Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Калитина Н.А. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Члены Комиссии:
Воронина К.Ф. - начальник отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Гребенюкова М.Е. - заместитель начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей:
Государственного областного казенного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области Конюховой Е.А., Ковалевой М.А., Улезькова А.П., Игнатова Д.В.,
Комитета по конкурентной политике Мурманской области Базоевой Л.В.,
Федерального автономного учреждения "Российский дорожный научно-исследовательский институт" Моисейченковой Л.А.,
рассмотрев жалобу ФАУ "РОСДОРНИИ" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона "Оказание услуг по проведению строительного контроля при осуществлении реконструкции автоподъезда к селу Териберка, км 10 - км 20" (0149200002322006420) в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
16.11.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона в электронной форме.
Организация, осуществляющая размещение: Комитет по конкурентной политике Мурманской области.
Заказчик: ГОКУ по управлению автомобильными дорогами Мурманской области.
Наименование объекта закупки: Оказание услуг по проведению строительного контроля при осуществлении реконструкции автоподъезда к селу Териберка, км 10 - км 20.
Национальный проект: Безопасные качественные дороги/Региональный проект: Дорожная сеть.
Начальная (максимальная) цена контракта: 15 396 677,00р.
Не согласившись с действиями Учреждения в части установления требований к участникам закупки Заявитель обратился с жалобой в антимонопольный орган. Также ФАУ "РОСДОРНИИ" обжалует обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Жалоба Заявителя рассмотрена дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, выслушав возражения Комитета по конкурентной политике Мурманской области, Заказчика исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Рассматриваемые торги проведены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 названной статьи.
Частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона; определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги; соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Таким образом, соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Учитывая вышеизложенное, при рассмотрении жалоб участников закупок, проведении внеплановых проверок действий заказчика в полномочия ФАС России входит контроль за соблюдением заказчиком законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в части наличия в документации о закупке, извещении об осуществлении закупки обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссией Мурманского УФАС установлено, что Заказчик обосновал начальную (максимальную) цену контракта сметный методом в соответствии с приказом министерства строительства и ЖКХ РФ от 23.12.2019 N841-пр.
Антимонопольный орган не усматривает нарушений норм Закона о контрактной системе при выборе Заказчиком метода обоснования цены контракта.
Вместе с тем, жалоба ФАУ "РОСДОРНИИ" будут направлена по подведомственности в орган внутреннего государственного финансового контроля для рассмотрения в рамках компетенции.
По доводу жалобы об установлении требований к участникам закупки с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе регламентировано, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 вышеназванного закона при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как ранее было отмечено, объектом проводимой закупки является оказание услуг по проведению строительного контроля при осуществлении реконструкции автоподъезда к селу Териберка, км 10 - км 20.
Постановлением Правительства РФ от 20.04.2022 N 712 "Об установлении случаев принятия Правительством Российской Федерации решений о проведении строительного контроля федеральными органами исполнительной власти или подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, указанными в части 2.1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 712) установлено, что в рамках государственных программ Российской Федерации "Развитие транспортной системы", "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", а также иных программ Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации: строительный контроль при строительстве объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства регионального или межмуниципального значения, местного значения, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которого планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, осуществляется подведомственным Министерству транспорта Российской Федерации государственным (бюджетным или автономным) учреждением в случае, если сметная стоимость такого объекта превышает 500 млн. рублей.
Согласно условиям Дополнительного соглашения N 108-17-2022-135/2 к Соглашению о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета от 27.12.2021 N 108-17-2022-135, заключенному между Федеральным дорожным агентством и Правительством Мурманской области, финансовое обеспечение выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства осуществляется за счет о межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.
Объект капитального строительства "Реконструкция автоподъезда к селу Териберка, км 10 - км 20" финансируется, в том числе, из средств федерального бюджета в рамках федерального проекта "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения", сметная стоимость объекта превышает 500 млн. рублей. В этой связи оказание услуг по проведению строительного контроля при выполнении работ по "Реконструкции автоподъезда к селу Териберка, км 10 - км 20" может осуществляться исключительно подведомственным Министерству транспорта Российской Федерации государственным (бюджетным или автономным) учреждением.
В нарушение части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении аукциона не установлено требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно, что участниками закупки могут быть исключительно подведомственные Министерству транспорта Российской Федерации государственные (бюджетные или автономным) учреждения.
Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФАУ "РОСДОРНИИ" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона "Оказание услуг по проведению строительного контроля при осуществлении реконструкции автоподъезда к селу Териберка, км 10 - км 20" (0149200002322006420) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Государственного областного казенного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области нарушение части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
М.Е. Гребенюкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 1 декабря 2022 г. N 051/06/106-693/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2022