Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
рассмотрев посредством видеоконференции обращение муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Тула "Ремжилхоз" (далее - заказчик, МУП "Ремжилхоз") (вх. N 2677/22 от 24.11.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "СК СПЕЦ ПОДЗЕМ МОНТАЖ" (ИНН 7107121152; 300041, г. Тула, пл. Хлебная, дом 19/2, офис 1) (далее - общество, ООО "СК СПМ", подрядчик) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта от 30.04.2021 N 0366200035621001311 на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт водовода 2-го подъема Масловско - Песоченского водозабора от ВНС "Песоченская" 1 (этап)" (закупка N 0366200035621001311, реестровый номер контракта 213710502764471050100100050014221000) (далее - контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- представителя МУП "Ремжилхоз" на основании доверенности;
- директора ООО "СК СПМ";
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступило обращение заказчика о размещении информации об ООО "СК СПМ" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт водовода 2-го подъема Масловско - Песоченского водозабора от ВНС "Песоченская" 1 (этап)" (закупка N 0366200035621001311).
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
30.04.2021 между заказчиком и обществом заключен контракт на сумму 43 850 650,68 рублей.
Дополнительным соглашением N 1 от 31.08.2022 утверждены новые сроки выполнения работ - в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N3 к контракту), но не позднее 31.10.2021".
Дополнительным соглашением N 2 от 26.10.2022 определена уточненная цена контракта - 42 826 093,50 рублей.
Согласно пункту 1.1 контракта подрядчик обязуется выполнить работы по объекту: "Капитальный ремонт водовода 2-го подъема Масловско - Песоченского водозабора от ВНС "Песоченская" 1 (этап)" (далее по тексту - работы), в соответствии с проектно-сметной документацией (Приложение N1 к контракту), техническим заданием (Приложение N7 к контракту), в сроки, установленные настоящим контрактом (согласно п. 3.2. контракта), соблюдая промежуточные сроки и общий срок выполнения работ на объекте, установленные Графиком выполнения работ (Приложение N3 к контракту), а заказчик - принять и оплатить работы, выполненные подрядчиком в соответствии с Графиком оплаты работ (Приложение N4 к контракту).
В силу пункта 1.2 контракта подрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами весь комплекс работ по капитальному ремонту объекта в соответствии с условиями контракта и передать его заказчику.
Разделом 2 контракта определены, в том числе, следующие цена и порядок расчетов:
"2.3. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объема работы, качества выполняемой работы и иных условий контракта;
б) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту.
При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта.
2.4. Авансирование по контракту предусмотрено.
Выплата аванса при исполнении настоящего контракта Подрядчику, которым предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, не допускается.
Аванс в отношении каждого этапа исполнения контракта устанавливается в размере 1% от размера цены соответствующего этапа.
Выплата аванса производится в соответствии с Графиком оплаты выполненных работ (приложение N 4 к контракту) в течение 30 календарных дней со дня начала этапа исполнения контракта на основании счета.".
Разделом 3 контракта установлены следующие сроки и место выполнения работ:
"3.1. Подрядчик обязуется выполнить работы и осуществить капитальный ремонт объекта в сроки, установленные контрактом, Графиком выполнения работ (Приложение N 3 к контракту).
3.2. Сроки выполнения работ:
Начало работ - день, следующий за датой заключения контракта.
Окончание работ - в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N3 к контракту), но не позднее 31.08.2021 года.
3.3. Сроки отдельных этапов выполнения определяются Графиком выполнения работ (Приложение N 3 к контракту).
3.4. Подрядчик вправе досрочно выполнить работы, предусмотренные контрактом, при этом подрядчик не вправе требовать увеличения цены контракта, а также изменения сроков оплаты, предусмотренных настоящим контрактом, при досрочно выполненных работах.
3.5. Место выполнения работ: Тульская область, д. Алексеевка".
Как было указано выше, общий срок выполнения работ согласован сторонами контракта дополнительным соглашением N 1 от 31.08.2021 как "не позднее 31.10.2021". Во всем остальном стороны руководствуются положениями заключенного контракта.
В соответствии с пунктом 5.1 контракта заказчик обязан:
"5.1.3. Осуществлять контроль за выполнением работ на объекте и сроками выполнения работ, в соответствии с утвержденной рабочей документацией, условиями контракта и требованиями положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил.
5.1.4. Передать подрядчику в течение 5 календарных дней с момента заключения контракта на период выполнения работ:
- рабочую документацию в объеме, необходимом для начала производства работ на Объекте, и по мере необходимости для выполнения этапов работ, указанных в Графике выполнения работ (Приложение N 3 к контракту);
5.1.6. Оказывать содействие подрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом контракта, решение которых возможно только при участии заказчика".
В соответствии с пунктом 5.3 контракта подрядчик обязан:
"5.3.1. Выполнить работы профессиональным образом, максимально безопасно, экономически эффективно и с учетом требований охраны окружающей среды, в соответствии с требованиями положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил, с требованиями, установленными настоящим контрактом.
5.3.2. Подрядчик обязан в течение 10 (десяти) календарных дней, исчисленных с даты заключения настоящего контракта, разработать и согласовать с заказчиком проект производства работ (далее по тексту - ППР), составленный в соответствии с требованиями положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил.
