рассмотрев обращение (вх. N 17705/22) ФБУ "Администрация "Камводпуть" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Сонзи" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на текущий ремонт кровли здания управления механизмами ворот N 7 ВНШ (изв. N 0356100007822000040),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 28.11.2022 г. в 15:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 01.12.2022 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356100007822000040 ФБУ "Администрация "Камводпуть" проводился электронный аукцион на текущий ремонт кровли здания управления механизмами ворот N 7 ВНШ. Начальная (максимальная) цена контракта - 989 713,69 руб.
13.09.2022 г. между Заказчиком и ООО "Сонзи" (далее - Подрядчик) заключен контракт на текущий ремонт кровли здания управления механизмами ворот N 7 ВНШ на сумму 760 720,02 руб. (далее - Контракт). 21.10.2022 г. между Заказчиком и Подрядчиком было заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым, цена Контракта была уменьшена до 696 493, 20 руб.
В связи с тем, что Подрядчиком были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по текущему ремонту кровли здания управления механизмами ворот N 7 ВНШ, в соответствии с условиями настоящего контракта, своевременно сдать результаты Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполнение работ в порядке и на условиях контракта.
1.2. Подрядчик в счёт стоимости, указанной в п. 2.1. контракта, обязуется собственными и (или) привлеченными силами, техническими средствам, материалами выполнить работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту).
Заказчик вправе:
7.1.1. Требовать от Подрядчика надлежащего выполнения обязательств по настоящему контракту.
Осуществлять контроль качества поступающих для выполнения работ материалов, оборудования и конструкций.
Осуществлять контроль хода выполнения работ.
7.1.2. В случае выявления при приемке ненадлежащего выполнения работ по контракту требовать от Подрядчика устранения выявленных недостатков.
Заказчик обязан:
7.2.1. Создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результат их выполнения по их завершению и оплатить обусловленную настоящим контрактом цену в порядке, предусмотренном настоящим контрактом.
Подрядчик обязан:
7.4.1. Выполнить и сдать работы в соответствии с Техническим заданием, и условиями контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
11.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
- отступление Подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми. Решение об одностороннем отказе принимается и оформляется в соответствии с действующим законодательством (пункт 3 статьи 723 ГК РФ);
Из поступившего обращения Заказчика следует, что в соответствии с п. 4.1.1. контракта Заказчик перечислил ООО "Сонзи" аванс в размере 30 % от цены контракта - 228 216,01 рублей (Платежное поручение N 525 от 19.09.2022 г.). При контроле производства работ по контракту N 44-08/22 от 13 сентября 2022 г. на текущий ремонт кровли здания управления механизмами ворот N 7 ВНШ Заказчиком были обнаружены следующие дефекты при устройстве стяжки цементно-песчаным раствором:
- значительно превышено значение неровностей плавного очертания;
- стяжка установлена не по всей площади кровли (отсутствует стяжка в юго-западном, в северо- западном и юго-восточном углах);
- армирующая сетка не связана между собой;
- не выдержана толщина стяжки;
- не выдержан уклон стяжки;
- в местах примыкания стяжки к парапетам отсутствуют наклонные бортики.
Данные дефекты, по указанию Заказчика, не пригодны для устройства кровель из рулонных кровельных гидроизоляционных наплавляемых материалов. Требуется демонтаж уложенной стяжки, повторное устройство стяжки.
Заказчиком Подрядчику было предложено в кратчайшие сроки устранить выявленные недостатки.
При этом, Заказчик указывает, что сотрудники ООО "Сонзи" появлялись на объекте не регулярно, что в свою очередь, по мнению Заказчика, свидетельствует о том, что работы Подрядчиком не велись должным образом.
В связи с вышеуказанным, Заказчиком 11.11.2022 г. сформировано и размещено в единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 11.11.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 22.11.2022 г.
Информация об ООО "Сонзи" направлена в адрес Пермского УФАС России 24.11.2022 г. посредством функционала единой информационной системы (далее - ЕИС).
В письменных пояснениях представитель Подрядчика указал, что в связи с объявленной 21.09.2022 г. частичной мобилизацией в РФ, трое сотрудников Подрядчика, имеющие удостоверение на выполнение высотных работ были мобилизованы. В связи с указанным обстоятельством, Подрядчик в течение 10 дней осуществлял подготовку новых кадров, для выполнения высотных работ. В ходе выполнения предусмотренных Контрактом работ, Подрядчиком, в связи с возможными осадками, был сооружен навес. С целью обеспечения качества выполняемых работ Подрядчиком был заказан миксер с готовым раствором, по стоимости в 2 раза превышающий стоимость раствора, приготовленного вручную. Также, в ходе выполнения работ, Подрядчиком использовалась арматура размером 50*50, но ввиду исчерпания запасов указанной арматуры, Подрядчик, в условиях сохранения качества выполняемых работ, использовал арматуру 100*100. Подрядчик указывает, что первоначально указанные действия Заказчика были приняты Заказчиком, вместе с тем, позднее Заказчик потребовал замены установленной арматуры на арматуру, размеры которой установлены Техническим заданием к Контракту. По указанию Подрядчика, в один из дней, исполнители Подрядчика не были допущены на объект Заказчиком. Позднее Заказчик установил требование к Подрядчику о демонтаже стяжки. Подрядчик указал, что предложенные Подрядчиком меры о выравнивании стяжки и ручном заполнении углов не были приняты Заказчиком. На основании указанного Подрядчиком были проведены работы по демонтажу стяжки.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
В результате анализа условий контракта, переписки между сторонами, Комиссией установлено следующее.
Так, в адрес Комиссии была представлена переписка, которая велась между сторонами, в результате анализа которой Комиссией был установлен факт взаимодействия между сторонами, направленного на исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом.
Кроме того, Заказчик указывает, что Заказчиком были обнаружены следующие дефекты при устройстве стяжки цементно-песчаным раствором:
- значительно превышено значение неровностей плавного очертания;
- стяжка установлена не по всей площади кровли (отсутствует стяжка в юго-западном, в северо- западном и юго-восточном углах);
- армирующая сетка не связана между собой;
- не выдержана толщина стяжки;
- не выдержан уклон стяжки;
- в местах примыкания стяжки к парапетам отсутствуют наклонные бортики.
При этом, в адрес Комиссии не было представлено доказательств, подтверждающих доводы Заказчика о наличии дефектов при устройстве стяжки цементно-песчаным раствором.
Вместе с тем, по указанию Подрядчика, выполненные работы соответствовали требованиям о качестве, а выявленные Заказчиком недостатки могли быть устранены Подрядчиком.
На основании указанного, Комиссией установлено наличие между сторонами спора о качестве выполненных работ.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Также Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "Сонзи" с 2021 г. исполнило 5 контрактов. Следовательно, ООО "Сонзи" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Сонзи" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Сонзи" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 1 декабря 2022 г. N РНП-59-515
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2022