рассмотрев материалы дела N 7-3/790 по обращению КГБУЗ "Краевая клиническая больница" имени профессора О.В. Владимирцева министерства здравоохранения Хабаровского края о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Магадиевой Л.Р. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 27.09.2022 N 450 на поставку спиралей для эмболизации сосудов головного мозга (извещение N 0322200016922000370),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 27.09.2022 N 450 на поставку спиралей для эмболизации сосудов головного мозга между КГБУЗ "Краевая клиническая больница" имени профессора О.В. Владимирцева министерства здравоохранения Хабаровского края и ИП Магадиевой Л.Р. заключен по результатам проведения запроса котировок в электронной форме N 0322200016922000370 (далее - контракт).
В соответствии с п. 1.1 контракта предмет контракта: Поставка спиралей для эмболизации сосудов головного мозга (далее - Товар). Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства по поставке Товара в соответствии со Спецификацией (Приложение 1).
Поставляемый Товар должен соответствовать требованиям, указанным в Технической части (Приложение 2) (п. 1.2 контракта).
Согласно п. 4.1.1 контракта Заказчик вправе требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта.
Согласно п. 4.4.1 контракта Поставщик обязан своевременно и надлежащим образом поставить Товар в соответствии с условиями настоящего контракта, произвести все виды погрузочно-разгрузочных работ и представить все необходимые документы, предусмотренные разделом 1 настоящего контракта.
Дата начала исполнения контракта 27.09.2022 г., но не ранее даты заключения контракта.
Дата окончания исполнения контракта 25.02.2023 г.
Сроки исполнения отдельных этапов исполнения контракта указаны в графике поставки товара (п. 5.1.1 контракта).
В соответствии с п. 13.1 контракта настоящий контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- в случае просрочки поставки Товара более чем на 30 дней (п. 13.2.1 контракта);
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством (п. 13.2.2 контракта).
Согласно приложению N 1 к контракту "Спецификация" к поставке необходим следующий товар: Спирали для внутрисосудистой эмболизации (Вид N 1,2,3,4,5,6,7), наименование в соответствии с РУ N ФСЗ 2009/04745 от 23.04.2018, Производитель: "МикроВеншн, Инк", Соединенные Штаты Америки, страна производства: Соединенные Штаты Америки, Республика Коста-Рика.
Приложением N 3 к контракту "График поставки" установлено:
Сроки поставки |
Наименование товара |
Количество товара |
Места доставки товара |
Цена этапа, руб. |
В течение 14 календарных дней с момента заключения контракта |
Спираль для эмболизации сосудов головного мозга (Вид N 1) |
7 |
Российская Федерация, 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Павловича, 1-Б |
3079166,72 |
Спираль для эмболизации сосудов головного мозга (Вид N 2) |
8 |
|||
Спираль для эмболизации сосудов головного мозга (Вид N 3) |
25 |
|||
Спираль для эмболизации сосудов головного мозга (Вид N 4) |
20 |
|||
Спираль для эмболизации сосудов головного мозга (Вид N 5) |
20 |
|||
Спираль для эмболизации сосудов головного мозга (Вид N 6) |
5 |
|||
Спираль для эмболизации сосудов головного мозга (Вид N 7) |
5 |
|||
С 09.01.2023 по 20.01.2023 |
Спираль для эмболизации сосудов головного мозга (Вид N 3) |
6 |
Российская Федерация, 680030, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Павловича, 1-Б |
615833,28 |
Спираль для эмболизации сосудов головного мозга (Вид N 4) |
6 |
|||
Спираль для эмболизации сосудов головного мозга (Вид N 5) |
6 |
Как установлено материалами дела 23.09.2022 между ИП Магадиевой Л.Р. и ООО "Микромед" заключен договор о создании консорциума, согласно которому партнеры договорились создать Консорциум для осуществления взаимовыгодного сотрудничества в целях участия в конкурсе, дальнейшего заключения и исполнения контракта (п. 1.2 договора).
27.10.2022 ООО "Микромед" (официального дистрибьютора продукции производства компании "МикроВеншн, Инк") направлено письмо в адрес ИП Магадиевой Л.Р. о том, что от Европейского Центрального банка поступило распоряжение о проверке банковских операций, совершаемых с российской валютой (Российским субъектом), в связи с чем денежные средства, поступившие от вас заблокированы, а также об изменении логистической цепочки.
07.11.2022 ИП Магадиевой Л.Р. в адрес Заказчика направлено обращение с описанием причин непоставки товара, предлагают осуществить поставку эквивалентного товара.
08.11.2022 ИП Магадиевой Л.Р. в адрес Заказчика направлено письмо с предложением поставки эквивалентного товара.
28.11.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В результате изучения материалов дела 7-3/790, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
14.11.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
25.11.2022 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе рассмотрения обращения Заказчика, ИП Магадиевой Л.Р. представлены объяснения, из которых следует, что Предпринимателем предпринимались действия для исполнения государственного контракта от 27.09.2022 N 450.
Вместе с тем, из рассматриваемых материалов дела и пояснений Общества следует, что непоставка товара обусловлена невозможностью приобрести необходимый к поставке товар, в связи с неправомерными действиями третьих лиц по удержанию денежных средств и отказе в поставке товара, о чем Заказчик проинформирован.
Также Предприниматель указывает на то, что 24.11.2022 Предпринимателю отгружен необходимый к поставке товар.
Указанное подтверждается товарной накладной от 24.11.2022 N 162, представленной в материалы дела.
Комиссия Хабаровского УФАС России также отмечает, что Предпринимателем направлялись письма с предложением замены товара на эквивалентный. Материалы дела ответов на указанные письма не содержат.
При таких обстоятельствах, Комиссия Хабаровского УФАС России находит обоснованными доводы ИП Магадиевой Л.Р. о непоставке товара в связи с невозможностью ее оплаты.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях: а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика; б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанных в п. 15 Правил, а также об отсутствии умышленного неисполнения ИП Магадиевой Л.Р. условий контракта.
При вынесении решения Комиссия Хабаровского УФАС России исходит из того, что Заказчиком не представлены доказательства недобросовестного поведения ИП Магадиевой Л.Р. и принимает решение на основании представленных Предпринимателем документов, из которых не усматривается умышленное недобросовестное поведение поставщика, следовательно, отсутствуют основания для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным заказчиком - КГБУЗ "Краевая клиническая больница" имени профессора О.В. Владимирцева министерства здравоохранения Хабаровского края, в отношении ИП Магадиевой Л.Р. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 5 декабря 2022 г. N РНП-27-602
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2022