Проект производства работ должен содержать мероприятия по наиболее эффективной организации строительства с использованием прогрессивных технологий строительства, способствующих улучшению качества, сокращению сроков строительства, а также обеспечивающее безопасное выполнение работ.
До начала работ подрядчик самостоятельно оформляет разрешительные документы при необходимости.
Перед началом работ подрядчик должен предоставить заказчику (по форме, согласованной с заказчиком):
График СМР с понедельной разбивкой по объекту согласно предложенной последовательности строительства объекта.
График мобилизации людских ресурсов с понедельной разбивкой и указанием профессий.
5.3.3. Выполнить работы в сроки, предусмотренные в Графике выполнения работ (Приложение N 3 к контракту);
5.3.4. Выполнить все работы по настоящему контракту собственными силами и/или силами привлеченных субподрядчиков, имеющих соответствующие допуски к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального ремонта, в соответствии требованиями проектной документации, положениями (в том числе рекомендуемыми) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил, а также с надлежащим качеством.
Нести ответственность перед заказчиком за ненадлежащее выполнение поставок и работ по настоящему контракту привлеченными субподрядчиками, за координацию их деятельности, а также за соблюдение привлеченными субподрядчиками положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил, включая, но не ограничиваясь, норм и правил в области противопожарной безопасности, охраны окружающей среды, промышленной безопасности, по технике безопасности, экологической и санитарной безопасности.
5.3.7. Обеспечить выполнение работ необходимыми материально-техническими ресурсами и техникой.
5.3.11. Немедленно известить заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе производства работ;
- иных, не зависящих от подрядчика обстоятельств, угрожающих качеству результатов выполняемых работ, либо создающих невозможность их завершения в срок.
5.3.12. Обеспечить:
производство работ в полном соответствии с рабочей документацией, рабочими чертежами и строительными нормами, и правилами;
качество выполнения всех работ в соответствии с проектной документацией, выданными техническими условиями, требованиями положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил;
соблюдение технологии производства ремонтных работ;
осуществление входного контроля качества материалов, конструкций и изделий с занесением результатов контроля в журнал входного контроля качества;
своевременное устранение недостатков (дефектов), выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации объекта;
бесперебойное функционирование инженерных систем и оборудования при нормальной эксплуатации объекта в течение гарантийного срока;
временные подключения ко всем инженерным сетям, необходимым для производства работ за счет собственных средств.
5.3.13. Нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств привлеченными субподрядчиками.
5.3.19. Обеспечить до сдачи объекта заказчику уборку объекта.
5.3.20. Выполнить в полном объеме свои обязательства, предусмотренные в других статьях настоящего контракта, приложений к нему".
В соответствии с пунктом 5.4 контракта подрядчик вправе:
"5.4.1. Требовать от заказчика надлежащего и своевременного выполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
5.4.2. Обращаться к заказчику с запросами в целях надлежащего исполнения обязательств по контракту".
Разделом 6 контракта утвержден, в том числе следующий порядок сдачи и приемки работ:
"6.1. Результаты работ, выполненных подрядчиком, подтверждаются и оформляются актом о приемке выполненных работ (форма N КС-2), актом сдачи-приемки этапа выполненных работ (Приложение N8 к контракту), справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) в следующем порядке:
6.1.1. Подрядчик обязан в течение 5 (пяти) календарных дней с момента выполнения работ по этапу предоставить заказчику в 3 экземплярах акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), в 4 экземплярах справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), в 3 экземплярах акт сдачи-приемки этапа выполненных работ (Приложение N8 к контракту), подписанные со стороны подрядчика, а также 3 экземпляра исполнительной документации в папках на бумажном носителе и 1 экземпляре в электронном виде в формате (xls, word, dwg и pdf), оформленной в соответствии с требованиями нормативных документов (РД 11-02-2006, РД 11-05-2007).), на фактически выполненные работы в отчетном периоде.
По окончании работ подрядчиком должна быть предоставлена рабочая, техническая и исполнительная документация: спецификации, схемы, чертежи, паспорта, руководства по эксплуатации, протоколы замеров и испытаний, справки о выполнении технических условий от организаций их выдавших. Заказчику передаются сертификаты (при наличии, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством) на материалы и оборудование, использованные при проведении работ. Предоставляется журнал производства работ, комплект исполнительной документации (акты на скрытые работы, протоколы испытаний, исполнительные съемки с отметкой ИСОГД).
При приемке выполненной работы заказчик обязан провести экспертизу для проверки выполненных подрядчиком работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
Результаты экспертизы, проведенной заказчиком своими силами без привлечения сторонних экспертов, могут оформляться в виде заключения, подписанного ответственным лицом заказчика, либо подтверждаться отметкой в акте сдачи-приемки этапа выполненных работ с подписью ответственного лица, без составления отдельного документа о проведенной экспертизе.
Результаты экспертизы, проведенной с привлечением экспертов, экспертных организаций, оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.
6.1.2. Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней (включая проведение экспертизы (в течение 3 (трех) рабочих дней) рассматривает и подписывает представленные документы либо направляет подрядчику почтовым отправлением (либо с использованием иных средств связи и доставки корреспонденции) письменные возражения и (или) замечания (мотивированный отказ по форме Приложения N 2 к контракту) с требованием об устранении выявленных недостатков (дефектов) работ и (или) документации и с указанием сроков их устранения. В случае если подрядчиком не была представлена надлежащим образом оформленная документация, указанная в п. 6.1.1. контракта, и/или качество предъявляемых к подтверждению работ не удовлетворяет установленным требованиям, и/или предъявленные к подтверждению работы не соответствуют фактически выполненным объемам работ, заказчик в указанный в настоящем пункте срок направляет подрядчику письменный мотивированный отказ в приемке указанных работ и требование об устранении выявленных в ходе приемки нарушений (недостатков и/или дефектов).
