Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кобякова В.А. - Врио заместителя руководителя управления,
членов Комиссии:
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Дедова В.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от Заказчика - МБУ "Автодорстрой" г. Барнаула К. <_>, П. <_> путем видеоконференции;
от Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Инновационный национальный институт" Б.<_> путем видеоконференции,
рассмотрев заявление Заказчика - МБУ "Автодорстрой" г. Барнаула о включении сведений об АНО ДПО "Инновационный национальный институт", его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0317300301922001234 "Оказание образовательных услуг по повышению квалификации сотрудников по программе "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - МБУ "Автодорстрой" г. Барнаула о включении сведений об АНО ДПО "Инновационный национальный институт" (далее - Исполнитель, Организация), его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0317300301922001234 "Оказание образовательных услуг по повышению квалификации сотрудников по программе "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Представители Заказчика пояснили, что 31.08.2022 г. Заказчик заключил контракт с АНО ДПО "Инновационный национальный институт" на оказание образовательных услуг, согласно контракту обучение должно проводится только в очной форме, услуга должна быть оказана до 25.12.2022 г. В сентябре 2022 г. от Исполнителя поступило письмо о невозможности оказать услуги в очной форме в связи с мобилизацией сотрудников Исполнителя с предложением провести обучение в дистанционной форме. В последующем поступило предложение о расторжении контракта по соглашению сторон. Поскольку Исполнитель не приступил к оказанию услуг согласно условиям контракта 11.11.2022 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. После вступления решения в силу Заказчик получил от Исполнителя возражения на данное решение, а также документы свидетельствующие о мобилизации директора Организации. Представители Заказчика также пояснили, что Организация исполняет контракты, заключенные с иными государственными заказчиками, о чем свидетельствуют размещенные в ЕИС акты оказанных услуг от ноября 2022 г., подписанные директором К. <_>, а также подписанные его ЭЦП в ЕИС. Решение вступило в силу и контракт считается расторгнутым, в связи с чем Заказчик просит включить сведения об АНО ДПО "Инновационный национальный институт" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель Исполнителя возражал, пояснил, что директор Организации К. <_> является подполковником запаса, был мобилизован в октябре 2022 г., до настоящего времени его местонахождение неизвестно. Организация в настоящее время находится без руководителя, все дела ведутся секретарем Организации С. <_>, в т.ч. ею подписываются акты оказанных услуг по ранее заключенным контрактам. Организация не отказывалась от исполнения контракта, в сложившихся обстоятельствах непреодолимой силы предлагала провести обучение в дистанционном режиме либо приостановить исполнение контракта до устранения обстоятельств непреодолимой силы. К тому же срок оказания услуг - до 25.12.2022 г. не истек.
Заслушав пояснения сторон, изучив документы в материалах дела, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
09.08.2022 г. на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0317300301922001234 "Оказание образовательных услуг по повышению квалификации сотрудников по программе "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также описание объекта закупки, проект контракта и пр.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.08.2022 г. на участие в закупке было подано три заявки, все заявки были признаны соответствующими требованиям извещения.
31.08.2022 г. по итогам электронного аукциона между МБУ "Автодорстрой" г. Барнаула и АНО ДПО "Инновационный национальный институт" был заключен контракт N К.2022.1234 Оказание образовательных услуг (далее - контракт).
Согласно п. 1.1-1.3 контракта Исполнитель обязуется собственными силами и (или) привлеченными силами своевременно оказать на условиях Контракта образовательные услуги по повышению квалификации сотрудников по программе "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить их.
Состав и объем услуг определяется Приложением N1 (Описание объекта закупки) и Приложением N2 (Спецификация) к Контракту.
Место оказания услуг: Алтайский край, территория городского округа города Барнаул, по месту нахождения Исполнителя (далее - "место оказания услуг").
Согласно п. 1.2 приложения 1 к контракту Исполнитель должен провести обучение сотрудников Заказчика в количестве 4 человек. График обучения составляется таким образом, чтобы обеспечить возможность обучения сотрудников в три разных временных периода, для исключения обучения трех сотрудников одного отдела в одно и то же время.
Учебный процесс должен быть осуществлен в соответствии с учебной программой и графиком проведения занятий, согласованными в письменной форме с Заказчиком за 10 (десять) календарных дней до начала обучения.
Форма получения образования: очная
Объем программы повышения квалификации - 108 академических часов.
Занятия должны проводиться только в рабочие дни.
Занятия должны проводиться с полным отрывом от основной работы.
При реализации очного обучения не допускается применение электронного обучения и дистанционных технологий, онлайн-обучения, должен быть обеспечен прямой контакт преподавателей со слушателями в аудитории Исполнителя.
Обучение должно проходить в помещениях Исполнителя, соответствующих всем нормам для образовательных услуг, и должны соответствовать лицензионным требованиям, действующим санитарным правилам, нормам, гигиеническим нормативам и правилам пожарной безопасности.
