рассмотрев обращение (вх. N 17855/22) ГКУСО ПК "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей" г. Перми (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Токареве А.А. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по обслуживанию и эксплуатации узлов учета тепловой энергии и систем автоматического регулирования теплоносителей зданий (изв. N 0356300118021000039),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 01.12.2022 г. в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 05.12.2022 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300118021000039 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по обслуживанию и эксплуатации узлов учета тепловой энергии и систем автоматического регулирования теплоносителей зданий. Начальная (максимальная) цена контракта - 124 295,00 руб.
27.10.2021 г. между Заказчиком и ИП Токаревым А.А. (далее - Исполнитель) заключен контракт на выполнение работ по обслуживанию и эксплуатации узлов учета тепловой энергии и систем автоматического регулирования теплоносителей зданий на сумму 12 520 426,86 руб. (далее - Контракт).
В связи с тем, что Подрядчиком были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
1.1. Исполнитель обязуется выполнить работы по обслуживанию и эксплуатации узлов учета тепловой энергии и систем автоматического регулирования теплоносителей зданий (далее - услуга), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем оказываемых услуг, требования к качеству и порядку оказания услуг определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала оказания услуг: 01.01.2022 г.
1.4. Срок окончания оказания услуг: 31.12.2022 г..
Заказчик вправе:
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством;
Заказчик обязан:
4.2.4. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, Подрядчика).
Исполнитель обязан:
4.4.1. Своевременно и надлежащим образом оказать услуги и предоставить Заказчику результаты оказанной Услуги, предусмотренные Контрактом, а также документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. если в ходе исполнения Контракта информация об Исполнителе, в том числе информация о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
7.4.2. неисполнение Исполнителем в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
7.4.3. непредоставление Исполнителем информации обо всех соисполнителях, заключивших договор или договоры с Исполнителем, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с соисполнителем;
7.4.4. нарушение порядка и срока оказания услуг более 1 раза;
7.4.5. оказание некачественных услуг, по которым Заказчиком направлялось соответствующее уведомление об устранении выявленных нарушений (претензия);
7.4.6. не выполнение требования Заказчика об устранении выявленных нарушений в установленный срок;
Из поступившего обращения Заказчика следует, что в ходе исполнения Контракта Заказчиком выявлено и зафиксировано неоднократное систематическое нарушение Исполнителем условий Контракта, что привело к завышению объемов потребляемой тепловой энергии Теплоснабжающей организацией. Претензии N 653, N871 о некачественном и несвоевременном оказании услуг были направлены Заказчиком в адрес Исполнителя 12.08.2022 г. и 01.11.2022 г. соответственно. Вместе с тем, Заказчик уточняет, что указанные в претензиях требования не были удовлетворены Исполнителем.
На основании указанного, 10.11.2022 г. Заказчиком принято и размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в реестровой записи контракта N 2590801184921000047 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 10.11.2022 г.
Вместе с тем, согласно данным единой информационной системы, принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе было получено Исполнителем лишь 14.11.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 25.11.2022 г.
Информация об ИП Токареве А.А. направлена в адрес Пермского УФАС России 28.11.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии, представитель Исполнителя указал, что в полном объеме выполнял принятые на себя обязательства, в том числе, соблюдая условия договора, на которые указывает Заказчик. В частности, отчеты о потреблении тепловой энергии и теплоносителя представлялись за период с января по март 2022 г., Исполнитель указывает, что позднее Заказчику был предоставлен доступ к личному кабинету электронной системы АЛИС Элдис. Указанное обстоятельство, по указанию Исполнителя, повлекло за собой отсутствие необходимости о предоставлении отчетов Исполнителем в данной части. Необходимость проведения очередной поверки приборов учета зафиксирована в п. 4.4 Технического задания. Исполнитель пояснил, что отдельное уведомление от Заказчика в адрес Исполнителя не направлялось. Ввиду необходимости замены прибора учета по адресу г. Пермь, ул. Якуба Колоса, д. 8 Исполнителем были составлены соответствующие документы и направлены на электронную почту заказчика. Неисправности иных приборов учета, по указанию Исполнителя, не возникали. Исполнитель указал также, что все оказанные услуги регистрировались в журнале. Кроме того, Исполнитель пояснил, что необходимость списания прибора учета до момента расторжения контракта не возникала, а акт о техническом состоянии в конце срока действия договора не был составлен, потому что контракт был расторгнут досрочно.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Исполнителя недобросовестного поведения и оснований для включения сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Исходя из размещенной информации в реестровой записи контракта, товарным накладным и платежным поручениям, Исполнителем осуществлены работы, предусмотренные Контрактом на сумму 103 579,20 руб., что составляет 83.33 % от общего объема.
Кроме того, исходя из анализа пояснений сторон, Комиссией установлено наличие между сторонами спора о порядке исполнения Контракта.
Указанный спор носят гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Исполнителя.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком взятых на себя обязательств, сведения об ИП Токареве А.А. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Токареве А.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 октября 2022 г. N РНП-59-521
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2022