Повторное согласование заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), акта сдачи-приемки этапа выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) на предъявляемый подрядчиком к подтверждению объем работ производится после устранения последним причин отказа в первоначальной приемке работ в установленном настоящим контрактом порядке.
6.1.3. После подписания сторонами акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), акта сдачи-приемки этапа выполненных работ (Приложение N8 к контракту) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) в порядке, установленном п.6.1.1-6.1.2 контракта, работы считаются подтвержденными заказчиком и подлежат оплате в соответствии с условиями настоящего контракта".
Согласно пункту 13.2 контракта настоящий контракт действует по 01.12.2021 г. (срок действия контракта включает срок выполнения работ, период приёмки результатов выполненных работ, в том числе, экспертизы результатов исполнения обязательств по контракту, и оплаты за выполненные работы). Окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств сторон по контракту.
В соответствии с пунктом 14.5 контракта любое уведомление, которое одна сторона направляет другой стороне в соответствии с контрактом, направляется в письменной форме почтой (в том числе электронной), факсимильной связью либо иным доступным способом, оговоренным сторонами с последующим представлением оригинала по адресу, указанному в контракте.
Уведомление вступает в силу в день получения его лицом, которому оно адресовано. При невозможности получения подтверждения либо информации о получении уведомления, датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 5 (пяти) рабочих дней с даты направления уведомления
Из письменных пояснений представителей подрядчика и заказчика, представленной в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими контракт, установлено следующее.
12.05.2021 подрядчик письмом исх. N 13/2 сообщил заказчику о приостановке выполнения работ до схода дождевого паводка.
01.06.2021 подрядчик приказом N 02П утвердил ответственных за исполнение контракта лиц.
21.06.2021 подрядчик письмом исх. N 34(и) сообщил заказчику о возобновлении работ на объекте.
22.06.2021 подрядчик в письме исх. N 37 (и) просит заказчика предоставить список ответственных лиц, участвующих в освидетельствовании и приемке работ по контракту.
15.07.2021 заказчик в письме исх. N 1364-в просит подрядчика заключить договор на ведение авторского надзора с МУП "Ремжилхоз".
16.07.2021 подрядчик в письме исх. N 59 (и) сообщает заказчику, что по результатам геодезической разбивки водовода диаметром 800 мм подтверждает необходимость выноса опоры отпайки на расстояние от оси водовода до опоры не менее 3,7 м.
02.08.2021, 05.08.2021 по итогам совместных совещаний составлены соответствующие протоколы, содержащие, в том числе, информацию о ходе выполнения работ по контракту, необходимых технических решениях.
Кроме того, на обсуждение был вынесен вопрос о необходимости проведения аварийно-восстановительных работ на канализационном коллекторе по ул. Верхняя Краснослободская в г. Тула, для обеспечения выполнения которых необходимо заключать отдельный договор.
12.08.2021 заказчик направил подрядчику претензию (письмо исх. N 1583-Ю) с указанием на нарушение сроков выполнения работ по этапам, предусмотренным Графиком выполнения работ (приложение N 3 к контракту), в связи с чем сообщает о необходимости не позднее 31.08.2021 завершить работы по контракту.
16.08.2021 подрядчик в ответ на претензию письмами исх. N 74(и), 75(и) выразил свое несогласие в связи с непредставлением заказчиком ответственных лиц; указал на невозможность выполнять свои обязательства по контракту из-за подтопления поверхности трассы водовода, а также и обратился с просьбой продлить срок окончания работ до 31.10.2021.
17.08.2021 заказчик в письме исх. N 1601-Ю сообщил подрядчику о ранее направленной информации об ответственных лицах (21.07.2021), а также предложил обществу представить письменное обоснование о возникновении непредвиденных обстоятельств с предложением об увеличении сроков.
20.08.2021 подрядчик письмом исх. N 79(и) просит заказчика разрешить допуск работников общества на объект в ночное время.
27.08.2021 по итогам совместного совещания составлен протокол, содержащий, в том числе, информацию о ходе выполнения работ по контракту, а также сообщение о необходимости предоставления проектно-сметной документации по объекту "Проведение аварийно-восстановительных работ на канализационном коллекторе по ул. Верхняя Краснослободская в г. Тула".
31.08.2021 подрядчик письмом исх. N 87(и) уведомил заказчика о выявлении не указанных в плане города двух труб диаметром 200 мм каждая, пересекающих все сечение траншеи и мешающие проведению работ по контракту.
01.09.2021 заказчик письмом исх. N 1754-Ю сообщил подрядчику об отсутствии претензий по качеству выполнения работ, а также о продлении сроков выполнения работ в связи с производственной необходимостью.
07.09.2021 заказчик в письме исх. N 1795-Э проинформировал подрядчика о том, что строительно-монтажные работы по выносу опоры из зоны ремонта сети водовода выполнены в полном объеме 20.08.2021.
