02 декабря 2022 г. г. Барнаул
Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кобякова В.А. - Врио заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок,
Членов комиссии:
Бедаревой О.Е. - главного специалиста - эксперта отдела контроля органов власти;
Соколовой Е.С. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти;
с участием представителей:
от заявителя - ИП - не явился, извещен;
от заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения спортивной подготовки "Спортивная школа олимпийского резерва по гребле на байдарках и каноэ имени Константина Костенко", Л,
по обращению ИП проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком - краевым государственным бюджетным учреждением спортивной подготовки "Спортивная школа олимпийского резерва по гребле на байдарках и каноэ имени Константина Костенко" при проведении закупки информация о которой размещена на сайте gzalt.rts-tender.ru N 5252896 на поставку лодочных моторов в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Проверка начата: 28.11.2022 г., окончена 02.12.2022 г.
Место нахождение проверяемой организации: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Пролетарская, 65.
Место проведения контрольного мероприятия: 656050, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Ленина 81.
Проверяемый период: с 22.11.2022 года по 02.12.2022 года.
УСТАНОВИЛА:
В УФАС по Алтайскому краю поступило обращение ИП о нарушении заказчиком - краевым государственным бюджетным учреждением спортивной подготовки "Спортивная школа олимпийского резерва по гребле на байдарках и каноэ имени Константина Костенко" требований Закона о контрактной системе при проведении закупки информация о которой размещена на сайте gzalt.rts-tender.ru N 5252896 на поставку лодочных моторов в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. В обращении заявитель указывает, что заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, влекущие за собой ограничение поставки товара, а именно: спецификация (извещение) содержит указание на товарный знак без эквивалента, при этом ИП к поставке были предложены лодочные моторы аналогичные указанных заказчиком в спецификации. На основании изложенного заявитель просит приостановить заключение контракта, провести внеплановую проверку, признать жалобу обоснованной, выдать предписание, привлечь к административной ответственности.
Представитель заказчика пояснил, что заказчиком были соблюдены требования законодательства в сфере закупок, в том числе требования п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Предложение (заявка) ИП было отклонено, поскольку предлагаемые к поставке лодочные моторы не соответствуют потребности заказчика, в том числе на предложенный товар у заказчика отсутствуют запасные части для оперативного ремонта, обученных специалистов по обслуживанию в штате, отсутствуют расчеты на потребность ГСМ.
Ознакомившись с пояснениями представителей, а также изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю закупок пришла к следующим выводам.
Согласно сведениям, полученным с Портала поставщиков Алтайского края (www.gzalt.rts-tender.ru) 22.11.2022 г. заказчиком было размещено извещение о проведении закупки N 5252896 "Поставка лодочных моторов".
Согласно части 3 статьи 2 Закона о контрактной системе, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.
Приказом Минэкономразвития Алтайского края от 13.12.2018 N 19, утвержден Порядок использования подсистемы региональной информационной системы Алтайского края в сфере закупок "АИС Госзаказ" - "Портал поставщиков Алтайского края" при осуществлении закупок малого объема" (далее - Порядок).
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка, под закупкой малого объема понимается - закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях: осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
Таким образом, закупки малого объема осуществляются неконкурентным способом по определению и не могут содержать условия, в том числе описание объекта закупки, ограничивающие конкуренцию, что опровергает указание индивидуального предпринимателя на ограничение поставщиков.
Пунктом 2.2. Порядка определено, что извещение должно содержать условия закупки малого объема, в том числе: описание объекта закупки с указанием характеристик (при необходимости) такого объекта.
В Извещении об осуществлении закупки указано, что к поставке требуется следующий товар: лодочный мотор NS MARINE NM 9.8 ВS 2-х тактный, лодочный мотор NS MARINE NM 5 BDS 2-х тактный.
Таким образом, заказчик описал объект закупки в соответствии со своей потребностью.
При этом, в Порядке не установлено конкретных правил описания объекта закупки, в том числе на невозможность установления товарного знака при описании и необходимость использовать слово "эквивалент".