Учебная аудитория для проведения очных занятий должна быть оснащена компьютерами для проведения практических тренингов, а также проводным и беспроводным доступом к сети Интернет.
Слушатели в процессе обучения должны обеспечиваться необходимым актуальным на дату проведения образовательной услуги комплектом учебно-методических материалов в соответствии с учебным планом (из расчета 1 комплект на каждого слушателя).
Приложение N 3 к контракту содержит пофамильный список обучающихся сотрудников Заказчика со сроком обучения - до 25.12.2022 г.
Согласно п. 2.1 контракта цена Контракта составляет 51 458,00 рублей.
В соответствии с п.4.1 контракта услуги должны быть оказаны с даты заключения контракта до 25 декабря 2022 года. Конкретный срок оказания услуг согласовывается с Заказчиком в письменной форме в виде графика проведения занятий не менее чем за 10 (десять) календарных дней до начала обучения.
Согласно п. 10.1-10.3 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
Исполнитель не приступает своевременно к исполнению Контракта или оказывает услугу настолько медленно, что завершение оказания услуги к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным;
во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет оказана надлежащим образом, и Исполнитель не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика;
отступления в услуге от условий Контракта или иные недостатки услуги в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Односторонний отказ от исполнения Контракта осуществляется в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссия установила, что Исполнитель письмом от 26.09.2022 г. уведомил Заказчика о том, что директор Организации и преподаватель подпадают под частичную мобилизацию и были мобилизованы, в связи с чем Исполнитель предложил изменить форму обучения с очной на дистанционную.
Письмом от 04.10.2022 г. Исполнитель просит рассмотреть возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон в связи с невозможность проведения обучения в очной форме ввиду мобилизации преподавателя.
Письмом от 14.10.2022 г. Заказчик отказал в расторжении контракта по соглашению сторон, потребовал исполнить контракт на предусмотренных контрактом условиях.
Письмом от 14.10.2022 г. (досудебная претензия) Заказчик потребовал приступить к оказанию услуги не позднее 21.10.2022 г.
Письмом от 25.10.2022 г. (досудебная претензия, повторно) Заказчик потребовал приступить к оказанию услуги не позднее 01.11.2022 г.
11.11.2022 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в виду того, что Исполнитель так и не приступил к исполнению своих обязательств. Решение было размещено в ЕИС 11.11.2022 г., вступило в силу 22.11.2022 г.
В письме от 22.11.2022 г., подписанном сотрудником Организации С. <_>, Исполнитель просит отменить решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и дать возможность Исполнителю оказать услуги дистанционно либо приостановить исполнение контракта до возвращения директора К. <_> с мест прохождения военной службы, а также приложил к письму повестку на имя К. <_> о явке 12.10.2022 г. в военкомат, выписку из приказа от 11.10.2022 г. N 24 о военной мобилизации подполковника К. <_>
Также в материалы дела Исполнителем была представлен справка, выданная военным комиссариатом г. Нижневартовска и Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о том, что К. <_> 12.10.2022 г. был призван на военную службу в Вооруженные Силы РФ.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 и 14 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно п. 2 и пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях), указанных в части 2 настоящей статьи: фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа; наименования, фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 ( далее - Правила), не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
Заслушав пояснения сторон, изучив документы в материалах дела, Комиссия не ставит под сомнение право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, к тому же на момент принятия решения и вступления его в силу у Заказчика отсутствовали документы, подтверждающие невозможность исполнения обязательств по контракту в виду обстоятельств непреодолимой силы, в частности мобилизацию директора и учредителя Организации К. Данные документы поступили Заказчику уже после вступления его решения в силу - 22.11.2022 г.
Комиссия установила, что согласно сведениям, представленным в заявке Организации на участие в закупке, единственным учредителем Организации является К. <_>.
Согласно пп. "а" п. 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации.
Таким образом, на момент направления писем Заказчика, его претензий, а также решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, директор он же учредитель организации уже был мобилизован. Документы, подтверждающие возложение обязанностей директора на иное лицо Организации в материалах дела отсутствуют.
Согласно пп. "а" п. 13 Правил участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Учитывая, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются также сведения о директоре и учредителе юридического лица, данные лица имеют право участвовать в заседании комиссии по рассмотрению обращения заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков и давать пояснения.
При установленных обстоятельствах право директора, учредителя Организации на участие в комиссии по рассмотрению обращения Заказчика для защиты своих прав и интересов не было реализовано, в том числе данное лицо не является уведомленным о дате и времени рассмотрения обращения Заказчика в виду обстоятельств непреодолимой силы.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
не включать сведения об АНО ДПО "Инновационный национальный институт" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
|
_____________________________ |
В.Г. Дедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 30 ноября 2022 г. N РНП-22-255/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2022