21.09.2021 подрядчик письмом исх. б/н сообщил заказчику о выполнении первого этапа работ, представив исполнительную документацию.
04.10.2021 заказчик издал приказ N 149/1 о смене одного из ответственных за исполнение контракта лица.
05.10.2021 подрядчик в письме исх. N 103(и) заверил заказчика об оплате труб ПЭ100 SDR17-800x47,4 при условии оплаты МУП "Ремжилхоз" первого этапа работ.
26.10.2021 заказчик направил подрядчику претензию (письмо исх. N 2144-Ю) с указанием на нарушение сроков выполнения работ по этапам, предусмотренным Графиком выполнения работ (приложение N 3 к контракту) с учетом корректировки сроков (сдан только первый этап), в связи с чем сообщает о необходимости не позднее 31.10.2021 завершить работы по контракту.
В связи с отсутствием ответных действий со стороны общества 01.11.2021 заказчик направил подрядчику претензию (письмо исх. N 2185-Ю) с указанием на нарушение сроков выполнения работ по этапам, предусмотренным Графиком выполнения работ (приложение N 3 к контракту) с учетом корректировки сроков (сдан только первый этап), в связи с чем сообщает о необходимости не позднее 15.11.2021 завершить работы по контракту.
При этом заказчик также указал, что в случае неисполнения направленных требований и условий контракта в целом, применит к подрядчику санкции в виде начисления неустоек, а также инициирует процесс одностороннего отказа от исполнения контракта.
17.12.2021 заказчик письмом исх. N 2554-в направляет подрядчику копию письма АО "Тулагорводоканал" с предложением корректировки узлов врезки согласно проектным решениям относительно точек врезки в районе ВНС "Печорская" и в камере ВК-7.
27.12.2021 заказчик направил подрядчику претензию (письмо исх. N 2634-Ю) с указанием на нарушение сроков выполнения работ по этапам, предусмотренным Графиком выполнения работ (приложение N 3 к контракту) и сообщил о начислении неустоек за просрочку выполнении третьего этапа работ.
27.12.2021 заказчик направил подрядчику претензию (письмо исх. N 2635-Ю) с указанием на нарушение сроков выполнения работ по этапам, предусмотренным Графиком выполнения работ (приложение N 3 к контракту), и сообщил о начислении неустоек за просрочку выполнении второго этапа работ.
20.01.2022 заказчик направил подрядчику претензию (письмо исх. N 87-Ю) с указанием на нарушение сроков выполнения работ по этапам, предусмотренным Графиком выполнения работ (приложение N 3 к контракту), и сообщил о начислении неустоек за просрочку выполнении четвертого этапа работ (при этом указав, что работы, предусмотренные контрактом, не выполнены в полном объеме).
18.03.2022 подрядчик направил заказчику письмо исх. N 27(и), в котором, согласившись с предложением АО "Тулагорводоканал" о корректировке узлов врезки, предоставил рабочие проекты с внесенными изменениями.
25.04.2022 заказчик письмом исх. N 765-б запросил у подрядчика график выполнения работ на май 2022 года.
17.05.2022 подрядчик направил заказчику откорректированные сметы в соответствии с измененными ранее рабочими проектами.
10.06.2022 заказчик направил подрядчику уведомление о намерении расторгнуть контракт в одностороннем порядке с 30.06.2022 (письмо исх. N 1155-Ю) в связи с систематическим нарушением обществом сроков исполнения контракта в случае, если ООО "СК СПМ" не предоставит результаты выполнения работ по контракту в полном объеме.
15.06.2022 подрядчик в письме исх. N 52(и) выражает свое несогласие с позицией заказчика, сообщает, что просрочка вызвана независящими от него обстоятельствами, а также просит о дополнительной корректировке смет с учетом удорожания материалов.
21.06.2022 заказчик направил подрядчику претензию (письмо исх. N 1269-Ю), в которой указал на выявление расхождения между оплаченной работой и фактически выполненной, в связи с чем просит общество вернуть переплату за невыполненные и некачественно выполненные работ.
12.07.2022 подрядчик письмом исх. N 62(и) просит заказчика обеспечить явку полномочного представителя для участия в проведении приемочного гидравлического испытания 14.07.2022.
29.07.2022 заказчик письмом исх. N1536-в просит подрядчика 01.08.2022 направить ответственных лиц для проведения комиссионного обследования на предмет освидетельствования выполненных работ и решения текущих вопросов в рамках контракта.
01.08.2022 заказчик в письме исх. N 1541-в сообщает подрядчику о переносе срока комиссионного обследования на 02.08.2022.
01.08.2022 подрядчик письмом исх. N 69(и) направляет согласованные ГУ ТО РХЦЦС и откорректированные в соответствии с изменениями в рабочие проекты сметы.
01.08.2022 подрядчик письмом исх. N 70(и) направляет заказчику Акт о проведении приемочного гидравлического испытания напорного трубопровода на прочность и герметичность.
01.08.2022 заказчик направляет подрядчику информацию о рабочем давлении в действующем водоводе, предоставленную АО "Тулагорводоканал".
03.08.2022 подрядчик письмом исх. N 72(и) направляет заказчику акты выполненных работ КС-2 на сумму 6 640 482,05 рублей.
05.09.2022 подрядчик письмом исх. N 80(и) направляет заказчику для рассмотрения проектно-сметную документацию на исключаемые и добавляемые виды работ.
Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 14.1 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- задержки подрядчиком начала выполнения работ более чем на 30 дней по причинам, не зависящим от заказчика;
- систематического нарушения подрядчиком сроков (два и более раз) выполнения работ, влекущего увеличение срока выполнения работ более чем на 30 дней (несоблюдение подрядчиком установленных графиком выполнения работ и стоимости этапов сроков выполнения работ);
- несоблюдения подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку при производстве работ более чем на 30 дней;
- аннулирования лицензий (допусков) на строительную деятельность, других актов государственных органов в рамках действующего законодательства, лишающих подрядчика права на производство работ;
- отступление подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
- существенное нарушение подрядчиком требований к качеству оборудования, материалов, используемых при производстве работ, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- если в ходе исполнения контракта установлено, что подрядчик не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.
В связи с тем, что общество в установленный срок не выполнило работы по контракту в полном объеме, а также вследствие систематического нарушения сроков выполнения работ, повлекшего увеличение срока выполнения работ более чем на 30 дней, 23.09.2022 заказчиком в соответствии с условиями контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта исх. N 2011-Ю (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 1, Решение N 1).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 1 сформировано с использованием единой информационной системы 23.09.2022; поступило подрядчику 24.09.2022.
26.09.2022 подрядчик письмом исх. N 82(и) направляет заказчику для рассмотрения проектно-сметную документацию на исключаемые и добавляемые виды работ, а также дополнительное соглашение на корректировку цены контракта.
28.09.2022 подрядчик письмами исх. N 83(и), 84(и) направляет заказчику акт выполненных работ КС-2 N 4 от 28.09.2022 на сумму 1 502 012,02 рублей.
03.10.2022 подрядчик письмом исх. N 89(и) просит заказчика отозвать Решение N 1, и сообщает, что планирует завершить работы до 06.10.2022.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 14.1 статьи 95 Закона в случае отмены заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в единой информационной системе в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, заказчик не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое извещение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое извещение не размещается на официальном сайте.
03.10.2022 письмом исх. N 2090-Ю заказчик сообщает подрядчику об отмене Решения N 1 в связи с тем, что подрядчиком представлены документы на изменение объемов и видов работ. Указанная информация размещена в единой информационной системе.
01.11.2022 заказчик письмом исх. N 2328-Ю информирует подрядчика о необходимости вызова полномочного представителя общества для проведения итоговой проверки выполненных ООО "СК СПМ" работ по контракту.
02.11.2022 подрядчик в письме исх. N 101(и) заверил заказчика, что выполнит исполнительную съемку, предусмотренную контрактом, в срок не позднее 30.11.2022.
02.11.2022 подрядчик в письме исх. N 102(и) просит заказчика оказать содействие в завершении работ по контракту из-за невозможности завершить работы своими силами.
02.11.2022 подрядчик письмом исх. N 105(и) гарантирует заказчику возместить стоимость работ, по которым выявлено расхождение, о чем было сообщено заказчиком ранее в письме от 21.06.2022.
В связи с тем, что общество в установленный срок не выполнило рабы по контракту в полном объеме, а также вследствие систематического нарушения сроков выполнения работ, повлекшего увеличение срока выполнения работ более чем на 30 дней, 10.11.2022 заказчиком в соответствии с условиями контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта исх. N 2423-Ю (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 2, Решение N 2).
Комиссией установлено, что заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 2 сформировано с использованием единой информационной системы 10.11.2022.
Следовательно, датой поступления подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта N 2, согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона, является 10.11.2022.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.11.2022 подрядчик письмом исх. N 113(и) направляет заказчику акты выполненных работ КС-2 N 5/1, 5/2 от 07.11.2022 на сумму 5 503 045,71 рублей.
21.11.2022 заказчик направил подрядчику претензию (письмо исх. N 2539/1-Ю), в которой указал, в том числе, следующее:
"Согласно пункту 6.1.1 контракта подрядчик обязан в течение 5 (пяти) календарных дней с момента выполнения работ по этапу предоставить заказчику в 3 экземплярах акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), в 4 экземплярах справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), в 3 экземплярах акт сдачи-приемки этапа выполненных работ (Приложение N8 к контракту), подписанные со стороны подрядчика, а также 3 экземпляра исполнительной документации в папках на бумажном носителе и 1 экземпляре в электронном виде в формате (xls, word, dwg и pdf), оформленной в соответствии с требованиями нормативных документов (РД 11-02-2006, РД 11-05-2007), на фактически выполненные работы в отчетном периоде.
Однако, в нарушение вышеуказанных условий контракта, подрядчик в установленный срок не выполнил предусмотренный контрактом объем работ до настоящего времени".
Кроме того, заказчик сообщил о том, что, несмотря на вступившее в силу Решение N 2, у подрядчика имеется обязанность по уплате неустойки, предусмотренной контрактом.
Исходя из положений части 14 статьи 95 Закона, отмена принятого заказчиком Решения N 2 при условии повторного нарушения подрядчиком, являющегося основанием для одностороннего отказа, не предусмотрена.
Следовательно, на момент рассмотрения Комиссией обращения заказчика о размещении информации об ООО "СК СПМ" в реестре недобросовестных поставщиков, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 2 вступило в законную силу и контракт является расторгнутым.
В материалы дела ООО "СК СПМ" представило письменную позицию следующего содержания.
