Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Осташовой Е.Э. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Ким Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Рашидханова К.Л. - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
при участии представителей:
от заявителя - Гилев С.С., Воротникова Л.С.;
от уполномоченного учреждения: Ситек Я.Р., Новикова О.В., Коваль О.В.
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИРБИС-Т" (ИНН 6501281089) на положения извещения - утвержденное Администрацией города Южно-Сахалинска (ИНН 6501026762) при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Оказание услуг по охране объекта и имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объекте, в отношении которого установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объекта" (извещение N 0161300000122001133),
УСТАНОВИЛА:
28.11.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения извещения, в которых допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) а именно, по мнению заявителя, нарушены принципы добросовестной конкуренции.
Уведомлением - требованием N 05-1757эл от 29.11.2022 рассмотрение вышеуказанной жалобы назначено на 01.12.2022 в 15 часов 00 минут. Для получения дополнительной информации рассмотрение вышеуказанной жалобы перенесено на 02.12.2022 в 12 часов 30 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, установила следующее.
14.11.2022 на сайте Единой информационной системе в сфере закупок и сайте Единой электронной торговой площадки (АО "ЕЭТП") по адресу в сети "Интернет": http://roseltorg.ru уполномоченным учреждением размещено извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Оказание услуг по охране объекта и имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объекте, в отношении которого установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объекта" (извещение N 0161300000122001133).
Начальная максимальная цена контракта: 19 290 527,40 рублей.
Дата окончания подачи заявок: 12.12.2022.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 11.06.2022) "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Из пояснений общества следует, что в соответствии с абзацем 8 пункта 1 Технического задания Заказчиком указаны требования об отсутствии оружия у охранников, о чем дословно указано "Наличие оружия у сотрудников охраны: Нет". Согласно техническому заданию к контракту, по вышеуказанным закупкам, ношение и применение оружия охранниками выигравшего участника, не предусмотрено. В нарушение Технического задания, пунктом 2 раздела III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, приобщенным к закупке, Заказчиком незаконно и необоснованно установлено требование о предоставлении копии свидетельств о присвоении квалификации 5-го и 6-го разряда охранников. Вместе с тем, параграфом 262а Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30 (ред. от 09.04.2018) "Об утверждении "Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР"; раздела "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1" охранникам устанавливаются квалификационные разряды 5 и 6 в следующих случаях:
1. при охране помещений, территорий объектов, имущества в процессе его транспортировки с использованием при необходимости специальных средств и гражданского оружия, разрешенных в частной охранной деятельности - 5-й разряд,
2. при охране помещений, территорий объектов, имущества в процессе его транспортировки с использованием при необходимости специальных средств, гражданского и служебного оружия, разрешенных в частной охранной деятельности - 6-й разряд.
Следовательно, указанный критерий оценки о предоставлении копии свидетельства о присвоении квалификации 5 и 6 разрядов ограничивает возможность участия любых охранных организаций в данной закупке, поскольку ГОСТ Р 58485-2019 "Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных, образовательных организаций" не содержит требований о заключении контрактов на охрану школ с охранниками, имеющих 5 и 6 разряды. Таким образом, участник закупки (охранные организации), не имеющие в штате сотрудников (охранников) с 5 и 6 разрядами, не смогут получить больше 0 баллов по критерию "Квалификация участников закупки".
Из пояснений уполномоченного учреждения следует, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения: Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере общего образования, среднего профессионального образования в качестве основного вида деятельности откосятся к вышеуказанным объектам, в связи с чем, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях). Указанное также содержит необходимость предъявления соответствующих требований к охранному агентству и квалификационным требованиям работников охранного агентства. Учитывая вышеизложенное, Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе предусмотрены критерии оценки: "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы и услуг", а также критерии к опыту работы и квалификации работников. Указанное не противоречит характеристикам, содержащимся в Техническом заданий к предмету закупки, в связи с тем, что Техническим заданием и Порядком установлены требования о наличии квалификационных требований, опыта работы в части наличия у работников охранных организаций 5, 6 разряда с учетом положений Профессионального стандарта "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 декабря 2015 г. N 1010н (далее - Приказ N1010н), в соответствии с которым, работник может применять физическую силу, гражданское и служебное оружие. Вместе с тем, наличие оружия применимо в рамках требований предъявляемых прежде всего к мобильным группам (ГБР), используемых в случаях внеплановых ситуаций при нарушении режима объекта.
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
||||||||||||
1. |
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
40.00 |
- |
- |
- |
- |
оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение) |
||||||||||||
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
60.00 |
|
Установление вышеуказанных требований к Исполнителю обосновано необходимостью руководствоваться статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Закон об образовании в Российской Федерации", в соответствии с которой, при осуществлении образовательной деятельности необходимо создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, воспитания обучающихся, обеспечении присмотра и ухода за обучающимися в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Комиссия изучив материалы дела, представленные сторонами документы, пришла к выводу, что Заказчиком правомерно установлен порядок и критерии оценки заявок участников, установлены требования о наличии оружия у сотрудников мобильной группы (ГБР), работники которой должны обладать соответствующим опытом работы и квалификацией согласно Приказу N1010н. Установленные критерии оценки не ограничивают конкуренцию, так как наличие сотрудников 5 и 6 разряда и наличие опыта оцениваются в равной степени.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИРБИС-Т" (ИНН 6501281089) на положения извещения - утвержденное Администрацией города Южно-Сахалинска (ИНН 6501026762) при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Оказание услуг по охране объекта и имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объекте, в отношении которого установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объекта" (извещение N 0161300000122001133) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Е.Э. Осташова
Члены Комиссии: Н. Ким
К.Л. Рашидханов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 2 декабря 2022 г. N 065/06/106-716/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2022