рассмотрев обращение (вх. N 17768/22) ГБУ "Управление общежитиями среднего профессионального образования Пермского края" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Энергостроймагнит" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на устройство универсальной спортивной площадки (система электроснабжения, система видеонаблюдения, СКУД) по адресу: г. Пермь, ул. Сысольская, 14а (изв. N 1056500001022000153),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 29.11.2022 г. в 11:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 02.12.2022 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 1056500001022000153 ГБУ "Управление общежитиями среднего профессионального образования Пермского края" проводился электронный аукцион на устройство универсальной спортивной площадки (система электроснабжения, система видеонаблюдения, СКУД) по адресу: г. Пермь, ул. Сысольская, 14а. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 507 606,00 руб.
16.09.2022 г. между Заказчиком и ООО "Энергостроймагнит" (далее - Подрядчик) заключен контракт на устройство универсальной спортивной площадки (система электроснабжения, система видеонаблюдения, СКУД) по адресу: г. Пермь, ул. Сысольская, 14а на сумму 1 500 067,97 руб. (далее - Контракт).
В связи с тем, что Подрядчиком были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить устройство универсальной спортивной площадки (система электроснабжения, система видеонаблюдения, СКУД) по адресу: г. Пермь, ул. Сысольская, 14а (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем работ, требования к качеству, порядку выполнения работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала выполнения работ: С даты заключения Контракта.
1.4. Срок окончания выполнения работ: 15 календарных дней с даты начала выполнения работ
1.5. Место выполнения работ: 614032, Пермский край, г. Пермь, улица Сысольская, дом 14а.
Заказчик вправе:
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
4.1.8. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу выполненных работ (ее результатов) с привлечением экспертов, экспертных организаций.
Подрядчик обязан:
4.4.1. Обеспечить выполнение работ по Контракту в соответствии с проектной и рабочей документацией;
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.5.1. неисполнении Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
7.5.2. непредоставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком;
7.5.3. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
7.5.4. просрочка исполнения иных обязательств по Контракту более чем на 5 календарных дней;
7.5.5. отказ от устранения или фактического неустранения допущенных Подрядчиком дефектов и недостатков в срок, указанный Заказчиком, либо допущения не согласованных с Заказчиком отступлений от технических условий и заданий или нормативно-правовых актов, либо фактическое неисполнение требований, предписаний Заказчика в течение срока, определенного Заказчиком или снижения качества услуг в результате нарушения Подрядчиком условий Контракта;
7.5.6. отказ Подрядчика от выполнения условий настоящего Контракта;
7.5.7. отступления Подрядчика от условий Контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок либо являются существенными и неустранимыми (п.3 ст.723 ГК РФ);
7.5.8. в иных случаях, предусмотренных Контрактом и гражданским законодательством РФ.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что в соответствии с пунктами 1.3-1.4. Контракта, срок начала выполнения работ: с даты заключения Контракта. Срок окончания выполнения работ: 15 календарных дней с даты начала выполнения работ. Таким образом, работы по Договору (с учётом выходного дня) должны быть завершены не позднее 03 октября 2022 года. К моменту принятия решения об одностороннем отказе работы Подрядчиком не завершены. Просрочка выполнения работ составляет: 15 календарных дней.
В связи с вышеуказанным, Заказчиком 01.11.2022 г. сформировано и размещено в единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 01.11.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 14.11.2022 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Следовательно, регламентированным сроком направления обращения является 16.11.2022 г.
Вместе с тем, информация об ООО "Энергостроймагнит" направлена в адрес Пермского УФАС России лишь 24.11.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
Комиссией установлено, что вышеуказанные действия Заказчика, в части направления сведений в контрольный орган, нарушают требования ч. 16 ст. 95 Закона о закупках.
В действиях Заказчика содержатся признаки состава нарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ
В письменных пояснениях представитель Подрядчика указал, что 03.10.2022 г. исх. N 110/1 Подрядчик уведомил Заказчика об обстоятельствах, повлиявших на увеличение сроков выполнения работ, а именно о том, что часть оборудования, подлежащая монтажу, снята с производства, а часть оборудования в связи с введенными в отношении РФ санкций не поставляется на территорию России. Подрядчик указывает, что обратился к Заказчику с согласованием использования аналогичного оборудования, взамен предусмотренного условиями Контракта. 20.10.2022 г. исх. N 01-12-619-и Заказчиком было направлено письмо в адрес Подрядчика об отказе в согласовании предложенных Подрядчиком вариантов оборудования. Вместе с тем, Подрядчик указывает, что, не смотря на отсутствие согласования с Заказчиком по вышеуказанному вопросу, им были выполнены предусмотренные контрактом обязательства - письмом от 31.10.2022 г. исх. N121/1 Подрядчик уведомил Заказчика о том, что работы на Объекте завершены 28.10.2022 г.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Так, в адрес Комиссии была представлена переписка, которая велась между сторонами, исходя из анализа которой, Комиссией установлено, что Подрядчиком осуществлялись работы, выполнение которых предусмотрено условиями Контракта. Указанное обстоятельство подтверждается также пояснениями сторон, данными сторонами в ходе заседания Комиссии.
Кроме того, Подрядчиком в адрес Комиссии представлена переписка с ООО ТД "Випакс", предметом которой является поставка материалов и оборудования, необходимого в целях исполнения условий Контракта.
Таким образом, Подрядчиком предпринимались меры, направленные на исполнение Подрядчиком условий Контракта. Доказательств обратного в адрес Комиссии представлено не было.
Также Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "Энергостроймагнит" исполнило 24 контракта. Следовательно, ООО "Энергостроймагнит" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Энергостроймагнит" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "Энергостроймагнит" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 16 ст. 95 Закона о закупках.
3. Передать материалы настоящего обращения должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 ноября 2022 г. N РНП-59-520
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2022