Подрядчик выполнял ликвидацию ЧС и аварийно-восстановительные работы на ул. Верхняя Краснослободская с 15 июня 2021 года по 14 декабря 2021 года по инициативе заказчика. В связи с мобилизацией 70% штата на ликвидацию последствий ЧС на ул. В. Краснослободская и выполнением работ для предупреждения ЧС с 15.06.2021 на объекте выполнялись подготовительные работы (покос травы и камыша, геодезическая разбивка водовода, планировка, перенос опоры ЛЭП, устройство временных стройплощадок, перебазировка оборудования, завоз материалов).
17.12.2021 от заказчика было получено письмо исх. N2554-в от 17.12.2021 по обращению АО "Тулагорводоканал" о внесении изменений в рабочие проекты шифр 8/20-НВ и 8/20-ВК, в связи с невозможностью исполнения проектных решений из-за пересечения с действующим водопроводом, который находился в аварийном состоянии.
18.03.2022 с сопроводительным письмом исх. N27(и) подрядчик направил заказчику рабочие проекты шифр 8/20-НВ изменение 1 и 8/20-ВК изменение 1.
Мотивированного отказа от принятия рабочих проектов 8/20-НВ изм.1 и 8/20-ВК изм.1 или замечаний не последовало.
17.05.2022 с сопроводительным письмом исх. N44(и) от 17.05.2022 подрядчик направил заказчику сметную документацию с исключаемыми и добавляемыми объемами к рабочим проектам шифр 8/20-НВ изменение 1 и 8/20-ВК изменение 1 по уже фактически выполненным работам обществом.
После неоднократных внесений изменений в сметную документацию по замечаниям заказчика подрядчик самостоятельно передал на проверку сметную документацию на соответствие проектным решениям и ценовым показателям в ГУ ТО РХЦЦС и с сопроводительным письмом исх. N69(и) от 01.08.2022 направил проверенную ГУ ТО РХЦЦС сметную документацию в МУП "Ремжилхоз", после чего, специалистами заказчика была инициирована внутренняя проверка утвержденных смет ГУ ТО РХЦЦС, которая продолжалась 2 месяца, после чего сметы были приняты в утвержденной ГУ ТО РХЦЦС редакции.
03.08.2022 с сопроводительным письмом исх. N72(и) от 03.08.2022 подрядчик направил заказчику на рассмотрение и подписание акты выполненных работ на общую сумму 6 640 482,05 руб. (по основной и добавляемой сметам). Замечаний от МУП "Ремжилхоз" в адрес ООО "СК СПМ" не поступило.
05.09.2022 с сопроводительным письмом исх. N80(и) от 05.09.2022 подрядчик повторно направил заказчику проектно-сметную документацию с внесенными изменениями по письму исх. N2554-в от 17.12.2021.
26.09.2022 с сопроводительным письмом исх. N82(и) от 26.09.2022 подрядчик вновь направил заказчику проверенную ГУ ТО РХЦЦС сметную документацию.
28.09.2022 с сопроводительным письмом исх. N83(и) от 28.09.2022 подрядчик направил заказчику акты выполненных работ на сумму 1 502 012,02 руб. (по основной смете), в связи с получением ООО "СК СПМ" от МУП "Ремжилхоз" уведомления N2011-ю от 23.09.2022 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.10.2022 было подписано дополнительное соглашение N 2 к Контракту о снижении цены контракта до 42 826 093,50 рублей с учетом проектно-сметной документации с внесенными изменениями по письму исх. N2554-в от 17.12.2021.
02.11.2022 письмом исх. N102(и) от 02.11.2022 подрядчик вынужденно обратился к заказчику с просьбой оказать содействие по завершению работ на объекте, а именно выполнить проверку и сверку предъявленных в актах КС-2 работ от 03.08.2022 с фактом и оплатить денежные средства за выполненные объемы работ для полного завершения работ по контракту, на что от МУП "Ремжилхоз" было получено уведомление N2380-ю от 07.11.2022 об одностороннем отказе от исполнения контракта и 10.11.2022, которое было размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
18.11.2022 с сопроводительным письмом исх. N113(и) от 18.11.2022 подрядчик направил заказчику акты выполненных работ на сумму 5 503 045,71 рублей и исполнительную документацию для рассмотрения, утверждения и последующей оплаты за выполненные до момента расторжения контракта объемы работ.
В ответ 23.11.2022 от заказчика была получена претензия N2539/1-ю от 21.11.2022, с требованиями об уплате неустоек за просрочки исполнения обязательств по этапам контракта.
По состоянию на 28.11.2022 от заказчика не поступила утвержденная проектно-сметная документация с внесенными изменениями по письму исх. N2554-в от 17.12.2021.
При этом, отремонтированный водовод 2-го подъема Масловско-Песоченского водозабора от ВНС "Песоченская" (1 этап) эксплуатировался с 23 августа 2022 года.
Из вышеперечисленного следует, что МУП "Ремжилхоз" неоднократно уклонялось от исполнения своих обязанностей в соответствии с пунктами 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.6, 5.1.10 контракта, что подтверждается перепиской между подрядчиком и заказчиком.
Кроме того, стоимость контракта была определена в ценах 2019 года, по данному факту неоднократно поднимался вопрос на совещаниях, но документально подтвердить его заказчик отказывался.
