Резолютивная часть решения объявлена 05.12.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06.12.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_",
члены Комиссии: "_";
в отсутствие представителей Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 15 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" (далее - Заказчик),
при участии представителя Сельскохозяйственного сбытового потребительско-перерабатывающего кооператива "Н" (далее - ССППК "Н") - "_" (доверенность от 01 декабря 2022 г.);
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении ССППК "Н" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с уклонением победителя от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на прочую закупку товаров, работ и услуг (Комбикорма для свиней) (извещение N 0334100006322000038), и в результате осуществления проверки в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 28 ноября 2022 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ССППК "Н".
В своем обращении Заказчик указывает, что ССППК "Н", являясь победителем электронного аукциона, уклоняется от заключения контракта, в связи с чем Заказчиком принято решение о направлении рассматриваемого обращения о включении информации в Реестр.
ССППК "Н" представлены письменные пояснения о причинах уклонения от заключения контракта по результатам проведенного электронного аукциона, запрашиваемые в уведомлении N 038/1418/22 от 28 ноября 2022 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, включается в Реестр.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что Заказчиком 03 ноября 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 03.11.2022 N0334100006322000038".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 480 000 руб. 00 коп.
15 ноября 2022 года Заказчиком в ЕИС размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.11.2022 NИЭА1, согласно которому на участие в данной закупке поступило 2 заявки, признанные соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
Согласно протокола подачи ценовых предложений от 11 ноября 2022 года от ССППК "Н" поступило минимальное ценовое предложение о цене контракта в размере 1 324 600 руб. 00 коп, что составило снижение начальной (максимальной) цены контракта на 10,5 %.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 15 ноября 2022 года NИЭА1 заявка ССППК "Н" признана победителем электронного аукциона.
Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона урегулирован статьей 51 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Во исполнение указанной нормы Заказчиком 17 ноября 2022 года в единой информационной системе и на электронной площадке размещен проект контракта для подписания его Обществом.
Частью 3 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Федерального закона N 44-ФЗ, ССППК "Н" необходимо было подписать представленный проект контракта до 24 ноября 2022 года включительно.
Комиссией установлено, что ССППК "Н" в установленный срок не был подписан проект контракта обеспечение исполнения контракта не представлено.
Представителем ССППК "Н" к рассмотрению обращения по существу, назначенному на 05 декабря 2022 г., представлены письменные пояснения, в которых в обоснование причины ненаправления в регламентированный срок подписанного проекта контракта, а также непредставление обеспечения исполнения контракта указывает, что 15 ноября 2022 г. между ССППК "Н" и Индивидуальным предпринимателем Логиновой Е.М. (далее ИП Логиновой Е.М.) был заключен агентский договор на получение банковской гарантии.
В качестве подтверждения ССППК "Н" представлены агентский договор на получение банковской гарантии от 15 ноября 2022 г., платежное поручение N59 от 20 ноября 2022 г.
Указанные документы надлежащим образом не заверены ССППК "Н", являются фотокопией. При рассмотрении обращения по существу, представителем ССППК "Н" оригиналы на обозрение Комиссии не представлены.
Из представленных пояснений ССППК "Н", установлено что ИП Логиновой Е.М. обязательства по договору не исполнены.
Согласно п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Частью 3 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Кроме того, ССППК "Н", участвуя в закупках, неоднократно становился победителем. Согласно реестру контрактов Единой информационной системы, в сфере закупок https://zakupki.gov.ru ИП Кузиным Р.С. заключено 9 контрактов.
Таким образом, ССППК "Н" известна процедура внесения обеспечения исполнения контракта, его видов и способов, следовательно, подавая заявку, был ознакомлен с условиями извещения, в том числе о размере обеспечения исполнения контракта, следовательно, должен был полагать, что в случае предложения лучшего ценового предложения, ему необходимо предоставить обеспечение в установленном заказчиком размере, предусмотренными Федеральным законом N 44-ФЗ способами.
Кроме того, согласно части 5 статьи 16 Федерального закона N 44-ФЗ планы-графики Заказчиком формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, таким образом, ССППК "Н" являясь потенциальным участником закупки и имеющим намерение заключить данный контракт, мог заблаговременно подготовить один из способов обеспечение исполнения контракта.
В своих пояснениях представитель ССППК "Н" указывал на то, что обязанность по подписанию контракта возложена на менеджера по тендерной работе Киселёва Даниила Юрьевича (далее -Киселёв Д.Ю.).
В качестве подтверждения ССППК "Н" представлена Должностная инструкция менеджера по тендерной работе, надлежащим образом не заверенная ССППК "Н", являющаяся фотокопией. При рассмотрении обращения по существу, представителем ССППК "Н" оригиналы на обозрение Комиссии не представлены.
Документы, подтверждающие наличие трудовых отношений между ССППК "Н" и Киселёвым Д.Ю. не представлены.
На обозрение Комиссии ССППК "Н" представил Объяснительную записку Киселёва Д.Ю. от 25 ноября 2022 г. с указанием причины пропуска срока подписания Контракта, а именно "Я, Киселёв Даниил Юрьевич, в отсутствие банковской гарантии растерялась и не подписала проект контракта".
Комиссия приходит к выводу о том, что данный факт не относится к обстоятельствам непреодолимой силы.
Так же согласно пункта 1 части 3 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
Вместе с тем, документы, подтверждающие полномочия Киселёва Д.Ю. действовать от имени ССППК "Н" на обозрение Комиссии не представлены.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Следовательно, ССППК "Н" является уклонившимся от заключения контракта в силу части 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ, так как им не подписан в установленные сроки проект контракта, не представлено обеспечение исполнения контракта.
25 ноября 2022 года Заказчиком был опубликован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, не подписание проекта контракта в установленные сроки в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин свидетельствует об отсутствии намерения заключить контракт на условиях, установленных Извещением об электронном аукционе.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 8 постановления от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъясняет, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях; что, если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. При этом Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает, что не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Таким образом, ССППК "Н" принимая участие в закупке, должен осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае неподписания контракта.
Комиссия приходит к выводу о том, что ССППК "Н" не подписан контракт в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях Исполнителя, поведения виновного и недобросовестного характера, о непроявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Таким образом, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Федерального закона N 44-ФЗ.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Исходя из вышеизложенного, сведения в отношении ССППК "Н" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Сельскохозяйственного сбытового потребительско-перерабатывающего кооператива "Н" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года;
2. Сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Сельскохозяйственного сбытового потребительско-перерабатывающего кооператива "Н" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 6 декабря 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2022