Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
в присутствии представителя заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения "Проектно-строительный институт Хабаровского края" Мулер Е. П. по доверенности от 30.11.2022 N 19,
в отсутствие представителей уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края, общества с ограниченной ответственностью "Проект-Консалт" (о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/786 по обращению заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения "Проектно-строительный институт Хабаровского края" (далее также - КГБУ "Проектно-строительный институт Хабаровского края", заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Проект-Консалт" (ИНН 7806593486) (далее - ООО "Проект-Консалт", Общество) и учредителе (генеральном директоре) Общества Видяскиной Екатерине Владимировне (ИНН 784807630167) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 23.08.2022 N 0122200002522004835 (реестровый номер 2272213128522000002) на выполнение инженерных изысканий в целях подготовки проектной документации для реконструкции объекта капитального строительства "Комплекс жилых домов социального назначения для инвалидов, детей-сирот и семей, имеющих детей инвалидов, в г. Хабаровске", заключенного по результатам электронного аукциона N 0122200002522004835, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки - ООО "Проект-Консалт",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение заказчика - КГБУ "Проектно-строительный институт Хабаровского края" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Проект-Консалт" (ИНН 7806593486) и учредителе (генеральном директоре) Общества Видяскиной Екатерине Владимировне (ИНН 784807630167) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 23.08.2022 N 0122200002522004835 (реестровый номер 2272213128522000002) на выполнение инженерных изысканий в целях подготовки проектной документации для реконструкции объекта капитального строительства "Комплекс жилых домов социального назначения для инвалидов, детей-сирот и семей, имеющих детей инвалидов, в г. Хабаровске", заключенного по результатам электронного аукциона N 0122200002522004835, и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки - ООО "Проект-Консалт" (далее также - Подрядчик).
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Уполномоченным органом - комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края для заказчика - КГБУ "Проектно-строительный институт Хабаровского края" проведен электронный аукцион на выполнение инженерных изысканий в целях подготовки проектной документации для реконструкции объекта капитального строительства "Комплекс жилых домов социального назначения для инвалидов, детей-сирот и семей, имеющих детей инвалидов, в г. Хабаровске".
Извещение N 0122200002522004835 о проведении торгов размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 02.08.2022.
Начальная цена контракта: 2 527 468,80 рублей.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем торгов признан участник торгов идентификационный N 112400103 (заявка ООО "Проект-Консалт"), с ценовым предложением 2047249,62 рублей.
23.08.2022 между заказчиком и победителем торгов ООО "Проект-Консалт" заключен контракт N 0122200002522004835 (реестровый номер 2272213128522000002) на выполнение инженерных изысканий в целях подготовки проектной документации для реконструкции объекта капитального строительства "Комплекс жилых домов социального назначения для инвалидов, детей-сирот и семей, имеющих детей инвалидов, в г. Хабаровске" (далее -контракт), с ценой контракта 2047249,62 рублей (п. 2.1 контракта).
Согласно п. 1.1 контракта предметом контракта является выполнение инженерных изысканий в целях подготовки проектной документации для реконструкции объекта капитального строительства "Комплекс жилых домов социального назначения для инвалидов, детей-сирот и семей, имеющих детей инвалидов, в г. Хабаровске" (далее - Работы, Объект, проектная документация). Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с Технической частью (Приложение 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, установленные в настоящем контракте.
Объем выполняемых Работ установлен в соответствии с Технической частью (п. 1.2 контракта).
Технической частью (Приложение 1 к контракту) (далее - Техническая часть) установлены перечень, объем закупаемых работ, периодичность (график) выполнения работ.
Так, в соответствии с п. 1 Технической части перечень и объем выполняемых работ указан в Технических заданиях на проведение инженерных изысканий и обследовательских работ по объекту капитального строительства "Комплекс жилых домов социального назначения для инвалидов, детей-сирот и семей, имеющих детей инвалидов, в г. Хабаровске" (далее - Технические задания), в Сметной документации.
П. 2 Технической части установлено, что работы выполняются в соответствии с Графиком выполнения работ.
В соответствии с п. 5.1 контракта срок выполнения (завершения) Работ установлен - в течение 90 дней с даты заключения контракта.
П. 5.1.1 контракта установлена дата начала исполнения контракта - 0 день (дней) с даты заключения контракта. Срок исполнения контракта -129 дней с даты начала исполнения контракта.
В соответствии с п. 5.2 контракта Работы выполняются по месту нахождения Подрядчика, с выездом на местность в пределах местонахождения объекта: Хабаровский край, городской округ Хабаровск, п. Березовка, ул. Октябрьская.
Права и обязанности Сторон установлены в разделе 4 контракта.
