Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Силичева М.В. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Осташовой Е.Э. - начальника Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Ким Н. - главного специалиста - эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
В присутствии представителей заказчика - Полянской А.В., Сон С.К., Лоскутовой Е.В.;
От общества - директора Алексеева В.С., Комлева С.В., Радченко О.Г.;
От уполномоченного органа - Аткишкина Р.В.;
рассмотрев материалы дела N065/06/104-705/2022 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Юва";
УСТАНОВИЛА:
24.11.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила информация Муниципального казенного учреждения городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (ИНН 6501294521) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Юва" (ИНН 6505007062), в том числе в отношении директора Алексеева Владимира Сергеевича (ИНН 650301055442), в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (договора), по результатам электронного аукциона по объекту: "Выполнение 1-го этапа строительно-монтажных работ по объекту "Капитальный ремонт ул. Зеленой и ул. Речной в с. Березняки"" (извещение N 0161300000121000699)(далее - аукцион).
В представленных сведениях заказчик указывает, что по результатам вышеуказанной закупки 10.09.2021 между сторонами заключен муниципальный контракт, в соответствии с которым Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению 1-го этапа строительно-монтажных работ по объекту "Капитальный ремонт ул.Зеленой и ул.Речной в с.Березняки". Однако работы по контракту не выполнены. В этой связи, учитывая, что заказчик не удовлетворен выполненной работой, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, о чем соответствующая информация направлена в адрес Сахалинского УФАС России.
Уведомлением-требованием от 24.11.2022 N 05-1731эл. рассмотрение представленной информации назначено на 30.11.2022 в 11 часов 00 минут. Для получения дополнительных документов и предоставления рассмотрение перенесено на 01.12.2022 в 16 часов 00 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, изучив, представленные в материалы дела документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок установила следующее.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области рассматривает информацию о включении Общество в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (часть 8 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 9 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), в частности: порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении.
В п.п. "а, б" п. 13 разд. III. "Порядок рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении" указанного выше постановления, сказано, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Изменение, расторжение контракта регулируется статьей 95 Закона о контрактной системы.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: 1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте; 2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель); 3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе гласит, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Как следует из представленных в материалы дела документов заказчиком 11.11.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещено на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок.
10.09.2021 между сторонами заключен муниципальный контракт N 027-044-21, в соответствии с пунктом 1.1 которого, . Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению 1-го этапа строительно-монтажных работ по объекту "Капитальный ремонт ул.Зеленой и ул.Речной в с.Березняки" (далее - Объект), в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1), проектной документацией, в установленные Контрактом сроки, по цене, в соответствии со Сметой Контракта (Приложение N 2), а Заказчик оплачивает выполненные надлежащим образом работы в размере и сроки, установленные Контрактом. Объект реализуется в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
Цена Контракта составляет 160 857 561 (сто шестьдесят миллионов восемьсот пятьдесят семь тысяч пятьсот шестьдесят один) рубль 99 копеек.
Дополнительные работы, потребность в выполнении которых выявляется в процессе производства работ по Контракту, в обязательном порядке актируются Подрядчиком, Заказчиком, после чего Подрядчик направляет в адрес Заказчика смету и ведомость объемов дополнительных работ со схематическим отображением места выполнения таких работ.
Подрядчик вправе приступить к выполнению дополнительных работ при условии наличия письменного согласования Заказчика.
Подрядчик, приступивший к выполнению дополнительных работ без письменного согласования с Заказчиком, а равно при отсутствии его согласования сметной стоимости таких работ, несет соответствующие предпринимательские риски и не может претендовать на оплату таких работ.
Заказчик перечисляет Подрядчику аванс в размере 30 % от цены контракта, в течение 15 рабочих дней с даты получения от Подрядчика счета, выставленного на основании вступившего в силу Контракта.
Разделом 3 контракта установлен общий срок выполнения работ (включая срок на поставку необходимых материалов, изделий) - с даты, следующей за датой заключения Контракта по 01 августа 2022 года. Начало работ: с даты, следующей за датой заключения Контракта; Окончание работ: не позднее 01 августа 2022 года.
