Комиссия Красноярского УФАС России рассмотрению обращения о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - А.А. Кириллова, начальник отдела, О.В. Рогова, старший государственный инспектор (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - КГБУСО "Центр социальной помощи семье и детям "Эдельвейс" (далее - заказчик) о внесении сведений об ООО "Фирма Сибтранском" (ИНН - 2466018078) (далее - исполнитель, общество) в реестр недобросовестных поставщиков, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о внесении сведений об ООО "Фирма Сибтранском" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта ЭА-N-6145/22 "Оказание услуг по разработке проектной документации по объекту: "Капитальный ремонт помещений КГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям "Эдельвейс" с учетом прохождения государственной экспертизы, получения положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта", номер извещения 0119200000122006196 (далее - электронный аукцион). (далее - электронный аукцион).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП) Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением ООО "Фирма Сибтранском" условий такого контракта.
Красноярским УФАС России по адресам местонахождения заказчика и общества были направлены уведомления о назначении даты заседания по включению РНП, в которых содержались требования о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседаний Комиссии по рассмотрению обращения о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
На основании вышеизложенных обстоятельств Комиссией Красноярского УФАС России 01.12.2022 в 12 часов 30 минут (по местному времени) было рассмотрено по существу обращение заказчика и представленные им документы в присутствии представителей заказчика, общества, надлежащим образом подтвердивших свои полномочия. От общества в адрес Красноярского УФАС поступили пояснения о причинах неисполнения контракта в полном объеме и принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Из обращения заказчика следует, что между КГБУСО "Центр социальной помощи семье и детям "Эдельвейс" и ООО "Фирма Сибтранском" по итогам проведения электронного аукциона был заключен контракт N6145/22 от 24.06.2022 "Оказание услуг по разработке проектной документации по объекту: "Капитальный ремонт помещений КГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям "Эдельвейс" с учетом прохождения государственной экспертизы, получения положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта". Обществом было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об ООО "Фирма Сибтранском" направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и содержащиеся в единой информационной системе, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
В связи с возникшей у заказчика потребностью заказчиком были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона. По результатам проведения электронного аукциона между заказчиком и ООО "Фирма Сибтранском" заключен контракт на оказание услуг по разработке проектной документации.
Комиссией установлено, что Исполнитель взял на себя обязательство оказать услугу по разработке проектной документации по объекту: "Капитальный ремонт помещений КГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям "Эдельвейс" с учетом прохождения государственной экспертизы, получения положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта (далее - Услуга) в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение 1 к Контракту), являющегося неотъемлемой частью контракта, и сдать результат услуг Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в размере и в порядке, которые установлены Контрактом.
Согласно пункту 1.3 контракта "результатом оказания Услуг является полный комплект проектно-сметной документации по каждому помещению, указанному в Описании объекта закупки на оказание услуг по разработке проектной документации по объекту: "Капитальный ремонт помещений КГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям "Эдельвейс" (помещение N 1, помещение N 2, помещение N 3, помещение N 4), получивший положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта, согласованный со всеми заинтересованными организациями и полностью готовый для осуществления капитального ремонта помещений Заказчика".
В соответствии с пунктом 3.1.1 контракта "Заказчик имеет право: Требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями Контракта, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков".
В соответствии с пунктом 3.2.1 контракта Заказчик обязан: Осуществлять приемку результатов оказания услуг по настоящему Контракту после получения проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости. Провести экспертизу для проверки представленных Исполнителем результатов оказания услуг, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно пунктам 3.2.2, 3.2.5 контракта "Заказчик обязан: Провести экспертизу для проверки представленных Исполнителем результатов оказания услуг, предусмотренных настоящим Контрактом. Исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и условиями Контракта".
Согласно пункту 3.4.1 контракта "Исполнитель обязан: Принять на себя обязательства в соответствии с заданием заказчика и в сроки, установленные контрактом:
- осуществить разработку проектной и сметной документации в целях капитального ремонта помещений Заказчика по каждому помещению (помещение N 1, помещение N 2, помещение N 3, помещение N 4), входящих в объект "Капитальный ремонт помещений КГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям "Эдельвейс";
- осуществлять корректировку проектной и сметной документации (вносить изменения) при необходимости;
- получить положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости".
