Резолютивная часть решения оглашена 02 декабря 2022 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: ...
, при участии представителей Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областная детская клиническая больница им. Н.В. Дмитриевой"
...
, представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"
...
, в отсутствие представителей ИП
...
, уведомленной надлежащим образом, в отсутствие представителей АО "Сбербанк-АСТ, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ИП
...
N28/11-01 от 28.11.2022 (вх. N3308-ЭП/22 от 01.12.2022), перенаправленную по подведомственности Главным управлением контроля и противодействия коррупции Рязанской области, на действия Заказчика (Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областная детская клиническая больница им. Н.В. Дмитриевой") при проведении электронного аукциона на поставку реагентов для иммуноферментных исследований крови на гормоны к планшетному фотометру Bio-Rad для нужд Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областная детская клиническая больница им. Н.В. Дмитриевой" (извещение N0859200001122014571 от 21.11.2022) и проведя внеплановую проверку указанного электронного аукциона,
у с т а н о в и л а:
Государственным бюджетным учреждением Рязанской области "Областная детская клиническая больница им. Н.В. Дмитриевой" (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку реагентов для иммуноферментных исследований крови на гормоны к планшетному фотометру Bio-Rad для нужд Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областная детская клиническая больница им. Н.В. Дмитриевой" (далее - электронный аукцион).
21 ноября 2022 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 418 138 рубля 60 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), поскольку действия Заказчика, выразившиеся в установлении в описании объекта закупки требований к товару, влекут за собой ограничение количества участников закупок, а именно соответствуют медицинскому изделию единственного производителя Алкор Био.
В отзыве на жалобу N11/ЕЦ-3835 от 02.12.2022 (вх. N3324-ЭП/22 от 02.12.2022) Заказчик сообщил, что описание объекта закупки соответствует законодательству о ФКС и не ограничивает круг потенциальных участников закупки.
В отзыве на жалобу N479 от 01.12.2022 (вх. N3319-ЭП/22 от 02.12.2022) Уполномоченное учреждение сообщило, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки. Кроме того, Заказчиком использованы обязательные к применению характеристики позиции КТРУ, а также дополнительные характеристики товара с приведением соответствующего обоснования.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
По мнению Заявителя, требования, установленные в "Описании объекта закупки", являются необоснованными и ведут к ограничению конкуренции, так как указаны под значения конкретного производителя Алкор Био, а именно:
1. по позиции 1 "Описания объекта закупки" общий иммуноглобулин Е (IgЕ) ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА) установлены такие характеристики как:
Диапазон определения концентраций |
[ 0-500 МЕ/мл] |
Чувствительность |
2,3 МЕ/мл. |
Наличие калибраторов: 6 шт по 0,5 мл (0; 10; 50; 100; 250; 500) МЕ/мл. |
соответствие |
2. по позиции 2 тиреотропный гормон (ТТГ) ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА):
Диапазон определения концентраций |
[ 0-15 мкМЕ/мл]. |
Чувствительность |
0,05 мкМЕ/мл. |
Наличие калибраторов: 6 шт по 0,5 мл (0; 0,25; 0,75; 2,5; 7,5; 15) мкМЕ/мл. |
соответствие |
3. по позиции 3 свободный тироксин ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА) указаны характеристики:
Диапазон определения концентраций |
[ 0-100 пмоль/л]. |
Чувствительность |
1 пмоль/л. |
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о ФКС не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о ФКС установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка реагентов для иммуноферментных исследований крови на гормоны к планшетному фотометру Bio-Rad для нужд Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областная детская клиническая больница им. Н.В. Дмитриевой" и в разделе "Описание объекта закупки", являющегося неотъемлемой частью извещения об осуществлении закупки, установлены требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара.
Вместе с тем Заказчиком ни в письменных пояснениях, ни в ходе заседания Комиссии не представлено доказательств о наличии как минимум двух производителей, удовлетворяющих требованиям описания объекта закупки по позициям, оспариваемым Заявителем.
Ссылка Заказчика, что описанию объекта закупки соответствуют, в том числе наборы Вектор Бест, опровергается инструкциями по применению наборов, представленными лечебным учреждением в материалы дела.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении об осуществлении закупки, но, таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей, и уникальными товарами единственного производителя.
Комиссия Управления также отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения извещения о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в извещении, Заказчику необходимо определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом Заказчику требуется обладать документальным подтверждением обоснования потребности, но не руководствоваться своим субъективным мнением и/или предположениями.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст. 33 Закона о ФКС.
В то же время включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о ФКС (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Довод представителей Заказчика о том, что товар, указанный в документации, свободно обращается на российском рынке медицинского оборудования, а также ссылка на то, что предметом контракта является поставка, а не производство товара, Комиссия Рязанского УФАС считает несостоятельным по следующим основаниям.
Для квалификации действий Заказчика как нарушающих основополагающие принципы закупочной деятельности, в том числе и обеспечения конкуренции, необязательно непосредственное наступление негативных правовых последствий в виде ограничения количества участников либо ущемления прав кого-либо из этих участников, достаточно возникновения угрозы наступления таких последствий. В свою очередь, антимонопольный орган, будучи контрольным органом в сфере закупочных процедур, обязан реагировать в том числе и на гипотетическую вероятность наступления таких негативных последствий с целью пресечения нарушения прав и законных интересов участников закупочной процедуры.
Рассматриваемые требования изначально влекут за собой вероятность ограничения количества участников закупки, поскольку ставят их в заведомо невыгодное положение, делая возможность их участия в закупочной процедуре зависящей от усмотрения и волеизъявления третьего лица - производителя реагентов для иммуноферментных исследований крови на гормоны. В этой связи возможность такой закупки и последующей поставки товара лечебному учреждению полностью зависит от усмотрения сторонних лиц, что, соответственно, способно привести к ограничению количества участников закупки и ущемлению их прав и законных интересов.
Кроме того, Комиссия Рязанского УФАС России обращает внимание на то обстоятельство, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.11.2022 NИЭА1 на участие в электронном аукционе подана одна заявка с предложением поставить товар производителя Алкор Био.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС при формировании описания объекта закупки, действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС иных нарушений законодательства о контрактной системе, не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя ...
обоснованной.
2. Признать Заказчика (Государственное бюджетное учреждение Рязанской области "Областная детская клиническая больница им. Н.В. Дмитриевой") нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание Заказчику (Государственному бюджетному учреждению Рязанской области "Областная детская клиническая больница им. Н.В. Дмитриевой"), Уполномоченному учреждению (Государственному казённому учреждению Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"), Аукционной комиссии Государственного казённого учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" и Оператору электронной площадки (АО "Сбербанк-АСТ") об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы по делу N062/06/33-674/2021 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 6 декабря 2022 г. N 062/06/33-674/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2022