В соответствии с пунктом 2.11 Порядка, Заказчик не позднее трех рабочих дней после окончания подачи предложений на закупку Участниками рассматривает все поступившие от Участников предложения и определяет наилучшее предложение, содержащее наименьшую цену товара, работы, услуги и соответствующее извещению, потребностям и целям Заказчика (далее - "наилучшее предложение"). Участник, сделавший наилучшее предложение на закупку, признается Победителем. В случае если по итогам рассмотрения предложений на закупку выявлено несколько участников с наилучшими предложениями, Победителем признается Участник, подавший свое предложение ранее по дате и времени. Оформление Заказчиком рассмотрения предложений на закупку Участников осуществляется в соответствии с Инструкцией.
В соответствии с инструкцией по осуществлению закупок малого объема с использованием подсистемы региональной информационной системы Алтайского края в сфере закупок "АИС Госзаказ" - "Портал поставщиков Алтайского края" в соответствии с Приказом Минэкономразвития Алтайского края от 13.12.2018 N 19 (далее - Инструкция) заказчик определяет наилучшее предложение, соответствующее извещению, потребностям и цели Заказчика и содержащее наименьшую цену товара, работы, услуги.
Согласно, протокола рассмотрения заявок от 24.11.2022 г. на участие в закупке было подано 3 заявки, 1 из которых признана не соответствующей требованиям, поскольку характеристики товара не отвечают требованиям документации.
В соответствии с документами, представленными в материалы дела, а также исходя из доводов обращения ИП к поставке предложен следующий товар: лодочный мотор SeaPro T9,8S 2-х тактный (Страна производства Китай), лодочный мотор TARPON T5S 2-х тактный (Страна производства Китай), которые не являются лодочным мотором NS MARINE NM 9.8 ВS 2-х тактный и лодочным мотором NS MARINE NM 5 BDS 2-х тактный, требуемого заказчику.
Кроме того, на заседании комиссии представитель заказчика указал, что предлагаемые к поставке заявителем лодочные моторы не соответствуют потребности заказчика, в числе прочего на предложенный товар у заказчика отсутствуют запасные части для оперативного ремонта, отсутствуют обученные специалисты по обслуживанию в штате, отсутствуют расчеты на потребность ГСМ.
Закон о контрактной системе не содержит положений относительно оценки заявок (предложений) при осуществлении закупок малого объема. В Положении в части оценки заявок (предложений) имеется ссылка на инструкции. Согласно инструкции оценка заявок осуществляется заказчиком исходя из соответствия извещению, потребностям и цели Заказчика и содержащее наименьшую цену товара, работы, услуги.
Учитывая вышеизложенное, заявка заявителя не соответствует извещению, потребностям Заказчика.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях: осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
В материалах дела имеются копии контрактов за период с 01.01.2022 г. по 02.12.2022 г., заключенных на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе цена каждого из которых не превышает шестисот тысяч рублей. Кроме того, согласно анализу состояния расчетов по договорам и представленной учреждением информации годовой объем закупок, которые заказчик осуществил на основании п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе не превышает пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства заказчиком соблюдены требования п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Поскольку в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе не выявлено, в действиях заказчика отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный КоАП РФ, постольку УФАС по Алтайскому краю отказывает в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
В действиях заказчика краевого государственного бюджетного учреждения спортивной подготовки "Спортивная школа олимпийского резерва по гребле на байдарках и каноэ имени Константина Костенко" при проведении закупки информация о которой размещена на сайте gzalt.rts-tender.ru N 5252896 на поставку лодочных моторов в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _____________________________ В.А. Кобяков
Члены Комиссии: ____________________________ О. Е. Бедарева
____________________________ Е.С. Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 2 декабря 2022 г. N 138-ВП/2022 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - закупки малого объема - государственное бюджетное учреждение - спортивные школы - дети, оставшиеся без попечения родителей)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2022