Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, руководитель управления;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор;
- Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области Куракиной Г.С. (доверенность от 30.12.2021 года), Скоркиной Н.В. (доверенность от 21.04.2021),
заказчика - бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница N 3"Мироновой И.И. (доверенность от 02.12.2022 года),
заявителя - ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" Жиляковой М.А. (доверенность от 27.09.2022 года),
рассмотрев жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия заказчика - бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница N 3", уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Поставка медицинских изделий (извещение N 0131200001022013502),
у с т а н о в и л а:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" (далее - заявитель) на действия заказчика - бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница N 3" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона: Поставка медицинских изделий (извещение N 0131200001022013502) (далее - аукцион).
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями заказчика, уполномоченного органа, выразившимися в формировании описания объекта закупки с нарушением требований ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ N 878.
Представители заказчика, уполномоченного органа считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика, уполномоченного органа соответствующими законодательству о закупках.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
17.11.2022 года уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 6895000.00 руб. Торги проводятся на электронной торговой площадке - ООО РТС-Тендер.
Согласно извещению о проведении аукциона объект закупки: Стерилизатор плазменный. Код позиции по ОКПД2, КТРУ:32.50.12.000-00000009.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.12.2022 NИЭА1 на участие в электронном аукционе была подана одна заявка, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона N 44-ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Извещением о проведении аукциона установлены условия допуска в соответствии Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Россиской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 установлен запрет на допуск товаров радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 предусмотрено создание единого реестра российской радиоэлектронной продукции (далее - реестр), правила формирования и ведения которого установлены указанным Постановлением; переченя радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Товар, являющийся объектом закупки входит в перечень.
При осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза (п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878).
Частью 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - КТРУ).
В соответствии с пунктом 12 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога.
На основании пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае предоставления дополнительной информации, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки представлены в Описании объекта закупки ( приложение N3 к извещению о проведении аукциона).
На рассмотрении жалобы представитель заявителя пояснил, что п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 при проведении аукциона не применяется, так как при описании объекта закупки заказчик установил требования к характеристикам товара таким образом, что в совокупности установленных характеристик описанию соответствуют товары только иностранных производителей, а именно: "ТЕКНО МАР МАКИНА Ималат Итхалат Ихраджат Санайи ве Тиджарет Лимитед Ширкети", Турция (HRF 3000 Низкотемпературный плазменный стерилизатор S 75) и "Туттнауэр Лтд.", Израиль (PlazMax P110). Вместе с тем, в реестре промышленной продукции, размещенном на сайте Министерства промышленной торговли, имеется модель плазменного стерилизатора - стерилизатор низтомпературный пероксидно-плазменный Пластер 120-01 производства ООО "Мед ТеКо" (Россия), которая могла бы подойти под Описание объекта закупки в случае изменения некоторых показателей. Однако, данная модель не соответствует некоторым характеристикам, установленным заказчиком, а именно:
- Материал корпуса стерилизатора: Нержавеющая сталь 08Х18Н10 или аналог
(ПЛАСТЕР 120-01: Углеродистая сталь марки СтЗ по ГОСТ 380 с защитно-декоративным покрытием);
- Материал стерилизационной камеры: Нержавеющая сталь или алюминий
(ПЛАСТЕР 120-01: Коррозионностойкая сталь марки 12Х18Н10Т по ГОСТ 5632 или алюминий марки: АК7ч по ГОСТ 1583);
- Концентрация стерилизующего средства во флаконе - не более 58%
(ПЛАСТЕР 120-01: 5960%)
- Габаритные размеры стерилизатора (ШхГхВ), не более 730х955х1860 мм
(ПЛАСТЕР 120-01: 735х1042х1614).
На рассмотрении жалобы представители заказчика, уполномоченного органа пояснили, что требования к товару установлены в соответствии с потребностями заказчика. По коду позиции КТРУ: 32.50.12.000-00000009, во вкладке "описание товара, работы, услуги" - сведения отсутствуют. Заказчик при формировании описания объекта закупки руководствовался требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Так, Материал корпуса стерилизатора: Нержавеющая сталь 08Х18Н10 обладает хорошей сопротивляемостью к атмосферной и межкристаллитной коррозии в том числе в среде насыщенного пара, при эксплуатации в условиях высоких и низких температур и в агрессивных средах, в растворах азотной, уксусной, фосфорной кислот, растворах щелочей и солей; сталь марки 08Х18Н10 рекомендована ГОСТом 5632-72 к применению как коррозионностойкая и жаростойкая; применяется в средах с большой агрессивностью, коей является пероксид водорода. Показатель: Материал стерилизационной камеры Нержавеющая сталь или алюминий установлен для увеличения срока службы оборудования.
