Резолютивная часть оглашена
05.12.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Формат питания" на положения извещения об осуществлении закупки при проведении открытого электронного конкурса на оказание услуг по организации и обеспечению готовым диетическим лечебным питанием для нужд Клиник ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России (извещение N 0342100011822000503, начальная (максимальная) цена контракта - 79 382 500,00 руб.),
в присутствии представителей от Заявителя, от Заказчика с надлежаще оформленными доверенностями,
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Формат питания" на положения извещения об осуществлении закупки при проведении открытого электронного конкурса на оказание услуг по организации и обеспечению готовым диетическим лечебным питанием для нужд Клиник ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России.
Согласно доводам жалобы установленный порядок оценки заявок на участие в конкурсе не соответствует Постановлению правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, а именно:
1. Указанным постановлением не предусмотрено использование и сравнение каких-либо показателей относительно характеристик оборудования и других материальных ресурсов, имеющихся в наличии у участников закупке на праве собственности или ином законном праве;
2. Конкурсная документация не содержит информации каким документом участник должен подтвердить "удаленность" пищеблока и склада от места нахождения заказчика;
3. Для оценки по детализирующему показателю "площадь пищеблока" и "площадь складских помещений" установлена непропорциональная и дискриминационная шкала оценки предложений участников.
В связи с изложенным Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика в удовлетворении жалобы просил отказать, представил письменные пояснения.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, документацию о проведении открытого конкурса в электронной форме, протоколы, заявки участников, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе, победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки по критерию "Квалификация участников закупки" показатель "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" (приводим фрагмент порядка оценки)
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя |
Формула оценки или шкала оценки |
2.2.1 Площадь пищеблока, находящегося в собственности, аренде, концессии, расположенного не более 20 км от Заказчика по дорогам общего пользования |
20 |
Оценка по детализирующему показателю производится по шкале оценки:
- площадь пищеблока 700 кв.м и более - 100 баллов; - площадь пищеблока от 500 кв.м до 700 кв.м - 50 баллов; - менее 500 кв.м (либо информация не представлена) - 0 баллов. |
2.2.2 Удаленность пищеблока, площадью не менее 500 кв.м, находящегося в собственности, аренде, концессии, расположенного не более 20 км от Заказчика по дорогам общего пользования |
20 |
Оценка по детализирующему показателю производится по шкале оценки: -удаленность пищеблока от объекта заказчика менее 10 км - 100 баллов; -удаленность пищеблока от объекта заказчика от 10 до 20 км - 50 баллов; - удаленность пищеблока от объекта заказчика более 20 км (либо информация не представлена) - 0 баллов. |
2.2.3 Удаленность складов (складских помещений) площадью не менее 1000 кв.м, находящегося в собственности, аренде, концессии расположенных не более 20 км. от Заказчика по дорогам общего пользования, со специальными температурными режимами от минус 20 град С до +5 град С |
25 |
Оценка по детализирующему показателю производится по шкале оценки: -удаленность складов (складских помещений) от объекта заказчика менее 10 км - 100 баллов; -удаленность складов (складских помещений) от объекта заказчика от 10 до 20 км - 50 баллов; - удаленность складов (складских помещений) от объекта заказчика более 20 км (либо информация не представлена) - 0 баллов. |
2.2.4 Площадь складов (складских помещений) в собственности, аренде, концессии, расположенных не более 20 км. от Заказчика по дорогам общего пользования, со специальными температурными режимами от минус 20 град С до +5 град С |
35 |
Оценка по детализирующему показателю производится по шкале оценки:
- площадь складов (складских помещений) 2000 кв.м и более - 100 баллов; - площадь складов (складских помещений) от 1000 кв.м до 2000 кв.м - 50 баллов; - менее 1000 кв.м (либо информация не представлена) - 0 баллов. |
В Описании объекта закупки, файл Техническое задание, содержится ряд требований Заказчика, а именно:
- "Время поставки: в соответствии с графиками доставки готового питания (Приложение N2 к ТЗ). Срок реализации готовых блюд не более 2-х часов с момента приготовления с учётом времени доставки в раздаточные отделения".
- "В случае выдачи Заказчику питания ненадлежащего качества Исполнитель должен обеспечить замену на аналогичную продукцию в тот же день в течение двух часов.
- "Исполнитель обязан организовать выдачу пищи по весу с учётом выхода блюд и количества порций, согласно установленному в учреждении Заказчика графиком питания.
Соблюдать температурный режим выдаваемой пищи:
- первые блюда - не ниже 75 °C,
- вторые блюда - не ниже 65 °C,
- гарниры - не ниже 65 °C,
- холодные блюда и напитки - от 7 до 14 °C.".
Данные требования поясняют, почему Заказчиком используется в качестве показателя обеспеченности материальными ресурсами детализирующий показатель "Удаленность пищеблока, _, расположенного не более 20 км от Заказчика по дорогам общего пользования".
Согласно пояснениям Заказчика, детализирующий показатель "площадь" соотносится с требованием Заказчика к одновременному приготовлению определенного количества блюд. Учитывая заполняемость Клиник СамГМУ, Заказчиком сформулированы оптимальные и минимальные требования к площади пищеблока, основанные на имеющемся опыте обеспечения лечебным питанием пациентов Клиник на собственном пищеблоке площадью 1116 м2. Соответственно оптимальной площадью является пищеблок с площадью не менее 1000 кв.м.
Учитывая изложенное, первый довод жалобы Заявителя признается необоснованным.
В разделе "III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе содержится исчерпывающий список документов, предоставляемых участниками в составе заявки, подтверждающих значения показателей оценки и детализирующих показателей.
" _К оценке принимаются:
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества в собственности участника закупки);
- договор аренды объекта недвижимого имущества на срок исполнения контракта, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением акта передачи арендованного объекта недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на праве аренды);
иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на ином законном основании).
К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями.
Непредставление в составе заявки на участие в закупке таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в закупке_."
На основании запрашиваемых документов Заказчик имеет возможность определить удаленность, используя открытые источники информации или любые электронные ресурсы. Расчет происходит от объекта по адресу Заказчика до объекта по адресу, указанному участником в документах из состава заявки путем прокладывания маршрута по дорогам общего пользования. Адрес объекта - обязательная характеристика любого объекта, указываемая в составе перечисленных выше подтверждающих документов и является достаточной для проведения оценки заявок участников.
На основании вышеизложенного, второй довод Заявителя также признается необоснованным.
Порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок установлены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (далее - Постановление 2604).
Согласно пункту 26 Постановления N 2604 оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
В соответствии с пунктом 20 Постановления N 2604 если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул:
а) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
б) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
в) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где - предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком;
г) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где - предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком;
д) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
е) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
ж) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
з) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
Однако, Заказчик в нарушение указанного пункта, а также пункта 26 Постановления N 2604 установил в конкурсной документации иной порядок оценки заявок на участие в конкурсе по критерию "Квалификация участников закупки", а именно шкалу оценки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Формат питания" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 26 Постановления N 2604.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений.
4. Передать материалы жалобы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 8 декабря 2022 г. N 529-10194-22/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2022