Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТАН" (далее - ООО "СТАН", общество, заявитель) на действия Государственного учреждения - Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, заказчик) при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезно-ортопедическими изделиями (туторы на нижние конечности) в 2023 году (извещение N 0252100000122000086) (далее - электронный конкурс, конкурс),
в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей заказчика - "_" (доверенность N 34 от 14.02.2022), "_" (доверенность N 954 от 06.12.2021), "_" (доверенность N 958 от 08.12.2021), "_" (доверенность N 960 от 08.12.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. 11781-ЭП/22 от 28.11.2022) жалоба заявителя на действия заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного конкурса следует, что 07.11.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме с максимальным значением цены контракта 3000000 руб., начальная сумма цен единиц работы составляла 48784,33 руб.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.11.2022 свидетельствует о том, что электронный конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в ней.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений заказчика, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
Доводы жалобы сводятся к тому, что заказчиком был нарушен порядок выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
По мнению общества, закупаемые заказчиком работы с соответствующим им кодом ОКПД 2 включены в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.16 N 471-р (далее - Перечень).
ГУ - Омским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации были представлены (вх. NN 12026-ЭП/22, 12028-ЭП/22 от 02.12.2022) пояснения на жалобу, согласно которым при выборе способа определения подрядчика заказчик исходил из того, что предусмотренный в извещении об осуществлении закупки код ОКПД 2 подпадает под исключения кода, включенного в Перечень.
Частью 2 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
3) запрос котировок в электронной форме.
На основании частей 4, 5 и 6 названной нормы победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 данного закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 такого закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Комиссия отмечает, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), исходя из объекта осуществляемой закупки.
При этом код ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (код ОКПД2) определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения объекта закупки с соответствующим кодом и наименованием позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
Кроме того, следует учитывать, что выбор кода из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОКПД2 не должен осуществляться с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме объектом закупки является выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезно-ортопедическими изделиями (туторы на нижние конечности), при этом заказчиком установлен код ОКПД2 32.50.22.124.
В Перечень включен товар "инструменты и оборудование медицинские (кроме кодов 32.50.22.120, 32.50.22.121, 32.50.22.150 - в части обуви ортопедической и вкладных корригирующих элементов, изготавливаемых по индивидуальному заказу, 32.50.22.190)", которому соответствует код ОКПД 2 - 32.5.
В соответствии с ОК 034-2014 (КПЕС 2008) "Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, объектами классификации в ОКПД 2 является продукция (услуги, работы).
ОКПД 2 предназначен для обеспечения информационной поддержки задач, связанных, в том числе с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд.
В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX |
класс |
XX.X |
подкласс |
XX.XX |
группа |
XX.XX.X |
подгруппа |
XX.XX.XX |
вид |
XX.XX.XX.XX0 |
категория |
XX.XX.XX.XXX |
подкатегория |
По мнению заказчика, код ОКПД2 32.50.22.120, подпадающий под исключения выбранного им укрупненного кода для целей осуществления рассматриваемой закупки, в данном случае является категорией, а подкатегориями которого согласно вышеприведенной структуре выступают такие коды ОКПД 2, как: 32.50.22.121, 32.50.22.122, 32.50.22.123, 32.50.22.124, 32.50.22.125, 32.50.22.126, 32.50.22.127, 32.50.22.128, 32.50.22.129.
Комиссия не может согласиться с указанными выводами по причине того, что предусмотренные Перечнем исключения из общего правила о необходимости проведения закупок способом электронного аукциона в соответствии с кодом ОКПД2 - 32.5, применяются в случае закупки обуви ортопедической и вкладных корригирующих элементов, изготавливаемых по индивидуальному заказу, в то время как необходимые заказчику туторы нижних конечностей к таковым не относятся.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что действия заказчика, установившего способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме вместо открытого аукциона в электронной форме, не соответствуют распоряжению Правительства Российской Федерации от 21.03.16 N 471-р и нарушают статью 24 Федерального закона о контрактной системе.
В связи с указанным жалоба ООО "СТАН" признается обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченнопо учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТАН" на действия Государственного учреждения - Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезно-ортопедическими изделиями (туторы на нижние конечности) в 2023 году (извещение N 0252100000122000086).
2. Признать в действиях Государственного учреждения - Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации нарушение статьи 24 Федерального закона о контрактной системе, распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.03.16 N 471-р.
3. В связи с признанием определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 5 декабря 2022 г. N 055/06/24-1008/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2022