Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
- заместителя начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Елина Д.Т.,
в присутствии представителей:
- заказчика - муниципального бюджетного учреждения культуры "Дом культуры" (далее - Заказчик): Спиренковой Е.Ю. (по доверенности от 07.04.2022 N 337), Коробковой М.А. (по доверенности от 01.12.2022 N 886),
- заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Евраз-Инвест" (далее - Заявитель): Гурко А.А.(по доверенности от 30.11.2022 N 61),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на приобретение светодиодного экрана в рамках закупки "Капитальный ремонт зрительного зала здания ДК "Меридиан" с устройством вентиляции зрительного зала здания ДК "Меридиан", расположенного по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, мкр. Центральный, д. 1" (закупка N 0338300005122000005), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проведена процедура определения поставщика путем ЭА на приобретение светодиодного экрана в рамках закупки "Капитальный ремонт зрительного зала здания ДК "Меридиан" с устройством вентиляции зрительного зала здания ДК "Меридиан", расположенного по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, мкр. Центральный, д. 1" (закупка N 0338300005122000005) (далее - Закупка). Извещение о Закупке размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) 09.11.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 7 330 870,51 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0338300005122000005 от 22.11.2022 (далее - Протокол) на участие в Закупке было подано четыре заявки, которые были признаны соответствующими требованиям извещения о Закупке. Победителем ЭА признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 229 (Заявитель), который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта 5 769 698,79 рублей.
25.11.2022 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя, поданная 24.11.2022 через ЕИС, на действия Заказчика, который, по мнению Заявителя, неправомерно применил преференцию в соответствии с приказом N 126-н, поскольку в рамках Закупки не могут быть поставлены товары, происходящие исключительно из Российской Федерации.
Заказчик в письме от 30.11.2022 N 885 пояснил следующее.
Заказчику к поставке требовался светодиодный экран (табло) в комплекте (далее - Товар).
Заявитель предложил к поставке Товар с задекларированной страной происхождения Товара Китайская народная республика.
В свою очередь одна из поданных заявок содержала информацию о декларировании страны производства Товара Российская Федерация. У Заказчика отсутствуют законные основания не доверять или подвергать сомнению предоставленную информацию участником Закупки. Также у Заказчика отсутствует реальная возможность и право истребовать у участников Закупки подтверждение предоставленной ими информации. Участники Закупки несут ответственность за достоверность предоставляемой информации.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона.
В силу пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 данного Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Приказ N 126н).
Согласно пункту 1.1 Приказа N 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 данного приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Подпунктом а) пункта 1.3 Приказа N 126 н предусмотрено, что при проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики).
Согласно подпункту в) пункта 2 Приказа N 126 н положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 данного приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме в случае, если все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики).
Согласно пункту 1.6 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в приложении к Приказу, является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
В силу части 17 статьи 24.2 Закона о контрактной системе ответственность за недостоверность информации и (или) документов, направленных оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки в соответствии с данной статьей, за несоответствие указанных информации и (или) документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, за действия, совершенные на основании указанных информации и (или) документов, несет участник закупки.
Согласно извещению о Закупке в отношении Товара установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с приказом N 126 н.
В соответствии с представленной Заказчиком информацией, участник Закупки с идентификационным номером заявки 48 (4 место в рейтинге заявок) предложил к поставке Товар, страна происхождения которого Российская Федерация. Три остальных участника Закупки предложили к поставке Товар, страна происхождения которого, в том числе комплекта, Китай.
Вместе с тем, Товар является комплектом, в состав которого входят несколько комплектующих: SMD LED-матрица, приемная карта на панели светодиодного экрана, контроллер, пункт ТИП системы управления, которые, по мнению Заявителя, в России не производятся, а поставляются из иностранного государства с последующей сборкой на территории Российской Федерации.
Комиссией каких - либо доказательств того, что на рынке присутствует Товар в комплекте, страной происхождения которого является исключительно Российская Федерация, не установлено.
При таких обстоятельствах, снижение в результате действий Заказчика цены контракта на 15% в отсутствие достоверных сведений о том, что Товар с подобными характеристиками российского производства существует, а также в отсутствие предоставленного участником закупки документа в подтверждение названных обстоятельств, напрямую нарушают права и интересы Заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, Заказчик, предоставив преференцию участнику Закупки с идентификационным номером заявки 48 путем заключения контракта с Заявителем по цене сниженной на 15 %, нарушил тем самым пункты 1.1, 1.3 Приказа N 126 н.
Вместе с тем, поскольку у Заказчика отсутствовали правовые основания для установления достоверности представленной участником Закупки с идентификационным номером заявки 48 декларации о стране происхождения Товара, материалы о выявленном нарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика, не передавать.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1.1, 1.3 Приказа N 126 н.
3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: ____________________ Л.Б. Шиханова
_____________________ Д.Т. Елин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 1 декабря 2022 г. N 041/06/14-487/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2022