С учетом вышеизложенного, общество просит сведения в отношении ООО "СК СПМ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 2, оценив действия сторон контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона.
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Частью 1 статьи 2 Закона определено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Нормами ГК РФ предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 ГК РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Стоит отметить, что заказчик предоставлял возможность обществу надлежащим образом исполнить условия контракта вплоть до 10.11.2022 (с учетом согласованного сторонами срока окончания работ по контракту 31.10.2021).
Таким образом, у общества с момента заключения контракта имелось достаточно времени на выполнение работ в полном объеме.
Причем, контрактом предусмотрено, что подрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами весь комплекс работ по капитальному ремонту объекта в соответствии с условиями контракта и передать его заказчику (пункт 1.2 контракта), обеспечить выполнение работ необходимыми материально-техническими ресурсами и техникой (пункт 5.3.7 контракта), что в полной мере соответствует цели исполнения контракта в полном объеме.
Однако, на момент принятия Решения N 2, результаты работ в полном объеме, предусмотренные контрактом, заказчику подрядчиком переданы не были.
Необходимо отметить, что представители общества в ходе заседания сообщили, что работы выполнены на 95 процентов.
Однако Комиссия не может подтвердить данный факт ввиду следующего.
Согласно информации об исполнении контракта с учетом откорректированной цены контракта (42 826 093,50 рублей), размещенной в единой информационной системе, всего за выполненные работы было принято и оплачено заказчиком:
по этапу 1 - 4 290 731,42 рублей;
по этапу 2 - 10 286 763,10 рублей;
по этапу 3 - 203 659,44 рублей.
Итого выполненных в 2021 году подрядчиком, принятых и оплаченных заказчиком работ на сумму 14 781 153,96 рублей.
Вместе с тем, приложением N 4 к контракту утвержден следующий График оплаты работ:
Порядковый номер этапа |
Наименование этапа |
Сроки выплаты аванса |
Размер аванса, подлежащий выплате Подрядчику* |
Сумма к оплате (цена этапа), руб**. |
Сроки оплаты за выполненный этап выполнения контракта |
Доля этапа выполнения контракта |
1 |
1-й этап |
в течение 30 календарных дней со дня начала этапа исполнения контракта на основании счета |
1% от цены этапа контракта |
5 846 426,9 |
не позднее 30 (тридцати) дней с даты подписания Заказчиком акта сдачи-приемки этапа выполненных работ |
Демонтажные работы - 100% Перенос электроопоры - 100% Устройство водовода - 15% |
2 |
2-й этап |
в течение 30 календарных дней со дня начала этапа исполнения контракта на основании счета |
1% от цены этапа контракта |
14 553 121,56 |
не позднее 30 (тридцати) дней с даты подписания Заказчиком акта сдачи-приемки этапа выполненных работ |
Устройство водовода - 35%, Монтаж камер - 50% |
3 |
3-й этап |
в течение 30 календарных дней со дня начала этапа исполнения контракта на основании счета |
1% от цены этапа контракта |
20 365 944,16 |
не позднее 30 (тридцати) дней с даты подписания Заказчиком акта сдачи-приемки этапа выполненных работ |
Устройство водовода - 50%, Монтаж камер - 50% |
4 |
4-й этап |
в течение 30 календарных дней со дня начала этапа исполнения контракта на основании счета |
1% от цены этапа контракта |
3 085 157,43 |
не позднее 30 (тридцати) дней с даты подписания Заказчиком акта сдачи-приемки этапа выполненных работ |
Ремонт насосной станции 2-го подъема - 100% Благоустройство - 100% |
При этом, сумма всех актов выполненных по форме КС-2, направленных подрядчиком заказчику и представленных в материалы дела, составляет 13 645 539,78 рублей (письма от 03.08.2022, 28.09.2022, 18.11.2022).
Остаток суммы, подлежащей оплате подрядчику по контракту, составляет 28 044 939,54 (42 826 093,50 - 14 781 153,96) рублей.
Таким образом, в случае полной приемки выполненных работ заказчиком в соответствии с представленными подрядчиком актами выполненных работ по форме КС-2 в 2022 году, сумма оставшихся обязательств по контракту составит 14 399 399,76 рублей, что соответствует 33 процентам от цены контракта.
Указанный расчет ставит под сомнение утверждение представителей общества о том, что работы выполнены на 95 %.
Причины непредставления результатов работ в полном объеме подрядчиком и их приемки заказчиком, исходя из представленных в материалы сведений и документов, Комиссия установить не может.
Иного из материалов дела не следует.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6.1.1 контракта "Подрядчик обязан в течение 5 (пяти) календарных дней с момента выполнения работ по этапу предоставить заказчику в 3 экземплярах акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), в 4 экземплярах справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), в 3 экземплярах акт сдачи-приемки этапа выполненных работ (Приложение N8 к контракту), подписанные со стороны подрядчика, а также 3 экземпляра исполнительной документации в папках на бумажном носителе и 1 экземпляре в электронном виде в формате (xls, word, dwg и pdf), оформленной в соответствии с требованиями нормативных документов (РД 11-02-2006, РД 11-05-2007)), на фактически выполненные работы в отчетном периоде.
