Резолютивная часть объявлена 30.11.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 05.12.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Сафонов С.И.- Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Петухова Ю.А. - Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - не явился, уведомлен надлежащим образом;
от Заказчика - не явился, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 24.11.2022 N12125/22, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр спортивной подготовки сборных команд Югры", при проведении электронного аукциона, предметом которого является Охрана объектов и прилегающей территории (извещение N 0387200010022000050) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 24.11.2022 N12125/22, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр спортивной подготовки сборных команд Югры", при проведении электронного аукциона, предметом которого является Охрана объектов и прилегающей территории (извещение N 0387200010022000050).
В жалобе Заявитель указал следующее:
1. Заказчик в пункте 4.12 Описания объекта закупки установил требование о наличии не менее 3-х экипажей ГБР при оказании охранных услуг.
2. Заказчик в пунктах 4.15 и 4.16 Описания объекта закупки устанавливает требования о том, что Исполнитель должен иметь собственную дежурную часть и оружейную комнату в городе Ханты-Мансийск.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Более того согласно пункту 1 Обзора по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с пунктом 12 Положения о лицензировании установлены лицензионные требования для получения лицензии на оказание 3 (третьего) вида охранных услуг, а именно соискатель лицензии должен иметь:
а) штатное расписание, в котором предусмотрено дежурное подразделение с круглосуточным режимом работы и должность специалиста по обслуживанию технических средств охраны;
б) собственные либо арендованные средства связи; в), разрешение на использование радиочастот, выданное уполномоченным органом, либо договора об оказании услуг связи, заключенный с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги связи на основании соответствующей лицензии (В том числе операторы сотовой связи); пассивные средства защиты;
д) собственные либо арендованные транспортные средства;
е) заключение о согласовании схемы (описания) расположения на транспортных средствах частной охранной организации специальной раскраски, информационных надписей и знаков в случае использования транспортных средств, имеющих специальную раскраску, информационные надписи и знаки;
ж) работников со стажем по монтажу технических средств охраны и пусконаладочным работам.
Требование о выезде трех сотрудников ГБР не противоречит принятым стандартам в Российской Федерации
Подпункты 2, 2.1 пункта 4.3 части 4 Технического задания проекта контракта разработаны в соответствии с пунктом 5.2 "ГОСТ Р 59044-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.09.2020 N674-ст) (далее - ГОСТ Р 59044-2020) который гласит, что состав мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования), используемой для охраны объектов и/или имущества на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, должен состоять не менее чем из двух охранников, которые должны быть вооружены служебным огнестрельным оружием из расчета не менее одного вооруженного охранника на группу, а также должны быть оснащены оборудованием, позволяющим передавать сигнал о ее месте нахождения (месте нахождения транспортного средства) в дежурное подразделение частной охранной организации с круглосуточным режимом работы в режиме реального времени.
Таким образом, пунктом 5.2 ГОСТа Р 59044-2020 определен минимальный состав охранников дежурной группы немедленного реагирования и их вооружения служебным оружием, используемых для охраны объектов и/или имущества на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
В связи с чем, Комиссия Управления приходит к мнению, что требование относительно количества сотрудников входящих в состав ГБР, установлено Заказчиком в наибольшей степени удовлетворяющим его потребности, является обоснованным и крайне необходимым для Заказчика.
Довод является необоснованным.
Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 3 "Закона об охранной деятельности" существует только 7 (семь) видов оказания охранных услуг и их перечень, расширенному толкованию не подлежит.
Видами охранных услуг в соответствии со статьей 3 "Закона об охранной деятельности" являются:
Защита жизни и здоровья граждан;
Охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
1) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
2) Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
3) Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
4) Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
5) Охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Каждый из вышеперечисленных видов охранных услуг в соответствии с положением о лицензировании утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 имеет лицензионные требования отдельно определенные для каждого вида охранных услуг.
В пункте 12 Положения о лицензировании указаны лицензионные требования для получения лицензии на оказание 3 (третьего) вида охранных услуг, а именно:
а) копия штатного расписания, в котором предусмотрены дежурное подразделение с круглосуточным режимом работы и должность специалиста по обслуживанию технических средств охраны;
б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии собственных либо арендованных средств связи;
в) копии разрешения на использование радиочастот, выданного уполномоченным органом, либо договора об оказании услуг связи, заключенного с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги связи на основании соответствующей лицензии;
г) копия документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии пассивных средств защиты
д) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии собственных либо арендованных транспортных средств;
е) копия заключения о согласовании схемы (описания) расположения на транспортных средствах частной охранной организации специальной раскраски, информационных надписей и знаков в случае использования транспортных средств, имеющих специальную раскраску, информационные надписи и знаки;
ж) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих стаж работы работников по монтажу технических средств охраны и пусконаладочным работам;
з) опись прилагаемых документов.
Как следует из положения о лицензировании для получения лицензии на оказание 7 (седьмого) вида услуг, руководитель соискателя лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются предусмотренные пунктами 11-13 настоящего Положения документы и опись прилагаемых документов.
Из вышесказанного следует, что для получения лицензии на оказание как 3 (третьего) так и 7 (седьмого) вида охранных услуг, соискателю требуется исполнить лицензионные требование в том в числе по наличию у него дежурного подразделения и оружейной комнаты с круглосуточным режимом работы. Такого понятия как дежурная часть законодательство в сфере частной охранной деятельности не устанавливает.
Однако лицензионными требованиями устанавливается только обязательное наличие дежурного подразделения без привязки его к определенному населенному пункту в котором охранная организация оказывает охранные услуги.
Это обусловлено тем, что функции, которые поставлены перед дежурным подразделением частной охранной организации, способно исполнить дежурное подразделение, находящаяся в любом населенном пункте.
Функции дежурного подразделения установлены в определении понятия "Дежурное подразделение охранной организации", которое закреплено в ГОСТе Р 59044-2020 от 01.10.2020.
Такими функциями дежурного подразделения являются:
Организация и контроль за осуществлением охраны объектов;
Контроль за работой мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования)
Законодательство в сфере частной охранной деятельности более не возлагает никаких функций на дежурное подразделение.
Исходя из вышесказанного у Заказчика определенно возникает потребность в дежурном подразделении и оружейной комнаты исходя из предмета контракта, но никакой потребности в дежурном подразделении в г. Ханты-Мансийске нет.
Таким образом Заказчик, устанавливая требование, которое не предусмотрено Законом о контрактной системе, а также не установлено ни одним из нормативно правовых актов РФ нарушает положения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно тем что устанавливает требование к наличию производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов.
Таким образом, довод Заявителя является обоснованным, Заказчиком нарушены положения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления решила не выдавать обязательное для исполнения предписание поскольку указанные нарушения не повлияли на результат определения поставщика.
Жалоба ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 23.11.2022 N12061/22 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 24.11.2022 N12125/22, на действия Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр спортивной подготовки сборных команд Югры", при проведении электронного аукциона, предметом которого является Охрана объектов и прилегающей территории (извещение N 0387200010022000050) частично обоснованной.
1.1 первый довод необоснованный.
1.2 второй довод обоснованный.
2. Признать в действиях Заказчика - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр спортивной подготовки сборных команд Югры" нарушение положений части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание не выдавать.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Сафонов С.И
Петухова Ю.А.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 5 декабря 2022 г. N 086/06/33-1727/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2022