рассмотрев материалы дела N 7-3/795 по обращению Комитет администрации города Хабаровска по управлению Краснофлотским районом о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Тимофи Александр Феликсович в связи с односторонним отказом от контракта от 08.04.2022 N0122300006122000204_334021 на проведение покоса травы на незакрепленных территориях Краснофлотского района (извещение 0122300006122000204),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
По результатам проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на проведение покоса травы на незакрепленных территориях Краснофлотского района для нужд Комитета администрации города Хабаровска по управлению Краснофлотским районом (далее - Заказчик, Комитет), победителем торгов признан ИП Тимофи Александр Феликсович (далее - Исполитель, ИП Тимофи А.Ф.), с которым Заказчиком заключен контракт N0122300006122000204_334021 от 08.04.2022 (реестровый номер 3272208124222000014, далее также - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта его предметом является проведение покоса травы на незакрепленных территориях Краснофлотского района (далее - работы).
Максимальное значение цены контракта составляет 2 260 000 (два миллиона двести шестьдесят тысяч) рублей 00 коп. (п. 2.1 Контракта).
В соответствии с п. 4.1 Контракта срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 30.09.2022.
В силу п. 4.2 Контракта работы выполняются по заявке Заказчика. Заявка направляется посредством телефона, факсимильной связи или электронной почты. В заявке Заказчик указывает перечень объектов, адреса, объемы и сроки выполнения работ по объекту.
Разделом 6 Контракта закреплены права и обязанности сторон по Контракту, в частности, Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с условиями настоящего контракта, в объеме и в сроки, установленные в заявке Заказчика, не привлекать субподрядные организации для выполнения работ по контракту.
В силу п. 7.1 Контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с настоящим контрактом и действующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 9.5 Контракта установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Приложением N1 к Контракту стороны согласовали стоимость за единицу оказанной услуги, а также перечень услуг, подлежащих оказанию в ходе исполнения контракта.
N N п/п |
Наименование работ |
Объем |
Цена за ед., руб. |
|
ед. изм. |
количество |
|||
1 |
Выкашивание газонов газонокосилкой с уборкой травы и обнажившегося после выкашивания мусора |
м2 |
1 |
1,50 |
2 |
Погрузка, вывоз и утилизация травы и мусора |
тн |
1 |
437,86 |
|
Итого |
|
|
439,36 |
Приложением N2 к Контракту предусмотрено Техническое задание, из которого следует, что Объем работ является неопределенным, периодичность выполнения работ в течение всего срока действия настоящего контракта определяется по заявке Заказчика, работы выполняются в течении 24 часов с даты получения заявки от Заказчика, а также определены следующие требования к качеству выполнения работ:
1. Выполнение работ должно быть организовано Подрядчиком в период времени, не создающего неудобства для жизни и труда граждан.
2. Обязательно выполнение Подрядчиком необходимых мероприятий по технике безопасности.
3. При визуальном осмотре, производимом Заказчиком, отсутствуют кучи мусора, случайный мусор на конкретных объектах, указанных в заявке Заказчика.
4. После выполнения работ сохранены элементы озеленения (газоны, деревья, кустарники).
Письмом от 24.10.2022 N05-14/4996 Заказчик отказал ИП Тимофи А.Ф. в подписании акта работ, согласно которому Комитет отказывает Исполнителю в подписании документа о приемке по мотиву неисполнения заявок заказчика.
24.10.2022 ИП Тимофи А.Ф. направлены в адрес заказчика возражения на мотивированный отказ с указанием на отсутствие оснований для выполнения работ в связи с истечением срока действия контракта, техническую ошибку специалиста при направлении акта в Единой информационной системе в сфере закупок.
Письмом от 28.10.2022 N108 Исполнитель предложил заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон в связи с призывом работников участника закупки в рамках мобилизации, установленной Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 N647.
03.11.2022 Заказчиком в адрес Исполнителя направлена претензия, содержащая требование об уплате штрафа в связи с неисполнением заявок.
