Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя управления - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, Е.В. Котовой - ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Эко-Транспорт" (далее - податель жалобы) на действия заказчиков - КГБУЗ "Ачинская межрайонная больница", КГБУЗ "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", КГБУЗ "Красноярский краевой психоневрологический диспансер N1", КГБУЗ "Назаровская станция скорой медицинской помощи", КГБУЗ "Красноярский краевой центр охраны материнства и детства N2" (далее - заказчики), уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по обращению с медицинскими отходами класса "А" для нужд краевых учреждений, расположенных в г. Ачинске и прилегающих территориях субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, в 2023 году", размещенного на электронной площадке ЭТП ТЭК-Торг (далее - оператор электронной площадки) установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Эко-Транспорт" (далее - податель жалобы) на действия заказчиков, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной торговой площадке ЭТП ТЭК-Торг (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000122018307.
Существо жалобы: составление извещения с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адрес подателя жалобы, заказчиков, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчикам, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В указанные в уведомлении дату и время 06 декабря 2022 года в 15 часов 00 минут присутствовал представитель уполномоченного органа, представитель подателя жалобы, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия. Заказчики участие своих представителей не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что проведение конкурентной процедуры на оказание услуг по обращению с медицинскими отходами класса "А" является незаконным, должен быть заключен контракт с региональным оператором на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиков, уполномоченным органам были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по обращению с медицинскими отходами класса "А" для нужд краевых учреждений, расположенных в г. Ачинске и прилегающих территориях субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, в 2023 году".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Из описания объекта закупки следует, что объектом закупки являются услуги по обращению с медицинскими отходами класса "А" для нужд краевых учреждений, расположенных в г. Ачинске и прилегающих территориях.
Пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) определено, что к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Согласно пункту 3 статьи 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы (классов А, Б, В, Г, Д) подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Требования к обращению с медицинскими отходами установлены СанПиН 2.1.3684-21.
Согласно пункту 157 СанПиН 2.1.3684-21 отходы класса А - это отходы, не имеющие контакт с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТКО), в том числе: использованные средства личной гигиены и предметы ухода однократного применения больных неинфекционными заболеваниями; канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства; сметы от уборки территории; пищевые отходы центральных пищеблоков, столовых для работников медицинских организаций, а также структурных подразделений организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, кроме подразделений инфекционного, в том числе фтизиатрического профиля.
Пункт 158 СанПиН 2.1.3684-21 устанавливает, что к обращению с медицинскими отходами класса А применяются требования Санитарных правил, предъявляемые к обращению с ТКО.
СанПиН 2.1.3684-21 содержит ряд требований, предъявляемых к обращению с ТКО. В том числе согласно пункту 14 указанных правил транспортирование ТКО с контейнерных площадок должно производиться хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по сбору и транспортированию ТКО, с использованием транспортных средств, оборудованных системами, устройствами, средствами, исключающими потери отходов.
При этом законодателем четко определено кто может являться хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по сбору и транспортированию ТКО.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами. В силу пункта 4 указанной статьи юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами".
Согласно положениям статьи 24.7 Закона об отходах все собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого, образуются твердые коммунальные отходы и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Комиссией установлено, что на территории, на которой подлежат оказанию услуги, являющиеся объектом закупки, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами определен податель жалобы.
Также из системного толкования норм права, в том числе Закона об отходах, Постановления Правительства Красноярского края от 30.08.2018 N 497-п "Об утверждении региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае на 2018 - 2035 годы" Комиссия приходит к выводу, что зоны деятельности региональных операторов не должны пересекаться.
Согласно статье 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность заключения контракта на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с единственным поставщиком.
Однако Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае, учитывая специфику закупки, нормы статьи 24.7 Закона об отходах имеют специальный характер по отношению к нормам, установленным пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, ввиду чего заказчик не может, а должен заключать контракт на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с единственным поставщиком, определенным как региональный оператор, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся их места сбора.
Учитывая вышеизложенное Комиссия признает в действиях заказчиков, определивших проведение закупки услуг, являющихся объектом рассматриваемой закупки, путем проведения конкурентной процедуры, нарушение статьи 24 Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что выводы, изложенные в настоящем решении коррелируются с выводами органов судебной власти, изложенными, в том числе в актах по следующим делам NN А33-1409/2022, А10-3693/2021.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1.Признать жалобу ООО "Эко-Транспорт" обоснованной.
2.Признать заказчиков нарушившим требования статьи 24 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчикам, уполномоченному органу предписание об аннулирование закупки.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии А.А. Кириллова
Е.В. Котова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 декабря 2022 г. N 024/06/106-3331/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2022