Согласно п. 13.5 Заказчик вправе в одностороннем порядке принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
-задержки Подрядчиком начала выполнения работ более чем на 10 дней;
-нарушения Подрядчиком сроков окончания работ (видов работ), установленных Контрактом более чем на 10 дней;
-нарушение Подрядчиком сроков установленных графиком производства работ по объекту, разработанным и согласованным в соответствие с п. 5.1.29. Контракта, более чем на 10 дней;
-если отступления в работе или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми;
-не предъявления Подрядчиком представителю Заказчика надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих право субподрядчика на выполнение порученных ему Подрядчиком работ по Объекту (договор субподряда);
-начала процедуры ликвидации Подрядчика или принятия Арбитражным судом решения о признании Подрядчика банкротом;
-приостановления деятельности Подрядчика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
-предоставление Подрядчиком подложных документов и/или заведомо ложных сведений в документах, предоставляемых в рамках исполнения Контракта,
-в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии со статьей 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии со ст. 717 Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
Как следует из представленных в материалы дела документов и пояснений представителей сторон, авансирование работ по настоящему Контракту составило 30% от цены Контракта. Платежным поручением от 29.09.2021 N341 подрядной организации перечислен аванс в размере 47 774 695,91 руб.
13.09.2021, согласно акту приема-передачи строительной площадки на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт ул. Зеленой и ул. Речной в с. Березняки" строительная площадка получена ООО "ЮВА".
Письмом от 30.09.2021 N32 Подрядчик указал на отсутствие позиции на дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время на 0,9%, что по его мнению противоречит расчету начальной (максимальной) цены контракта. В связи с чем, подрядчик просил, дать разъяснения по данному вопросу или определить технологический перерыв в зимний период. Заказчик направил ответ от 07.10.2021 N027-0588/УДХиБ, в соответствии с положениями приказа N841/пр от 23.12.2019 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. в составе цены конструктивных решений (элементов) и комплексов работ учтены затраты, связанных с удорожанием работ в зимнее время, в количестве 0,9%.
Письмом N36 от 07.10.2021 Подрядчик сообщил, что срок изготовления лотков системы водоотвода, предусмотренных проектной документацией, в связи с загрузкой производителя занимает 2-3 месяца. В связи с чем, просил согласовать применение аналогичных лотков и решеток производства "Апплах". Заказчик согласовал применение водоотводных лотков и решеток взамен предусмотренных проектом лотков без изменения сметной стоимости.
14.10.2021 Подрядной организации выдан акт освидетельствования геодезической разбивочной основы по объекту.
Письмом от 11.11.2021 N51 Подрядчик сообщил о приостановке работ Заказчиком, в связи с тем, что после разбивочных работ установлено, что сети водоотведения попадают на существующие сети водоснабжения, а так же тротуары.
20.01.2022 в адрес Заказчика направлено письмо N4 о невозможности проведения земляных работ в связи с выпадением большого количества осадков в виде снега. 28.01.2022 письмом N027-00021-22/УДХиБ Заказчик сообщил, что для решения вопроса по расчистке от снега направлен запрос в Департамент дорожного хозяйства и благоустройства об оказании содействия. На 25.01.2022 препятствия для продолжения работ устранены.
В рамках исполнения Контракта Заказчиком направлено письмо от 29.03.2022 N027-0119/УДХиБ о проведенной комиссионной проверке 25.03.2022 с участием представителя ФКУ ДСД "Дальний Восток", представителя Заказчика и представителя Подрядчика. В ходе проведения проверки выявлены следующие замечания: нарушение правил установки временных дорожных знаков; на объекте отсутствует выноска в натуру знаков пикетов; при проведении ремонтных работ нарушена ровность и создан перепад уровней между существующей полосой автомобильной дороги и полосой с демонтированным асфальтобетонным покрытием; обнаружены участки асфальтобетонного покрытия с локальными нарушениями ровности; при проведении ремонтных работ не обеспечен поверхностный водоотвод.
Письмами N38 от 08.04.2022. N58 от 28.04.2022. N75 от 25.05.2022 Заказчику направлена информация о газовом крановом узле, который препятствовал выполнению работам по устройству тротуара и видео наблюдения. 30.05.2022 в ответ Заказчик направил письмо N027-00484-22/УДХиБ о согласовании переноса кранового узла на ПК4+46 на 1 метр в южном направлении, а также направил откорректированные планы размещения тротуаров.