Письмом от 07.11.2022 N111 ИП Тимофи А.Ф. сообщил, что работы выполнялись ежедневно, независимо от погодных условий, дополнительно указав на факт направления производственных заданий по истечению срока исполнения контракта.
08.11.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, мотивированное неустранением ИП Тимофи А.Ф. недостатков при исполнении контракта.
Согласно письму от 14.11.2022 Заказчик указал на факт неисполнения участником закупки заявок от 28.09.2022 N25, N26 от 29.09.2022.
Заказчиком по мотивированному запросу Хабаровского УФАС России не представлены дополнительные материалы для рассмотрения дела, в том числе переписка с участником закупки по вопросу исполнения контракта.
В результате изучения материалов дела 7-3/527, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Пунктом 1 разъяснений, указанных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 25) следует, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.
В соответствии с абз. 3 п. 1 постановления Пленума ВС РФ N25 оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
В силу п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ст. 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В силу п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
В соответствии с п. 1 ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
- непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из материалов настоящего дела следует, что заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, мотивированное неисполнением участником закупки направленных заявок на оказание услуг, предусмотренных контрактом.
Вместе с тем, участником исполнено, а заказчиком оплачено, оказанных услуг на сумму 1 710 080,50 рублей.
При этом контракт содержит неопределенный, т.е. заранее неопределенный объем оказываемых участником закупки услуг.
Следовательно, участник закупки - ИП Тимофи А.Ф. не уклонялся от исполнения контракта, последовательно исполняя направляемые заказчиком заявки, что подтверждается фактом подписания документов о приемке и оплате заказчиком оказанных услуг.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе рассмотрения обращения Заказчика, ИП Тимофи А.Ф. представлены письменные пояснения, из которых следует, что Исполнитель от исполнения обязательств по контракту не уклонялся, обязательства надлежащим образом исполнял, а также уведомлял заказчика о возникающих препятствиях к исполнению контракта.
При этом из материалов дела усматривается, что заказчиком до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлялись заявки на исполнение контракта за пределами срока его исполнения, определенного п. 4.1 Контракта по 30.09.2022.
Комиссия Хабаровского УФАС России находит обоснованными доводы ИП Тимофи А.Ф. об отсутствии оснований для выполнения таких заявок, неправомерности направления заявок заказчиком.
Пунктом 15 Правил N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, в том числе подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
В данном случае, несмотря на то, что Правилами N 1078 при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков не предусмотрена оценка действий Подрядчика при исполнении контракта с позиции добросовестности, в каждом конкретном случае антимонопольный орган должен дать оценку действиям поставщика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При этом основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в Законе о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В связи с этим антимонопольный орган должен разрешить вопрос не только о наличии формальных оснований для включения лица в реестр недобросовестных поставщиков, но установить причины и иные обстоятельства, послужившие основанием для такого недобросовестного поведения со стороны поставщика по исполнению контракта.
Из статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Учитывая, что ИП Тимофи А.Ф. исполнены обязательства на сумму 1 710 080,50 рублей, а заказчиком не представлены доказательства причинения такого ущерба, позволяющего сделать вывод о лишении значительной части того, на что рассчитывал при заключении договора, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что допущенные участником закупки нарушения обязательств по покосу травы, подтвержденные письмом от 24.10.2022 N106, не являются безусловным основанием для включения сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Само по себе обстоятельство допущенного Исполнителем нарушения условий контракта может являться основанием для начисления Заказчиком неустойки (штрафов, пеней), однако без наличия доказательств, подтверждающих умышленный характер действий (бездействия) Исполнителя в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, не является самостоятельным и достаточным основанием для включения сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно п. 15 Правил контроля в сфере закупок орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Оценив вышеуказанные обстоятельства, представленные материалы дела и сведения Единой информационной системы в сфере закупок, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанных пп. "а" п. 15 Правил, а также об отсутствии умышленного неисполнения ИП Тимофи А.Ф. государственного контракта. Следовательно, отсутствуют основания для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Комитетом администрации города Хабаровска по управлению Краснофлотским районом в отношении ИП Тимофи Александра Феликсовича в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 5 декабря 2022 г. N РНП-27-604
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2022