По окончании работ подрядчиком должна быть предоставлена рабочая, техническая и исполнительная документация: спецификации, схемы, чертежи, паспорта, руководства по эксплуатации, протоколы замеров и испытаний, справки о выполнении технических условий от организаций их выдавших. Заказчику передаются сертификаты (при наличии, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством) на материалы и оборудование, использованные при проведении работ. Предоставляется журнал производства работ, комплект исполнительной документации (акты на скрытые работы, протоколы испытаний, исполнительные съемки с отметкой ИСОГД)".
Вместе с тем, сведений, подтверждающих передачу заказчику указанных документов, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, следует признать, что невыполнение работы в установленный срок является нарушением существенных условий контракта и нарушение данных условий контракта фактически не позволило заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.
Исходя из изложенного, комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта N 2.
Доказательств обратного подрядчиком в материалы дела не представлено.
Ввиду данного факта Комиссия приходит к выводу о том, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 2 не противоречит Закону и является обоснованным.
В соответствии с частью 2 статьи 94 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Согласно пункту 2 статьи 716 ГК РФ подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Указанная обязанность также закреплена за подрядчиком в пункте 5.3.11 контракта.
Вместе с тем, подрядчик о возникновении каких-либо обстоятельств в 2022 году заказчику не сообщал, работы не приостанавливал.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Между тем, недобросовестность юридического лица определяется не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, рабочей силы, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что, например, отсутствие у общества денежных средств на выполнение работ по контракту или рабочей силы, о чем подрядчик информировал заказчика, нельзя признать обстоятельством непреодолимой силы, не позволившим ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия контракта.
В рассматриваемом случае, осуществляя предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, подрядчик недобросовестно отнесся к своим обязанностям, предусмотренным Законом, действовал без должной степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась.
При этом, переброска рабочей силы на другие объекты в рамках исполнения иных договоров является волей подрядчика, который должен, действуя предусмотрительно в рамках исполнения контракта, осознавать риски наступления негативных последствий в случае его ненадлежащего исполнения.
При этом вина за совершение таких действий полностью лежит на подрядчике, и не зависит в рассматриваемом случае от волеизъявления заказчика.
Таким образом, доказательств возникновения у общества вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия контракта, в Тульское УФАС России не представлено.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Заказчиком нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе не допущено.
2. В материалы дела заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения обществом условий контракта.
3. Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
При этом необходимо отметить, что извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования к сроку выполнения работ, своевременно было размещено заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок и было доступно для ознакомления в течение срока подачи заявок; в порядке, определенном Законом, указанные положения извещения о Закупке не обжаловались; содержание заключенного контракта соответствует условиям извещения о Закупке.
Общество, не высказав возражений против положений извещения об осуществлении закупки, в том числе определяющих требования к сроку выполнения работ, подало заявку на участие в электронном аукционе, выразив тем самым согласие со всеми условиями извещения.
Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
Участие общества в электронном аукционе является добровольным и на стадии заключения контракта ООО "СК СПМ" были известны абсолютно все условия такого контракта. При этом общество должно было оценить все риски исполнения контракта на стадии принятия решения об участии в конкурентной процедуре. Следовательно, подавая заявку на участие в электронном аукционе, ООО "СК СПМ" оценило свои возможности по исполнению контракта и согласилось со всеми его условиями.
В случае несогласия с какими-либо условиями электронного аукциона и подлежащего впоследствии заключению контракта подрядчик вправе был не принимать участие в аукционе либо, а в случае возникновения вопросов, связанных с содержанием извещения об осуществлении закупки, вправе направить заказчику запрос о разъяснении положений такого извещения.
При этом такой запрос может быть направлен в случаях, если извещение об осуществлении закупки содержит противоречия, неточности, ошибки либо в ней отсутствует информация, необходимая для подготовки заявки на участие в закупке.
В данном случае участник закупки не обращался к заказчику с запросом о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки в спорной части, из чего следует, что подрядчику до подведения итогов электронного аукциона были понятны и ясны предъявляемые к предмету работ требования.
Своими действиями подрядчик не обеспечил соблюдение прав заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что подрядчик не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него при исполнении контракта, и в силу действующего гражданского законодательства влечет применение к нему мер как частно-правовой, так и публично-правовой ответственности.
Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, и включение ООО "СК СПМ" в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение информации в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу ООО "СК СПМ", не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило неисполнение ООО "СК СПМ" условий контракта, при этом факт неисполнения условий контракта установлен Комиссией на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ООО "СК СПМ" условий контракта произошло по вине заказчика ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта, либо по вине третьих лиц, обществом также не предоставлено.
Оценка действий ООО "СК СПМ", совершенных им в ходе исполнения контракта, в совокупности и взаимосвязи явно свидетельствует о допущенных обществом существенных нарушениях положений контракта и необходимости на основании части 2 статьи 104 Закона, Правил ведения реестра включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков информацию об обществе с ограниченной ответственностью "СК СПМ" (ИНН 7107121152; 300041, г. Тула, пл. Хлебная, дом 19/2, офис 1; учредители (участники) - _, ИНН _, _, ИНН 710703811230, директор _, ИНН _) по причине одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "СК СПМ" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Приложение N 1
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
21.11.2022 |
23.11.2022 |
23.11.2022 |
0 |
24.11.2022 |
01.12.2022 |
30.11.2022 |
0 |
05.12.2022 |
05.12.2022 |
0 |
0 |
*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 30 ноября 2022 г. N 071/10/104-1397/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2022