Запрос об уточнении устройства пониженного заезда направлен письмом от 30.06.2022 N95/1. в котором подрядчик просит указать точные модели светофоров в комплекте с батареям и возможность использования существующих светофоров. Ответ на указанное письмо направлено 01.07.2022 N027-0394/УДХиБ. Письмом от 10.08.2022 N027-0581/УДХиБ заказчик дополнительно направил в адрес подрядчика изменения ПОДД, сообщил, что светофор на пешеходном переходе в районе детского сада использовать существующий, обустройство дополнительных светофоров не требуется.
Письмом N35 от 11.04.2022 в адрес заказчика направлена исполнительная документация, в составе в подтверждение выполнения работ и качества примененных материалов подрядчиком предоставлены копии паспортов качества на бетонные смеси, выданные ООО "Сахстройтест", ЖБИ, задвижки ГРАНАР, протокол определения уплотнения, акты отбора проб грунта и протоколы уплотнения, выданные ООО "Амира". В ходе проверки указанных документов, заказчиком направлен запрос подрядчику от 15.04.2022 N027-0163/УДХиБ, а также сделаны запросы в ООО "Сахстройтест" и ООО "Амира". Согласно ответов, ни один из документов ООО "ЮВА" от организаций ООО "Амира", ООО "Сахстройтест", подтверждающих качество выполненных работ не выдано. Письмо от 13.04.2022 N39 Подрядчик сообщил, что при производстве работ обнаружены неучтенные проектом ж/б конструкции, в связи с чем просил направить представителя для освидетельствования необходимых работ. Также Подрядчик сообщил, что строительно-монтажные работы по устройству сетей водоснабжения и водоотведения будут приостановлены. 15.04.2022 письмо N027-00292-22/УДХиБ Заказчик сообщил о направлении представителя на объект, при этом указал, что до прибытия представителя, работы в районе обнаруженного лотка теплотрассы необходимо приостановить, продолжить работы на других участках.
Письмом от 16.05.2022 N027-0247/УДХиБ в Заказчик согласовал применение прямоугольных дождеприемников ДБ1-В125-2-31x49 вместо круглых дождеприемников марки ДМ1, без увеличения сметной стоимости.
Письмом N79 от 27.05.2022 Заказчик уведомлен, о том что в соответствии с проектной документацией с ПК 0+23 до ПК 3+60 по краям проезжей части должны быть установлены водопроводные лотки, на направлении которых находятся существующие колодцы действующей системы водоснабжения, которые не обозначены в проектной документации. В ответ Заказчик письмом от 14.06.2022 N027-00505-22/УДХиБ направил в адрес подрядчика откорректированные планы размещения лотков.
Письмом от 26.05.2022 N027-00383-22/УДХиБ Заказчик просил при производстве работ, на разделе границ земельных участков, предусмотреть подключение дома N5 по ул. Речной к сети водоснабжения и водоотведения. Письмом N73 от 24.05.2022 Подрядчик сообщил о готовности произвести указанные работы после согласования сметного расчета, который направит в адрес заказчика после уточнения объемов выполняемых работ. Письмом N74 от 24.05.2022 Подрядчик указал, что для выполнения дополнительных работ требуются дополнительные трудозатраты и расчеты объемов и стоимость работ. В адрес заказчика сметный расчет до настоящего времени не поступил, выполнение дополнительных работ не согласовано.
Письмами от 04.07.2022 и N027-00485-22/УДХиБ и 11.05.2022 N027-0230/УДХиБ Заказчик просил при производстве работ, на разделе границ земельных участков предусмотреть подключение домов N1А, N5 и N8 по ул. Речной к сети водоснабжения В1, N11 А по ул. Речной к сети водоснабжения В1, с устройством колодца по типу 1,5-9, л.9 МКУ- УДХиБ-МК-027-034-20-Р-НВ1 а также к сети водоотведения К1, предусмотрев устройство колодцев по типу No23, No23.1. Ответов не поступило, выполнение работ не согласовано.
