соглашение N 1 о внесении изменений в пункт 9.1 Контракта.
Учитывая тот факт, что на дату принятия решения обязательства Общества по исполнению Контракта не выполнены, 25.10.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией исследован вопрос о добросовестности ООО "Альфард" как лица, участвующего в закупках, в том числе изучены имеющиеся контракты (N 2222400795122000125; N 2027401807021000096; N 2890100700622000512; N 2390603079321000105; N 2253901023522000205) и установлено, что на дату рассмотрения дела указанные контракты являются исполненными и, соответственно, подтверждают добросовестность ООО "Альфард" как лица, исполняющего обязательства по заключенным контрактам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков используется на практике как правовой инструмент защиты заказчиков от потенциально недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Территориальный орган Федеральной антимонопольной службы в соответствии с пунктом 2 Приказ ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, что возлагает на него обязанность соблюдения конституционных прав субъектов экономических правоотношений.
Субъективным критерием недобросовестности как основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков является умысел на уклонение от заключения и исполнения условий контракта, которое предполагает недобросовестное поведение победителя закупки, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречии с требованиями Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу о том, что фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, с учетом пояснений Общества и представленных им сведений, не свидетельствуют о доказанности умышленно недобросовестных действий со стороны Общества в рассматриваемом случае.
Комиссия полагает, что применительно к рассматриваемому обращению Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе антимонопольный орган не может ограничиться формальной констатацией ненадлежащего исполнения Обществом обязательств по Контракту, а в числе прочего должен учитывать характер и степень тяжести допущенных им нарушений, совокупность действий Общества, направленных на исправление сложившей ситуации, а также учитывать одну из целей Федеральной антимонопольной службы - создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям.
Рассмотрев представленные материалы и сведения, учитывая пояснения сторон, их переписку, оценив доводы Заказчика о нарушениях Обществом обязательств по Контракту, Комиссия установила, что Общество прикладывало усилия для урегулирования сложившейся ситуации, направляло запросы поставщикам (контрагентам) с целью приобретения необходимого к поставке товара, проводило экспертизу с целью установления является ли другой товар, предлагаемый на замену стола операционного VIVAX OT-02, предусмотренного контрактом, товаром с улучшенными техническими и функциональными характеристиками. Учитывая вышеизложенное, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Общества на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в его действиях недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения контракта.
При вышеизложенных обстоятельствах, учитывая положения подпункта "а" пункта 15 Правил, вины Общества, выразившейся в намеренном неисполнении условий Контракта, Комиссией не установлено, кроме того Обществом предпринимались меры для исполнения условий контракта.
Следовательно, правовые основания для включения сведений об ООО "Альфард" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении обращения, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалах дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Сведения (вх. N 9230/22 от 23.11.2022), направленные государственным бюджетным учреждением здравоохранения Калининградской области "Межрайонная больница N1" в реестр недобросовестных поставщиков об ООО "Альфард" (ИНН 3906270770, КПП 390601001), учредитель / генеральный директор - Зильберман Роман Игоревич ИНН 390609640122, номер реестровой записи из ЕРУЗ 19176911) не включать.
Председатель Комиссии: Н.С. Иванова
Члены Комиссии Ю.А. Зацепина
А.А. Федоровский
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 5 декабря 2022 г. N 039/10/104-1009/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2022