Согласно пункту 4.1 контракта "Сроки начала оказания услуг: с даты заключения Контракта. Сроки окончания оказания услуг: в течение 60 календарных дней с момента заключения Контракта, в том числе: разработка проектной документации (стадия "Проектная документация") - в течение 30 календарных дней; получение положительного заключения государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости - в течение 30 календарных дней".
Согласно пункту 8.2 контракта "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта. Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Законом N 44-ФЗ".
Согласно пояснениям заказчика на момент расторжения Контракта по инициативе исполнителя услуги по разработке проектной документации по объекту: "Капитальный ремонт помещений КГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям "Эдельвейс" с учетом прохождения государственной экспертизы, получения положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта исполнителем не оказаны.
Исполнитель уклонился от сдачи результатов оказанных услуг (работ) в порядке, установленном в разделе 5 (пункты 5.1.-5.5.) Контракта. Тем самым лишил возможности заказчика провести приемку и экспертизу оказанных услуг (фактически проведенных работ).
Кроме того, в ходе исполнения Контракта исполнитель существенно нарушил не только сроки, но и требования к порядку осуществления проектных работ, содержанию и полноте технической документации, установленных законодательством и Контрактом. Исполнитель направил на согласование заказчика проектную документацию, которая имеет существенные недостатки, не соответствует условиям контракта.
Согласно пояснениям, поступившим от общества, на момент принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке со стороны исполнителя, обязательства со стороны заказчика неисполнены. Обществом 09.11.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пояснениям общества причиной нарушения сроков выполнения этапа по разработке проектной документации являются:
-отсутствие согласования принятых решений Заказчиком,
-отсутствие актов осмотра помещений, подписанных Заказчиком,
-не предоставление исходные данные для составления сметной документации, запрошенной письмом N 113 от 24 июня 2022 г.
В данном случае причиной нарушения сроков исполнения контракта является нарушение обязательств Заказчика по пунктам 3.2.2, 3.2.5.
В адрес заказчика обществом направлено письмо N149 ОТ 26.07.2022, где с учетом внесенных обществом корректив от 28.07.2022 проектная документация на капитальный ремонт выполнена в полном объеме (за исключением смет).
Заказчик отказался согласовывать данную проектную документацию, указав, что она не содержит в себе Раздела Проекта "Электрические сети" со ссылкой на второй абзац пункта 7 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее, - Положение), согласно которого Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27(1) - 31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.
Описание объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) не содержит в себе обязанности проектировать раздел "Электрические сети". В то же время демонтаж и монтаж электрических сетей в помещении N 1, частичный демонтаж и монтаж электрических сетей в помещениях N 2, 3, 4, демонтаж и монтаж осветительных (электрических) приборов, демонтаж пожарно-охранной сигнализации при производстве ремонта стен и потолков не должны включаться в проектную документацию, так как при производстве работ существующие электрические сети, осветительные (электрические) приборы и пожарно-охранная сигнализация могут быть защищены от повреждения.
Без утверждения исходных данных Заказчиком рассчитать сметную стоимость капитального ремонта невозможно.
Так, например, для учета в смете транспортных расходов необходимо утверждение Заказчиком соответствующих показателей. Далее, в зависимости от наличия у Заказчика в штате соответствующих сотрудников осуществление строительного контроля и функций технического заказчика может быть осуществлено либо самим Заказчиком, либо сторонней организацией по договору с Заказчиком (что также влияет на сметную стоимость капитального ремонта). Далее, наличие и размер непредвиденных затрат также определяется Заказчиком.
Все указанные показатели в качестве исходных данных для составления смет капитального ремонта должны предоставляться Заказчиком, поскольку их показатели целиком и полностью зависят от Заказчика. Несмотря на непредоставление Заказчиком указанных исходных данных, Исполнитель самостоятельно разработал сметную документацию на основании исходных данных, предложенных самим Исполнителем.
Данные сметы с исходными данными были направлены на утверждение Заказчиком и ему предложено либо утвердить предложенные исходные данные, либо их откорректировать. В ответ Заказчик, не утвердив акты осмотра, составил собственные, взяв за основу акты осмотра Исполнителя и дополнив их содержанием, касающимся электрических сетей и оборудования, что противоречит Контракту.