Письмом от 10.08.2022 N119 Подрядчик уведомил заказчика о возникших проблемах с согласованием исполнительной документации с АО "Газпром газораспределение", которая направлена 17.06.2022 и рассматривалась до 01.08.2022, а также невозможности производить работы по переключению абонентов по ул.Речная, ул.Зеленая с ПК 6+20 до ПК 13+80 до принятия работ представителями Ростехнадзора. Письмом от 18.08.2022 N027-00976/УДХиБ-0001/УДХиБ Заказчик ответил, что по информации Сахалинского управления Ростехнадзора, направленная подрядчиком исполнительная документация согласована и возвращена заявителю 16.08.2022. Кроме того, заказчик указал, что на текущий момент подрядчиком не завершены работы не только на участке от ПК6+20 до ПК13+80, но и на участке от ПКО+23 до ПК6+20. На участке от ПК6+20 до ПК 13+80 по южной стороне не завершены работы по устройству ливневой канализации, наружному освещению, устройству бордюров тротуаров, благоустройству.
Кроме того, при подаче документов для переключения газопровода, указанных в письме от 10.08.2022 N119, Подрядчиком в основном документе, подтверждающем окончание строительства газопровода некорректно указано название объекта "Капитальный ремонт ул.Зеленой и ул.Речной в с.Березняки". В соответствии с техническими условиями, выданными АО "Газпром газораспределение" NСХ03-05/32/20Р, наименование объекта газоснабжения: "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в МО" 1 пусковой комплекс. Таким образом, некорректно составленные документы подрядчиком, привели к затягиванию сроков получения разрешения на переподключение газопровода. Только после получения письма от 10.08.2022 N119, Заказчик узнал о проблеме и в короткие сроки урегулировал возникшие вопросы с разрешительными документами.
Письмом от 29.08.2022 N027-0641/УДХиБ Заказчик уведомил подрядчика о выявленных нарушениях на объекте в части производства работ по устройству асфальтобетонного покрытия тротуара на ПК 3+08 - ПКЗ+52 (справа) с нарушением требований нормативной и проектной документации: отсутствует сплошная проливка основания битумной эмульсией. В связи с чем. заказчик сообщил, что работы по асфальтированию данного участка тротуара не подлежат приемке и оплате до устранения указанного замечания с предоставлением в адрес Заказчика соответствующих фотоматериалов. Письмом от 29.08.2022 N139 Подрядчик сообщил об устранении указанных замечаний.
Письмом от 31.08.2022 N027-0625/УДХиБ Заказчик сообщил подрядчику, что 15.08.2022 состоялось комиссионное обследование объекта, реализуемого в рамках Национального проекта "Безопасные качественные дороги" с участием представителей ФКУ ДСД "Дальний Восток" на предмет соответствия выполняемых работ требованиям нормативной и проектной документации, а также требованиям обеспечения безопасности дорожного движения. В ходе обследования выявлен ряд замечаний, которые необходимо устранить Подрядчику в срок не позднее 05.09.2022. Письмом от 02.09.2022 N145 Подрядчик сообщил об устранении выявленных нарушений.
Письмом от 06.09.2022 N5.16.52-170/22-027-0664/УДХиБ Заказчик сообщил ГКУ"Управления транспорта и дорожного мониторинга Сахалинской области", что в ходе осуществления строительного контроля сотрудниками МКУ "УДХиБ" выявлены нарушения, допущенные при производстве работ по устройству асфальтобетонного покрытия проезда 03.09.2022, в связи с чем Заказчик просил провести испытания асфальтобетонного покрытия.
Письмом от 16.09.2022 N027-0692/УДХиБ Заказчик сообщил подрядчику, что при посещении объекта представителями Заказчика неоднократно делались предостережения Подрядчику о недопущении запыления прилегающих к строительному объекту территорий и необходимости содержания строительной площадки в соответствии с гл. 27 Правил благоустройства городского округа "Город Южно-Сахалинск", в связи с чем потребовал в срочном порядке устранить указанные нарушения.
Письмом от 04.10.2022 N158 Подрядчик просил заключить дополнительное соглашение в части изменения порядка погашения аванса. Дополнительное соглашение N5 заключено.
Письмом от 13.09.2022 N142 Подрядчик обратился к заказчику с просьбой о продлении срока контракта. Заказчик письмом от 13.10.2022 N300-027/ю согласовал продление срока контракта, направил в адрес подрядчика проект дополнительного соглашения. Однако, подрядчиком дополнительное соглашение не подписано, срок контракта продлен не был.
Письмом от 01.11.2022 N180 Подрядчик просил заключить дополнительное соглашение в части изменения порядка погашения аванса. Заключено дополнительное соглашение N6.