В силу п. 6.1 контракта результатом выполненных по настоящему контракту Работ является документ, содержащий результаты инженерных изысканий, при наличии положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий, обязательной в силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации. Приемка выполненных Работ по настоящему контракту на соответствие их требованиям, установленным в настоящем контракте, осуществляется на основании документа о приемке.
В соответствии п.п. 4.4.1, 4.4.2 контракта Подрядчик обязан принять на себя обязательства в соответствии с заданием Заказчика и в сроки, установленные контрактом выполнить инженерные изыскания в целях подготовки проектной документации для реконструкции объекта капитального строительства "Комплекс жилых домов социального назначения для инвалидов, детей-сирот и семей, имеющих детей инвалидов, в г. Хабаровске" (далее - Объект). В течение 10 дней после заключения контракта письменно проинформировать Заказчика о начале выполнения Работ.
Согласно Технической части, в ходе выполнения работ Подрядчик направляет Заказчику по мере выполнения технические отчеты на "входной" контроль. Подрядчик в установленные Заказчиком сроки вносит все корректировки и исправления по замечаниям "входного" контроля.
Для прохождения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий Подрядчик представляет Заказчику полный комплект технических отчетов, прошедший "входной" контроль. Затраты на проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий несет Заказчик, за исключением случая проведения повторной экспертизы.
Контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту (п. 11.1 контракта).
Согласно п. 13.1 контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта. Порядок принятия Сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом N 44-ФЗ.
В силу п. 13.2.1 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае просрочки выполнения Работ более чем на 10 дней.
Как следует из обращения заказчика, согласно п. 5.1 контракта срок выполнения (завершения) работ - в течение 90 дней с даты заключения контракта. Вместе с тем, на дату 11.11.2022 Подрядчик к выполнению обязательств по контракту не приступил.
Заказчиком 15.09.2022 в адрес Подрядчика направлено письмо исх. N 863 о необходимости выполнения работ по контракту.
12.10.2022 в адрес Подрядчика направлено письмо исх. N 957 о нарушении Обществом условий контракта и в частности п. 4.4.2 контракта, согласно которому Общество обязано письменно в течение 10 дней после заключения контракта уведомить заказчика о фактическом начале работ по контракту.
Согласно ответу Общества от 28.10.2022 исх. N ПК-09/22-08 на письмо заказчика от 15.09.2022 исх. N 863 Подрядчик сообщил об ориентировочных сроках проведения работ в период с 06.10.2022 по 20.10.2022 и предоставления технических отчетов в срок до 30.10.2022.
Вместе с тем, Подрядчик с даты заключения контракта, а именно с 23.08.2022 к выполнению обязательств по контракту так и не приступил. Ответ на письмо от 12.10.2022 исх. N 957 в адрес заказчика не поступал.
11.11.2022 в адрес Подрядчика направлена претензия исх. N 1064 о нарушении сроков исполнения обязательств, с требованием об уплате неустойки согласно п. 9.2.1 контракта и возврате суммы полученного аванса.
В связи с тем, что Подрядчик с даты заключения контракта, а именно с 23.08.2022 к выполнению обязательств по контракту не приступил, данный факт явился основанием для принятия заказчиком 11.11.2022 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в ЕИС и направлено Подрядчику 14.11.2022.
В связи с тем, что в десятидневный срок со дня размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта Подрядчиком не устранены, работы по контракту не начаты, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 25.11.2022 вступило в силу, контракт расторгнут с 25.11.2022.
В результате изучения материалов дела 7-3/786, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением N1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
На дату рассмотрения дела Подрядчиком не устранены нарушения условий контракта, работы по контракту не начаты.
При определении даты вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик исходил из даты размещение решения в ЕИС, т.е. 14.11.2022. Контракт расторгнут с 25.11.2022.
Пп. "а" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, установлено, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При принятии решения об участии в закупочной процедуре участник - ООО "Проект-Консалт" самостоятельно просчитывает свои риски.
Также, Комиссия Хабаровского УФАС России учитывает, что пояснения Подрядчика в адрес Хабаровского УФАС России не поступали, Общество не представило надлежащих доказательств невозможности исполнения контракта.
Таким образом, ООО "Проект-Консалт" допущено существенное нарушение условий контракта, что привело к невозможности достижения цели закупки.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, указанных в пп. "а" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о включении сведений, представленных заказчиком - КГБУ "Проектно-строительный институт Хабаровского края" об ООО "Проект-Консалт" (ИНН 7806593486) и учредителе (генеральном директоре) Общества Видяскиной Екатерине Владимировне (ИНН 784807630167), в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - КГБУ "Проектно-строительный институт Хабаровского края" об ООО "Проект-Консалт" (ИНН 7806593486) и учредителе (генеральном директоре) Общества Видяскиной Екатерине Владимировне (ИНН 784807630167), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии:
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 5 декабря 2022 г. N РНП-601
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2022