Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - А.В. Калинина, ведущий специалист - эксперт, А.Н. Пшенникова, ведущий специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- МКУ Служба "Заказчик" Назаровского района (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) сведений в отношении ООО "АКЗ ЭнергоСервис" (ИНН 2222816690), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "АКЗ ЭнергоСервис" (ИНН 2222816690) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта "Поставка водогрейных котлов", извещение N 0819300000122000086 (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения ООО "АКЗ ЭнергоСервис" условий
контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам заказчика и ООО "АКЗ ЭнергоСервис" (далее - общество, поставщик) было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки РНП N 024/10/104-3231/2022, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
Из Правил ведения РНП 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей" (далее - Правила) следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
В заседании по рассмотрению обращения о включении сведений в РНП присутствовал представитель заказчика, представитель общества посредством видео - конференц связи, подтвердившие свои полномочия и личности.
Из обращения заказчика следует, что между МКУ Служба "Заказчик" Назаровского района и ООО "АКЗ ЭнергоСервис" по итогам проведения электронного аукциона был заключен контракт на поставку водогрейных котлов от 09.09.2022.
В связи с ненадлежащим исполнением обществом обязательств по контракту заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об ООО "АКЗ ЭнергоСервис" направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком, обществом и содержащиеся в единой информационной системе, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru 15.08.2022 было размещено извещение о проведении электронного аукциона на "Поставка водогрейных котлов", номер извещения N 0819300000122000086.
Комиссия отмечает, что ООО "АКЗ ЭнергоСервис" добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, общество с ограниченной ответственностью, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо осуществить поставку товара, являющегося предметом контракта.
Комиссией установлено, что согласно пункту 1.1. контракта: "Поставщик обязуется поставить Покупателю водогрейные котлы (далее - товар) по наименованию, количеству, ассортименту и характеристикам согласно Техническому заданию (Приложение N 1), Спецификации (Приложение N 2), в срок, указанный в разделе 4 контракта, а Покупатель обязуется принять и оплатить поставленный товар".
Согласно пункту 4.1 контракта: "Товар должен быть поставлен в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента заключения муниципального контракта".
Согласно пункту 4.3 контракта: "Датой поставки товара является дата подписания Покупателем (Получателем), товарных накладных по форме ТОРГ-12 ("универсального передаточного документа") и (или) Акта сдачи-приемки товара.
Обязательства Поставщика по передаче товара считаются выполненными с момента приемки товара и подписания сторонами товарных накладных по форме ТОРГ-12 ("универсального передаточного документа") и (или) Акта сдачи-приемки".
Согласно пункту 11.1 контракта "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Гражданским кодексом Российской Федерации".
Согласно материалам, поступившим от заказчика, на момент принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, контракт исполнен ненадлежащим образом.
В связи с тем, что Поставщиком были допущены существенные нарушения условий контракта, выразившиеся в неисполнении обязательств по поставке водогрейных котлов, заказчик на основании частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, раздела 11 контракта, 08.11.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 указанной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта 08.11.2022. Решение было размещено в ЕИС 08.11.2022. Согласно ЕИС датой расторжения контракта является 21.11.2022.
Вместе с тем от поставщика было представлено подписанное заказчиком и обществом соглашение о расторжении муниципального контракта от 01.11.2022. На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что заказчиком изначально было принято решение о расторжении контракта по соглашению сторон, однако в последующем заказчик от данного решения отказался. При этом, по мнению заказчика, представленное Комиссии соглашение является проектом и не имеет юридической силы. Однако, Комиссия, проанализировав представленное соглашение, не установила, что оно является проектом, в том числе, поскольку содержит подписи двух сторон контракта и не содержит указаний о том, что документ является проектом. Кроме того, из переписки сторон, в раках которой направлялось соглашение, также не следует, что данный документ является проектом или что заказчик относился к данному документу, как к проекту. Ввиду изложенного Комиссия приходит к выводу, что контракт прекратил свое действие 01.11.2022 на основании обоюдного согласия сторон.
Указанный факт лишал заказчика возможности 08.11.2022 принять решение об одностороннем расторжении контракта и, как следствие, такое решение не могло вступить в законную силу.
В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
Ввиду того, что заказчиком нарушены требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Комиссия в силу вышеуказанных требований Правил ведения РНП не имеет правовых оснований для принятия решения о включении сведений в отношении общества в РНП.
Вместе с тем Комиссия установила, что общество до расторжения контракта поставило заказчику товар. Однако заказчиком произведен детальный осмотр такого товара и установлено его несоответствие требованиям технического задания (техническим заданием предусмотрена труба бесшовная, однако поставлен был котел из шовной трубы). При этом заказчик пояснил, что "согласно техническому заданию заказчику необходимы к поставке водогрейные котлы трубная часть которой должна быть изготовлена из бесшовной горячедеформированной трубы по ГОСТ 8732-78 из Ст20 группы Б по ГОСТ 8731-74. При расчете стоимости муниципального контракта заказчиком была учтена стоимость данных материалов, после заключения контракта заказчиком дополнительно было разъяснено какая именно труба должна быть у данных котлов, однако после получения от поставщика товара предусмотренного контрактом, заказчиком была проведена экспертиза силами заказчика, из которой следует, что вводы в котлах заварены для невозможности заказчиком определить шовность трубы, после вскрытия специалистами заглушек и проведения осмотра заказчиком было выявлено несоответствие поставленного товара в виде шовной трубы. Заказчиком были выставлены штрафные санкции в адрес поставщика и заявлено о возможном факте мошенничества со стороны поставщика, в связи с большой разницей в цене между котлами с шовной трубой и бесшовной трубой".
Общество на заседании Комиссии факт несоответствия поставленного им товара подтвердило, указало на невозможность поставки котла с бесшовной трубой, что подтверждается письмами контрагентов. Вместе с тем Комиссия установила, что об указанной невозможности общество заказчика не информировало. При этом, анализируя фактическое поведение общества при участии в закупке (факт подачи ценового предложения равного 3 139 270,00, что ниже НМЦК более чем на 20 процентов) и исполнении контракта (факт сокрытия поставки шовной трубы), а также учитывая, что бесшовная труба значительно дороже шовной, и пояснения общества относительно того, что шовная труба по своим свойствам бесшовной не уступает, Комиссия не может прийти к выводу, что общество изначально (на момент подачи ценового предложения) планировало поставлять котел с бесшовной трубой, что свидетельствует о признаках акта недобросовестной конкуренции со стороны общества.
Ввиду изложенного Комиссия решила передать в соответствующее структурное подразделение Красноярского УФАС России материалы обращения для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении общества по факту недобросовестной конкуренции при участии в публичной процедуре, имеющей извещение N 0819300000122000086.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия решила сведения, представленные заказчиком об ООО "АКЗ ЭнергоСервис", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
А.В. Калинина
|
|
А.Н. Пшенникова |
|
|
Исп.Пшенникова А.Н.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 30 ноября 2022 г. N 024/10/104-3231/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2022