В рамках исполнения контракта, в связи с нарушением условий муниципального контракта в адрес подрядной организации выставлены претензии:
Претензия от 29.03.2022 N11-027/ю на сумму 200 000. рублей. Претензия выставлена в связи с нарушением п.5.1.2, и п. 5.1.3. Контракта, согласно которым Подрядчик в течение 7 рабочих дней с даты получения строительной площадки по акту приема-передачи подготовить и предоставить Заказчику Акт о соответствии выполненных внеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ требованиям безопасности труда, готовности Объекта к началу выполнения работ (СНиП 12-03-2001), и оборудовать выезды со строительной площадки пунктами мойки колес автотранспорта с безопасным отводом или кругооборотом использованной воды. По состоянию на 29.03.2022 обязанности, предусмотренные п.5.1.2, и п. 5.1.3. Контракта Подрядчиком не исполнены.
Претензия от 18.04.2022 N145-027/ю на сумму 429 580,80 рублей. Претензия выставлена в связи с нарушением Подрядной организацией сроков, указанных в графике производства работ по объекту, составленном Подрядчиком и утвержденным Заказчиком (п.3.3. Контракта), а также в связи с непредставлением в адрес заказчика отчетов согласно п.5.1.11 Контракта.
Кроме того, Заказчиком направлено требование об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии от 16.05.2022, в связи с ненадлежащим исполнением условий муниципального контракта, в части нарушения сроков, указанных в графике производства работ по объекту, составленном Подрядчиком и утвержденным Заказчиком (п.3.3. Контракта), а также в связи с непредставлением в адрес заказчика отчетов согласно п 5.1.11 Контракта.
Подрядчик с сопроводительным письмом от N189 (вх N01543-22 от 17.11.2022) направил в адрес заказчика акты выполненных работ на сумму 1 380 738,28 и исполнительную документацию. Рассмотрев представленные документы, Заказчик письмом от 18.11.2022 N027-1543- 22/УДХиБ, направил отказ, согласно которому в ходе рассмотрения документов установлено, что к оплате предъявлены работы, которые не соответствуют фактически выполненным работам, в связи с чем отсутствуют основания для их приемки и оплаты. Данные обстоятельства в полном объеме известны Подрядчику, однако несмотря на это работы предъявлены на рассмотрение и оплату. По данному факту заказчик потребовал предоставить разъяснения в срок до 22.11.22, ответ не поступал.
Согласно статье 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Между тем, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали.
Кредитор не лишен права отказаться от договора, если вследствие просрочки, возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении. При этом должник не отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401, пункт 2 статьи 405 ГК РФ).
Должник обязан принять все разумные меры для уменьшения ущерба, причиненного кредитору обстоятельством непреодолимой силы, в том числе уведомить кредитора о возникновении такого обстоятельства, а в случае неисполнения этой обязанности - возместить кредитору причиненные этим убытки (пункт 3 статьи 307, пункт 1 статьи 393 ГК РФ).
При таких обстоятельствах Комиссия считает, что действия общества в данном случае являются недобросовестными и свидетельствуют об отсутствии намерения исполнить обязательства по заключенному с Заказчиком контракту в соответствии с условиями данного контракта и потребностью заказчика, четко в нем установленной, то есть об отсутствии намерения исполнить обязательства по контракту надлежащим образом.
Исходя из положений статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Вместе с тем, общество не лишено возможности осуществлять иные виды деятельности, предусмотренные учредительными документами.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск, поэтому все неблагоприятные последствия такой деятельности несет лицо, ее осуществляющее.
Таким образом, принимая участие в государственных и муниципальных закупках, общество знало о неблагоприятных последствиях, которые могут быть применены к нему, в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 (ред. 02.07.2021) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1078.
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Муниципальным казенным учреждением городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (ИНН 6501294521) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Юва" (ИНН 6505007062), в том числе в отношении директора Алексеева Владимира Сергеевича (ИНН 650301055442), в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (договора), по результатам электронного аукциона по объекту: "Выполнение 1-го этапа строительно-монтажных работ по объекту "Капитальный ремонт ул. Зеленой и ул. Речной в с. Березняки"" (извещение N 0161300000121000699) - включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: М.В. Силичев
Члены Комиссии: Е.Э. Осташова
Н. Ким
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 1 декабря 2022 г. N 065/06/104-705/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2022