В соответствии с приказами Омского УФАС России от 21.11.2022 N 214/22 на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
__
__
__
при проведении внеплановой проверки (без заседания комиссии) закупки, осуществленной Федеральным государственным бюджетным учреждением "Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее также ФГБУ "Обь-Иртышское УГМС", заказчик) "Поставка неисключительных (пользовательских) прав на использование программного обеспечения (операционная система) Microsoft Windows 10 Professional 64 bit" (извещение N 0352100025021000118)
У С Т А Н О В И Л А:
В Омское УФАС России из прокуратуры Омской области поступило обращение Региональной общественной организации содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок "Общественный контроль" (далее - заявитель), содержащее информацию о размещении ФГБУ "Обь-Иртышское УГМС" извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
Изучив информацию, размещенную на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС), Комиссией Омского УФАС России установлено следующее.
Заказчиком 29.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на поставку неисключительных (пользовательских) прав на использование программного обеспечения (операционная система) Microsoft Windows 10 Professional 64 bit (извещение N 0352100025021000118).
Согласно статье 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 данной статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная Федеральным законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании пунктов 4 и 8 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения) заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено данным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено таким законом, информация об ограничениях участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в соответствии с данным законом (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком) и о размере обеспечения исполнения контракта, требованиях к такому обеспечению, порядок предоставления такого обеспечения, устанавливаемые в соответствии с данным законом (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 такого закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 данного закона.
В силу пункта 8 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Частью 4 названной нормы предусмотрено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения) заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 такого закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 данного закона.
Обязанность осуществления заказчиками закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций регламентирована положениями части 1 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе.
Особенности заключения контракта в части предоставления обеспечения его исполнения по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе указаны в частях 6.2 и 8.1 статьи 95 данного закона.
Так, если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 данного закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 такой статьи от цены контракта, по которой в соответствии с данным законом заключается контракт.
Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 данного закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 такого закона, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Извещением о проведении электронного аукциона были установлено, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Размер обеспечения согласно такому извещению составлял 5 % цены контракта, по которой он будет заключен.
Наименование документации об электронном аукционе, а также пункт 5 информации, указанной в табличной форме в такой документации, предусматривали ограничение участия в определении поставщика исключительно для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пункт 9 документации об электронном аукционе, в свою очередь, определял, что обеспечение исполнения контракта, том числе предоставляемого с учетом положений статьи 37 Федерального закона о контрактной системе, устанавливается в размере 5 % от цены контракта, но не может составлять менее чем размер аванса.
Напротив, пункт 4.1 раздела 4 "Обеспечение исполнения контракта" проекта контракта включал информацию следующего содержания: "В целях обеспечения исполнения обязательств Поставщика по настоящему Контракту, Поставщик представляет Заказчику обеспечение исполнения настоящего Контракта в размере 5 % от начальной (максимальной) цены контракта, в виде безотзывной банковской гарантии или внесением денежных средств. Способ обеспечения исполнения Контракта определяется Поставщиком самостоятельно".
Таким образом, в нарушение статьи 7, части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе информация о размере обеспечения исполнения контракта, указанная в проекте контракта, не соответствовала его размеру, определенному в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе, с учетом принятого заказчиком для целей осуществления данной закупки решения об ограничении в определении поставщика.
Данный факт подтверждается постановлением Омского УФАС России по делу N 055/04/7.30-707/202 от 15.09.2022, в соответствии с которым начальник отдела государственных закупок ФГБУ "Обь-Иртышское УГМС" признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку на основании части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение Комиссией принято решение материалы настоящего дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении уполномоченного должностному лицу Омского УФАС России не передавать.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения "Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" нарушение части статьи 7, 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 2 декабря 2022 г. N 055/10/99-956/2022 (ключевые темы: обеспечение исполнения контракта - документация об электронном аукционе - участники закупок - контрактная система в сфере закупок - извещение о проведении электронного аукциона)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2022