8 декабря 2022 г. |
г. Омск |
В соответствии с приказом Омского УФАС России от 24.11.2022 N 221/22, подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) и Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, на основании сообщения физического лица о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
по результатам проведения внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Омский государственный педагогический университет" (далее - ФГБОУ ВО "ОмГПУ", заказчик, комиссия по осуществлению закупок) требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в форме запроса котировок в электронной форме на поставку продукции радиоэлектронной промышленности (мониторы, клавиатуры, мыши компьютерные) (извещение N 0352100012322000054) (далее - электронный запрос котировок, запрос котировок)
У С Т А Н О В И Л А:
1. 22.07.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного запроса котировок с начальной (максимальной) ценой контракта 1024160 руб.
25.07.2022 размещены изменения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.08.2022 следует, что заявка одного участника была отклонена, победителем запроса котировок признан участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, и который предложил наиболее низкую цену контракта (далее - ООО "Электронный мир", общество, победитель).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, на момент проведения проверки между ФГБОУ ВО "ОмГПУ" и обществом заключен, а также исполнен договор N Ф.2022.054 от 05.08.2022 (далее - контракт).
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В адрес Омского УФАС России поступило обращение гражданина "_", представителя ООО "МОНИТОРУС" (вх. N 11631/22 от 23.11.2022), из прокуратуры Центрального административного округа города Омска для рассмотрения и принятия мер в рамках имеющихся полномочий посредством перенаправления из прокуратуры Омской области, в содержании которого указано, что заказчиком был определен победитель закупки в нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
24.11.2022 Омским УФАС России в целях всесторонней и объективной проверки, формирования выводов о наличии или отсутствия в действиях заказчика нарушений Федерального закона о контрактной системе, правомерности заключения контракта с ООО "Электронный мир" был направлен (исх. N ТШ/9298/22) запрос о предоставлении:
- заказчиком письменных пояснений о порядке рассмотрения заявок участников, в том числе в части определения победителя с учетом применения национального режима по итогам осуществления вышеуказанной закупки;
- ООО "РТС-тендер" заявок всех участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в указанном аукционе в реестре участников, получивших аккредитацию на электронной площадке.
На указанный запрос ФГБОУ ВО "ОмГПУ" представлены (вх. N 12055-ЭП-22 от 02.12.2022) пояснения по вышеизложенным фактам.
Оценивая правомерность признания победителем закупки по результатам определения поставщика ООО "Электронный мир" и заключения заказчиком с таким лицом контракта, Комиссия в рамках имеющихся полномочий руководствуется следующим.
Частями 1, 3 и 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 такой статьи.
Постановлением N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Условия допуска определены приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
Пунктом 1 Приказа N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к данному приказу.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 данного закона.
В соответствии с осуществленной закупкой заказчику требовалась поставка товаров "мышь компьютерная" (код ОКПД 2 26.20.16.170), "клавиатура" (код ОКПД 226.20.16.110) и "монитор, подключаемый к компьютеру" (код ОКПД 2 26.20.17.110), которые включены в перечень, а также приложение N 1 к Приказу N 126н, в связи с чем в извещении об осуществлении закупки были установлены соответствующие ограничения и условия допуска.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать в виде электронного документа требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным законом и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 3 Постановления N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Также названным пунктом Постановления N 878 определены условия, являющиеся подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции, которыми выступают:
а) наличие сведений о такой продукции в реестре и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
б) наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), и соответствие информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза требованиям, установленным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий).
В связи с чем нельзя согласиться с доводом гражданина, согласно которому одним из условий подтверждения страны происхождения товара в рамках данной закупки может служить сертификат по форме СТ-1, поскольку в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Постановления N 878 данный сертификат подтверждает страну происхождения товара только для закупок, извещения о которых размещены до 30.06.2022. Извещение для целей осуществления настоящей закупки было размещено 22.07.2022.
Пунктом 3(1) Постановления N 878 и пунктом 1.6 Приказа N 126н регламентировано, предоставление каких информации и документов участником закупки в составе заявки на участие в закупке является подтверждением соответствия продукции требованиям, установленным данными актами.
Так, согласно пункту 3(1) Постановления N 878 для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции условиям, предусмотренным подпунктами "а" - "в" пункта 3 данного постановления, участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет следующие документы и (или) информацию соответственно:
номер реестровой записи из реестра, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий);
номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, а также информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если такое предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) соответствующих операций (условий).
Согласно пункту 1.6 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара.
Обозначенные выше требования к заявкам участников закупки были установлены в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в запросе котировок в электронной форме и инструкция по ее заполнению (далее - требования)", являющемся приложением к извещению об осуществлении закупки.
В соответствии с Пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе заявка должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 данного закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если данным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу пункта 5 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 данного закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 такого закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 данного закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
Порядок рассмотрения заявок участников закупки при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно названной норме не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 данного закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 11932-ЭП/22 от 30.11.2022) на запрос Омского УФАС России были представлены заявки участников закупки с приложением информации и документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0352100012322000054 от 02.08.2022 заявка участника закупки с идентификационным номером заявки 112345947 была отклонена по причине непредоставления информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки. Остальные 12 заявок участников были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.
При этом Комиссией установлено, что ни одним из таких участников не представлены документы и информация, регламентированные Постановлением N 878 (номера записей из соответствующих реестров), в связи с чем ограничения допуска реализованы не были.
Для целей подтверждения страны происхождения товаров участниками в заявке было продекларировано наименование страны происхождения товара. В частности, в качестве наименования страны происхождения товара в заявке общества были указаны Беларусь и Китай.
Таким образом, победителем электронного запроса котировок было признано лицо, предложившее наименьшую цену контракта, - ООО "Электронный мир".
При указанных обстоятельствах (фактической невозможности отражения в проекте контракта реестровой записи о товаре), а также по причине того, что действовавшая на момент размещения спорной закупки редакция Постановления N 878 не предусматривала условия о том, что информация о реестровых записях о товаре включается в контракт (данное условие содержалось в пункте 3(1) Постановления N 878 в редакции N 5 от 06.12.2021), довод обращения также является несостоятельным.
С учетом указанного, в действиях комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении заявок участников рассматриваемой закупки в части применения нормативных актов о национальном режиме, а также заказчика при заключении контракта с лицом, признанным победителем по результатам определения поставщика, отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Дополнительно Комиссия обращает внимание на то, что осуществление контроля на этапе приемки заказчиком товара не относится к полномочиям Омского УФАС России.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
В действиях Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный педагогический университет" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки путем запроса котировок в электронной форме на поставку продукции радиоэлектронной промышленности (мониторы, клавиатуры, мыши компьютерные) (извещение N 0352100012322000054) нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не установлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии: |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 8 декабря 2022 г. N 055/10/99-991/2022 (ключевые темы: участники закупок - товары, происходящих из иностранных государств - товар. работа. услуга. - евразийский экономический союз - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2022