По указанным причинам исполнение контракта не представилось возможным для общества, соответственно ООО "Фирма Сибтранском" 09.11.2022 принято решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с частью 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 22 вышеуказанной статьи, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В связи с тем, что обязательства со стороны заказчика неисполнены, на основании пункта 8.2 контракта, пунктов 20.1, 21 статьи 95 Закона о контрактной системе, общество приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия обращает внимание на то, что при рассмотрении обращения о внесении сведений об ООО "Фирма Сибтранском" в реестр недобросовестных поставщиков, оценивался порядок соблюдения условий расторжения контракта во взаимосвязи с фактическим поведением заказчика и исполнителя.
Комиссией установлено, что контракт в пункте 8.2 содержит возможность расторжения контракта в связи с односторонним отказом общества от исполнения контракта в случае существенного нарушения контракта одной из сторон.
В связи с ненадлежащим исполнением заказчиком обязательств со своей стороны по контракту обществом 09.11.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Согласно пояснениям общества, на основании части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой 09.11.2022 (дата размещения в ЕИС решения об одностороннем отказе). При этом датой расторжения контракта заказчик посчитал 21.11.2022.
Комиссия пришла к выводу, что процедура расторжения контракта обществом соблюдена.
Комиссией установлено, что объектом закупки является оказание услуг по разработке проектной документации по объекту: "Капитальный ремонт помещений КГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям "Эдельвейс". Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). При этом согласно пояснениям общества в данном случае разрабатывалась проектная документация производства капитального ремонта помещений, а не здания, строения или сооружения.
Комиссия установила, что демонтаж и монтаж электрических сетей, осветительных (электрических) приборов, демонтаж пожарно-охранной сигнализации при производстве ремонта стен и потолков не должны включаться в проектную документацию по причине того, что перечисленные в абзаце втором пункта 7 Положения разделы проектной документации: раздел 6 "Проект организации строительства", раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства", раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений", раздел 9 "Меры по обеспечению пожарной безопасности", - относятся к проектированию строительства объекта капитального строительства, а не капитального ремонта. При этом заказчиком в Техническом задании закупки (Описание объекта закупки) в графе "Содержание требований" заказчик не установил такие работы как демонтаж и монтаж электрических сетей, осветительных (электрических) приборов, демонтаж пожарно-охранной сигнализации при производстве ремонта стен и потолков. Тем самым у заказчика не имелось оснований требовать от общества исполнения работ, которые не предусмотрены контрактом, а так же нет оснований по данной причине не согласовывать готовую проектную документацию.
В соответствии со статьей 759 ГК РФ "Исходные данные для выполнения проектных и изыскательских работ" по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Все указанные показатели в качестве исходных данных для составления смет капитального ремонта должны предоставляться Заказчиком, поскольку их показатели целиком и полностью зависят от Заказчика. При этом Заказчиком несвоевремено предоставлены исходные данные для выполнения проектных и изыскательских работ.
Кроме того, что следует из изложенного выше, общество находилось в постоянном взаимодействии с заказчиком, направляя письма, информируя о возникших трудностях. Указанное свидетельствует о принятии обществом мер для исполнения условий контракта. При этом заказчиком не было представлено доказательств, что возникшие у исполнителя трудности, о которых он информировал заказчика, таковыми не являлись и общество имело возможность исполнить обязательства в полном объеме.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
На основании пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Следует отметить, что включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, либо о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Таким образом, включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков возможно только в том случае, если фактические обстоятельства и представленные в материалы проверки доказательства свидетельствуют о наличии недобросовестного поведения со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя).
Из информации представленной в ЕИС и документов предоставленных на рассмотрение обращения не следует, что общество намеренно уклонялось от исполнения контракта и действовало недобросовестно при исполнении контракта. Учитывая изложенное выше, у Комиссии отсутствуют доказательства свидетельствующие о недобросовестном поведении общества. Комиссией установлено, что обществом предпринимались все возможные меры по исполнению контракта. Проектная документация обществом была сформирована в полном объеме, при этом первый этап закупки не получил согласования от заказчика, как указано выше, по необоснованным причинам. Соответственно, второй этап закупки, а именно положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости, общество не имело возможности исполнить.
Оценив все имеющиеся документы и сведения, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу, что поставщиком представлены доказательства того, что им принимались меры для надлежащего исполнения условий контракта, соответственно отсутствуют основания для включения ООО "Фирма Сибтранском" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" Комиссия Красноярского УФАС России решила отказать во включении сведений об ООО "Фирма Сибтранском" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
О.В. Рогова |
Исп. Рогова Ольга Владимировна (391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 1 декабря 2022 г. N РНП 024/10/104-3261/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2022