Резолютивная часть объявлена 02.12.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 07.12.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Сафонов С.И.- Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Петухова Ю.А.- Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 29.11.2022 N12310/22, на действия Заказчика - Бюджетное Учреждение Высшего Образования Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Ханты-Мансийская Государственная Медицинская Академия", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание охранных услуг (извещение N 0387200014022000034) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 29.11.2022 N12310/22, на действия Заказчика - Бюджетное Учреждение Высшего Образования Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Ханты-Мансийская Государственная Медицинская Академия", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание охранных услуг (извещение N 0387200014022000034).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
Заявитель считает, что Заказчик в соответствии с положениями раздела 3 Описания объекта закупки установил, что без предоставления справки об отсутствии судимости сотрудник охраны не допускается до исполнения обязанностей.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела и проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно разделу 3 "Описание объекта закупки" к извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0187300001722000387, установлено следующее:
III. Особые условия:
- Исполнитель обязан иметь действующую лицензию на право осуществления частной охранной деятельности, установленной в соответствие с Федеральным Законом N 99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" и выданной, согласно Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", со следующими видами услуг:
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных ч.3 ст. 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"
- для частных охранных организаций: наличие у Исполнителя состава лицензированных охранников в форменной одежде (возможно пиджак, галстук), имеющих соответствующие нашивки (бейджи);
- Исполнитель по требованию Заказчика обязан предоставить справки об отсутствии или наличии судимости на каждого охранника, без предоставления указанной справки такие лица к охране не допускаются (Статья 351.1. Трудового кодекса. Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 489-ФЗ))
- Исполнитель обязан обеспечить круглосуточный контроль работы сотрудников охраны, наличие у каждого сотрудника охраны специальных средств (баллон газовый, наручники, палка резиновая), обеспечить наличие ручного металлодетектора на каждом охраняемом объекте, обеспечить наличие средств оперативной связи. На объектах с парными постами обеспечить наличие у охранников радиостанций, для двухсторонней связи.
- не исполнение Исполнителем/ не надлежащее выполнение Исполнителем каждого пункта Технического задания, а также каждой из обязанностей, предусмотренных Контрактом, является отдельным нарушением, за которое начисляется штраф в порядке и размере, установленном п.7.7 Контракта.
- каждый день нарушения срока начала оказания услуг, предусмотренного Контрактом, в том числе каждый день, когда Исполнитель не приступил к оказанию услуг или приступил не в полном составе охранников, требуемом для исполнения обязательств по Контракту, является отдельным нарушением, за которое начисляется штраф в порядке и размере, установленном в п.7.7 Контракта
Обоснование необходимости использования дополнительной информации в описании объекта закупки (в соответствии с пунктом 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145)
В силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд (необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд) и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), которые должны соблюдаться Заказчиком наряду с иными требованиями Закона N 44-ФЗ. В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога. Описание услуг охраны, предусмотренное позицией КТРУ, не в полной мере отражает характеристики и порядок оказания услуг охраны. При формировании технического задания Заказчик исходит из собственных нужд, практики применения услуг и руководствуется приоритетом безопасности граждан. Учитывая изложенное, в целях обеспечения безопасности посетителей и персонала Учреждения, антитеррористической защищенности, поддержания общественного порядка и содействия правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, Заказчиком установлен перечень объектов охраны, общие требования к оказанию услуг, их качеству, в том числе технологии оказания услуг, методам и методике оказания услуг, требования к безопасности оказания услуг и безопасности результатов услуг.
Требования о предоставлении копии справок об отсутствии судимости по запросу заказчика установлены разделом 3 "особые условия" к извещению, то есть предъявляются непосредственно к исполнителю по контракту, а не к участникам закупки.
Требования к участникам закупки определены извещением о проведении электронного аукциона и не содержат условия о предоставлении справок об отсутствии судимости.
Закон о контрактной системе, определяя правила описания объекта закупки, не регламентирует формирование (содержание) предмета контракта, его существенных условий.
Руководствуясь принципом свободы договора, закрепленным в п. 2 ст. 1, пп. 1, 2, 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ, на положениях которого в том числе основывается Закон о контрактной системе, заказчик вправе включить в проект контракта любые не противоречащие закону условия, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Таким образом, требование к исполнителю по контракту о предоставлении копии справок об отсутствии судимости по требованию заказчика, изложенное в описании объекта закупки, не нарушает положения Закона о контрактной системе.
Таким образом, поскольку действующим законодательством не установлен запрет требовать документы (в том числе справку об отсутствии судимости) у непосредственного исполнителя услуг по контракту, заказчик вправе выставить такие требования.
Само по себе требование, предусматривающее обязанность исполнителя предоставить после заключения контракта соответствующие справки, не должно рассматриваться как противоречащее действующему законодательству и ограничивающее конкуренцию.
Кроме того, Верховный Суд РФ в Определении от 07.12.2012 N 52-КГПР12-2 указал, что исходя из буквального толкования ст. 351.1 Трудового кодекса РФ, ограничение (запрет) к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, распространяется не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал таких организаций, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в вышеуказанных сферах и имеют возможность контакта с несовершеннолетними.
Учитывая, что местом оказания услуг определен пост охраны, расположенный непосредственно в образовательном учреждении, охранники исполнителя будут иметь возможность контакта с несовершеннолетними. В целях исключения контактов несовершеннолетних с лицами, на которых в соответствии с действующим законодательством распространяются вышеуказанные ограничения, в описание закупки было включено оспариваемое требование.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя является необоснованным.
Жалоба ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 29.11.2022 N12310/22 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 29.11.2022 N12310/22, на действия Заказчика - Бюджетное Учреждение Высшего Образования Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Ханты-Мансийская Государственная Медицинская Академия", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание охранных услуг (извещение N 0387200014022000034) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Р.Р. Валиуллин
Члены Комиссии: С.И. Сафонов
Ю.А. Петухова
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 7 декабря 2022 г. N 086/06/33-1740/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2022