Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <...>. - заместитель руководителя;
члены Комиссии: <...>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <...>. - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии
в присутствии:
представителей ООО "Статус" (далее - Общество) посредством личного присутствия: <...> (выписка из ЕГРЮЛ), <...> (доверенность от 11.01.2022 N1/2022), <...>. (доверенность от 11.01.2022 N2/2022),
представителей Заказчика по совместной закупке - БУЗ УР "Дебесская районная больница МЗ УР" посредством видеоконференцсвязи: <...>. (на основании Устава от 30.03.2015), <...>. (доверенность от 28.11.2022 N1),
в отсутствие:
представителей Заказчика - БУЗ УР "Балезинская районная больница МЗ УР", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
в результате рассмотрения обращения Заказчика о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ООО "Статус" (ИНН 1837006578) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 41560 "Услуги по стирке, сушке и глажке белья (1)" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122017508, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
08.11.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3 512 250,00 рублей.
16.11.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона от 17.11.2022 NИЭА1 поступило три заявки на участие, признанные соответствующими требованиям, победителем признано ООО "Статус".
Протоколом от 24.11.2022 NППУ20_2 Общество было признано уклонившимся от заключения контракта.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно пояснениям Общества, неподписание контракта в срок обусловлено следующими обстоятельствами: в период с 21.11.2022 по 24.11.2022 директор Общества находился в отпуске, согласно Приказа N1, приложенному в материалы дела, следовательно отсутствовала возможность для подписания контракта в срок. Также следует отметить, что Общество представило материалы дела акт ремонта компьютера от 29.11.2022, который был сдан в ремонт 22.11.2022 года, в связи с данным обстоятельством не было технической возможности подписать контракт в срок. Представитель Общества пояснил, что от подписания контракта Общество не уклонялось, совершило действия на заключение контракта: изготовило банковские гарантии от 22.11.2022 по всем участникам совместной закупки. Однако, в связи с тем, что Общество подписало контракт только 23.11.2022, Заказчик принял решение признать Общество уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с участником закупки не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе;
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона.
В силу ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона) и частью 5 статьи 51 Закона: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
18.11.2022 в ЕИС сформирован протокол разногласий.
18.11.2022 Заказчик направил Обществу доработанный проект контракта для подписания Обществом.
Регламентированный срок для подписания контракта ООО "Статус" - 21.11.2022.
Установлено, что в регламентированный срок проект контракта не был подписан Обществом, обеспечение исполнения контракта не внесено.
23.11.2022 Общество направило в адрес Заказчика письмо (исх.N103) о подписании контракта вне срока в связи с долгим изготовлением банковской гарантии.
24.11.2022 Заказчик сформировал протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "Статус", выразившемся в следующем.
В установленные сроки Общество не подписало проект контракта, обеспечение исполнения контракта не предоставило.
Следует отметить, что Общество предоставило в антимонопольный орган платежное поручение на оплату банковской гарантии от 22.11.2022 N3, а также банковскую гарантию от 22.11.2022. Из данных документов следует, что в регламентированный срок - 21.11.2022, Общество не предпринимало действий, направленных на заключение контракта, не подготовило обеспечение заблаговременно до даты подписания доработанного проекта контракта.
Также, указание Общества на то обстоятельство, что директор ООО "Статус" был в отпуске в день подписания контракта, не может служить основанием для признания Общества добросовестным участником закупки, поскольку директор Общества знал об участии в совместной закупке, также как и о том, что при определении его победителем Общество обязано осуществить действия, направленные на заключение контракта, и при отсутствии ответственного лица, уполномоченного на подписание контракта, директор ООО "Статус" должен был наделить данными полномочиями другого сотрудника, который осуществил бы обязанность Общества на подписание контракта в срок.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "Статус", так как им не было предпринято мер, направленных на своевременное заключение контракта, в то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение требований действующего законодательства.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Статус" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Статус" (ИНН 1837006578, ОГРН: 1091837000727, КПП: 183701001, Удмуртская Республика, Балезинский р-н, п. Балезино, ул. Карла Маркса, д. 20, кв. 15, директор: Долганов Юрий Викторович, ИНН 180201908974) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 41560 "Услуги по стирке, сушке и глажке белья (1)" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122017508) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Статус" (ИНН 1837006578) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
|||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
|||
24.11.22 |
27.11.22 |
24.11.22 |
0 |
25.11.22 |
30.11.22 |
30.11.22 |
0 |
05.12.22 |
05.12.22 |
0 |
0 |
|||
|
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <...>
___________ <...>
___________ <...> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 30 ноября 2022 г. N 018/06/104-975/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2022