Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
М.О. Мацневой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ГБУЗ "ГП N 219 ДЗМ",
в отсутствие представителей ИП Макеева Е.В., уведомленных о времени и порядке заседания письмом Московского УФАС России (исх. N НП/61217/22 от 01.12.2022),
рассмотрев жалобу ИП Макеева Е.В. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 219 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку дезинфицирующих средств в 2022 году для нужд ГБУЗ "ГП N 219 ДЗМ" (Закупка N 0373200559122000120) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.NНП/61217/22 от 01.12.2022.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В составе жалобы Заявитель указывает, что в соответствии с извещением о проведении закупочной процедуры Заказчиком закупаются товары с использованием кода каталога товаров работ и услуг (далее - КТРУ) 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее" и 20.20.14.000-00000007 "Средство дезинфицирующее" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, которым утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ), при этом в технической части закупочной документации Заказчиком использовано описание дезинфицирующих средств не предусмотренное положениями КТРУ, а также не содержится надлежащего обоснования применения дополнительных характеристик.
Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика указал, что п.6 Правил использования КТРУ в составе технической части документации содержится обоснование применение дополнительных характеристик, а именно указано: "Дополнительные характеристики обусловлены потребностью Заказчика и дополняют характеристики закупаемого товара, не изменяя и не противореча характеристикам, указанным в КТРУ. Установленные требования являются критерием выбора средств в соответствии с требованиями СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней"
Вместе с тем Комиссией Управления отмечает, что вышеуказанное положения технической части закупочной документации фактически не является надлежащим обоснованием применения дополнительных характеристик, не предусмотренных положениями КТРУ, в рамках п.6 Правил использования КТРУ, поскольку используемое Заказчиком описание содержит исключительно отсылку на нормативную документацию, но не описывают потребность Заказчика в применении той или иной характеристики.
Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч.6 ст.23, п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, ввиду чего в действиях Заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также Заявителем обжалуется установление неправомерных требований к сроку годности рабочих растворов по п.11 "Средство дезинфицирующее": "Срок годности готовых рабочих растворов: >= 3 сут;^дн", поскольку такие сроки являются неисполнимыми ввиду ограниченного срока существования ферментов, что подтверждается инструкциями производителей, например, средство "Аниозим Синержи 5" срок годности рабочих растворов - 24 часта, средство "Хелизм" срок годности в течение суток, средство "Detro Enzym" срок годности рабочих растворов - 24 часта.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика указал, что данные характеристики установлены в соответствии с описанием товара в СПГЗ, при этом согласно инструкциям по применению средств "DCM Steriguard EASY Enzy", "Энзимосепт" срок годности рабочих растворов может составлять 3 суток при условии хранения таких растворов в закрытых емкостях.
Также Заявитель указывает на наличие противоречивых требований к товарам по п.8 "Средство дезинфицирующее": "Общее содержание спиртов по массе: > 50 < 60 %", "Содержание пропилового спирта по массе: >= 10 <= 35 %", "Дезинфицирующие салфетки на основе н-пропанола не менее 25%", п.9 "Средство дезинфицирующее": "не содержит в своем составе аминов, спиртов, альдегидов, кислот, ЧАС, гуанидинов", "Отсутствие в составе: Спирты; Альдегиды", "Средство концентрированное или двухкомпонентная система или готовое средство: Наличие", п.11 "Средство дезинфицирующее": "Дезинфицирующее средство в виде жидкого концентрата на основе комплекса ферментов (протеаза, липаза и амилаза) ПАВ 25%", "Количество действующих веществ: 2", что вводит участников закупочной процедуры в заблуждение и препятствует корректному формированию заявки на участие в закупочной процедуре.
В свою очередь представитель Заказчика объяснил, что требования к процентному содержанию спиртов для товара по п.8 "Средство дезинфицирующее" не противоречит требованиям описанию объекта закупочной процедуры, поскольку содержание пропилового спирта, а также н-пропанола попадают под установленный диапазон "Общее содержание спиртов по массе: > 50 < 60 %". В п.9 "Средство дезинфицирующее" описаны значения компонентов которые не должны содержатся в дезинфицирующем средстве. При этом по п.11 "Средство дезинфицирующее" установлено требование к двум действующим веществам, а именно комплекса ферментов (протеаза, липаза и амилаза) и ПАВ 25%", при этом отсутствие в описании товара запятой или союза "и" не может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку фактически описаны два действующих вещества.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования и подачи заявки на участие в закупочной процедуры, а также нарушении заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в технической части извещения об осуществлении закупки установлены требования к товарам, так, например, по п.1 "Средство дезинфицирующее": "Время экспозиции при дезинфекции белья: <= 60 мин. Время экспозиции при дезинфекции изделий медицинского назначения: <= 60 мин и т.д".
Вместе с этим в техническом задании по данной товарной позиции также предусмотрена графа "Обоснование дополнительных характеристик", которая содержит в себе дополнительные характеристики по указанному товару.
Комиссией Управления установлено, что согласно положениями п.14 информационной карты участнику закупки в составе заявки необходимо представить характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, что соответствует требованиям пп."а" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что характеристики требуемых к поставке товаров, так например по п.1, предъявлены Заказчиком в графе "Характеристики", при этом, очевидно, включенный в составе технического задания раздел "Обоснование дополнительных характеристик" служит для включения письменного обоснования использования дополнительных характеристик, включенных в описание объекта закупки.
В то же время в п.14 информационной карты аукционной документации отсутствует прямое указание на необходимость представления в составе заявки участника закупки сведений о товарах, отраженных в графе "Обоснование дополнительных характеристик".
Таким образом, в случае включения в описательную часть требуемых к поставке товаров дополнительных характеристик, не содержащихся в выбранной позиции КТРУ, Заказчику надлежит включить данные требования в графу "Характеристики" технического задания, при этом графу "Обоснование дополнительных характеристик" дополнить письменным обоснованием целесообразности включения данных требований.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Макеева Е.В. на действия ГБУЗ "ГП N 219 ДЗМ" обоснованной в части неправомерного описания объекта закупочной процедуры.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.23, п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Н.А. Узкий
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
М.О. Мацнева
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 декабря 2022 г. N 077/06/106-18179/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2022