рассмотрев обращение (вх. N 17972/22) Управления ЖКХ и благоустройства Администрации Куединского МО (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Станкоцентр Велес" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на содержание территории кладбища с. Аряж (изв. N 0356500001422000388),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 05.12.2022 г. в 16:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 06.12.2022 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500001422000388, ГКУ ПК "ЦОЗ", Управлением ЖКХ и благоустройства Администрации Куединского МО проводился электронный аукцион на содержание территории кладбища с. Аряж (изв. N 0356500001422000388). Начальная (максимальная) цена контракта - 632 606,40 руб.
24.05.2022 г. между Заказчиком и ООО "Станкоцентр Велес" (далее - Исполнитель) заключен контракт на содержание территории кладбища с. Аряж на сумму 485 684,53 руб. (далее - Контракт). Снижение НМЦЕ составило - 23.22 %.
В связи с тем, что Исполнителем были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Исполнитель обязуется оказать услуги по содержанию территории кладбища с. Аряж в соответствии с Техническим заданием (далее - услуга), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем услуг, требования к качеству, порядку оказания услуг, результату услуг, а также требования к гарантии качества оказанных услуг, гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества (в случае установления таких требований) определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала оказания услуг: 01.07.2022 г.
1.4. Срок окончания оказания услуг: 01.08.2022 г.
Заказчик вправе:
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
4.1.8. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу выполненных работ (ее результатов) с привлечением экспертов, экспертных организаций.
Исполнитель обязан:
4.4.1. Своевременно и надлежащим образом оказать услуги и предоставить Заказчику результаты оказанной услуги, предусмотренные Контрактом, а также документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом;
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.5.1. неисполнении Исполнителем в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
7.5.2. непредоставление Исполнителем информации обо всех соисполнителях, заключивших договор или договоры с Исполнителем, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с соисполнителем.
7.5.3. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что в соответствии с п. 1.4 Контракта, 1.4. Срок окончания оказания услуг: 01.08.2022 г. Вместе с тем, Заказчик указывает, что по состоянию на 01.11.2022 г. предусмотренные Контрактом обязательства Исполнителем в полной мере исполнены не были. Указанные нарушения подтверждаются направленными Заказчиком в адрес Исполнителя документами:
- уведомление о нарушении сроков начала оказания услуг от 14.07.2022 г. N 458;
- уведомление о нарушении сроков оказания услуг от 01.08.2022 г. N 483;
- уведомление о нарушении сроков оказания услуг от 22.08.2022 г. N 509;
- предложение о расторжении Контракта по соглашению сторон с проектом Соглашения о расторжении от 16.09.2022 г. N 599.
В связи с вышеуказанным, Заказчиком 14.11.2022 г. сформировано и размещено в единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 14.11.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 25.11.2022 г.
Информация об ООО "Станкоцентр Велес" направлена в адрес Пермского УФАС России 29.11.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях представитель Исполнителя указал, что после выезда Исполнителя на объект для начала работ выяснилось, что технологию валки деревьев необходимо изменить, поскольку при использовании автомобильной спецтехники становится невозможным проезд к деревьям (ввиду того, что на пути имеются могилы и надгробия), в связи с чем работы по валке деревьев подлежали выполнению без применения спецтехники. Исполнитель указал, что для оказания услуг необходимо было задействовать промышленных альпинистов, процесс найма которых стал причиной несвоевременного начала Исполнителем оказания услуг. На основании указанного, письмом исх. N10 от 22.07.2022 г. Исполнитель обратился к Заказчику с предложением продлить срок оказания услуг. При этом, Исполнитель пояснил, что на момент расторжения Контракта, была полностью осуществлена валка деревьев в городских условиях: (липа, сосна, кедр, тополь) диаметром до 300 мм; разделка древесины мягких пород, полученной от валки леса, диаметр стволов: до 32 см (в количестве 37 деревьев), валка деревьев в городских условиях: (липа, сосна, кедр, тополь) диаметром более 300 мм (в количестве 26 деревьев), разделка древесины мягких пород, полученной от валки леса, диаметр стволов: более 32 см (в количестве 26 деревьев). Кроме того, Исполнитель отмечает, что 16.09.2022 г. от Заказчика поступило предложение о расторжении Контракта по соглашению сторон при этом, Исполнитель имел намерение исполнить весь объем обязательств, предусмотренных Контрактом, ввиду чего от указанного предложения Заказчика отказался.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Исполнителя недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Так, в адрес Комиссии были представлены фотографии с места производства работ, свидетельствующие о выполнении Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом.
Таким образом, Комиссией установлено, что Исполнителем предпринимались меры, направленные на исполнение условий Контракта. Доказательств обратного в адрес Комиссии представлено не было.
Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "Станкоцентр Велес" исполнило 17 контрактов. Следовательно, ООО "Станкоцентр Велес" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Исполнителем взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Станкоцентр Велес" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Станкоцентр Велес" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 декабря 2022 г. N РНП-59-525
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2022