Показатель: концентрация стерилизующего средства во флаконе, не более 58% соответствует ГОСТ Р ИСО 14937 2012 "Стерилизация медицинской продукции. Общие требования к определению характеристик стерилизующего агента и к разработке, валидации и текущему контролю процесса стерилизации медицинских изделий". Показатель установлен в целях достижения баланса между достаточной концентрацией для обеспечения качественной стерилизации и обеспечения безопасности персонала и снижения негативного воздействия на инструментарий, так как увеличение концентрации стерилизующего средства негативным способом сказывается на различных склонных к окислению материалах.
Габаритные размеры камеры (ШхГхВ), мм, не менее 420х620х370 должны позволять производить стерилизацию всего термолабильного инструмента, используемого в ЛПУ, включая высокотехнологичное, нестандартной формы и длины. Выбраны оптимальные размеры камеры с учетом потребности отделений.
Параметр: Габаритные размеры стерилизатора (ШхГхВ), мм, не более 730х955х1860 ограничен размерами помещения, для свободного маневрирования дополнительными приспособлениями (лотки для инструментов) в зоне загрузки стерилизатора. Ширина и глубина оборудования являются существенными характеристиками как при транспортировке так и непосредственно при монтаже и работе с ним, так как установка планируется в помещении с ограничениями по габаритам.
Представители заказчика, уполномоченного органа отметили, что согласно письма ООО "Мелиус Медикал", являющегося официальным поставщиком оборудования "ТЕКНО МАР МАКИНА ИМАЛАТ ИТХАЛАТ ИХРАДЖАТ ИХРАДЖАТ САНАЙИ ВЕ ТИДЖИРЕТ ЛИМИТЕД ШИРКЕТИ" N617 от 30.11.2022 в линейке низкотемпературных плазменных стерилизаторов данного производителя имеется модель HRF 3000 вариант исполнения S75 которая полностью соответствует техническим характеристикам информационной карты закупки для БУЗ ВО "ВГКБ N3". Согласно письма ЗАО "Фирма "Домен", являющегося официальным поставщиком оборудования "Туттнауэр Лтд.", Израиль, на территории Российской Федерации, в линейке низкотемпературных плазменных стерилизаторов данного производителя имеется модель PlazMax с принадлежностями, вариант исполнения P110, которая полностью соответствует техническим характеристикам информационной карты закупки N 013120000l022013502 для БУЗ ВО "ВГКБ N3".
На рассмотрение жалобы представители заказчика, уполномоченного органа представили копии документов:
- Письмо ООО "Мелиус Медикал" N617 от 30.11.2022
- Декларация ЕЭС о соответствии низкотемпературного плазменного стерилизатора модель HRF 3000 вариант исполнения S75
- РУ от 13.05.2021 NРЗН 2021/14306
- Письмо ЗАО "Фирма "Домен" N б/н от 30.11.2022 г.
- Дубликат РУ от 26.12.2012 ФСЗ 2012/13319 от 26.12.2012 г.
- Декларация о соответствии низкотемператyрного плазмепный стерилизатор PlazMax с принадлежностями
- РУ N ФСЗ 2012-13319 от 08.02.22
- Письмо ООО "Домен" Исх. б/н от 08 июля 2022 г.
- Сравнительная таблица по оборудованию.
Комиссия Воронежского УФАС России установила, что по коду позиции КТРУ: 32.50.12.000-00000009, во вкладке "описание товара, работы, услуги" указано- сведения отсутствуют. Заказчик при формировании описания объекта закупки руководствовался требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
При описании объекта закупки не были использованы указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, а также иные запрещенные законом требования, при этом заказчиком указаны необходимые функциональные, технические, качественные характеристики товаров, что позволяет сделать вывод о соблюдении заказчиками требований, установленных ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
На рынке товаров существует оборудование не менее двух производителей, соответствующее техническому заданию: "ТЕКНО МАР МАКИНА Ималат Итхалат Ихраджат Санайи ве Тиджарет Лимитед Ширкети", Турция (HRF 3000 Низкотемпературный плазменный стерилизатор S 75) и "Туттнауэр Лтд.", Израиль (PlazMax P110).
Кроме того, аукцион объявлен на поставку товара, а не на его изготовление.
Таким образом, отсутствуют основания для признания в действиях заказчика, уполномоченного органа действий, влекущих за собой ограничение участников закупки.
Как было установлено при рассмотрении жалобы, требования к товару установлены в соответствии с потребностями заказчика.
Законодательством о закупках не предусмотрено обязанности заказчика устанавливать требования к товару, удовлетворяющее всех возможных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для признания в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушений требований ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ N 878 от 10.07.2019, поскольку данными нормами не установлено обязанности заказчика устанавливать требования к товару таким образом, чтобы товар производился исключительно на территории Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а :
признать жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия заказчика - бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница N 3", уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Поставка медицинских изделий (извещение N 0131200001022013502) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена: 02.12.2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 07.12.2022 года.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Члены комиссии И.А. Тельпов
Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 2 декабря 2022 г. N 036/06/33-1352/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2022