Резолютивная часть решения объявлена 05.12.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 08.12.2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";"_";
При участии представителей Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - уполномоченный орган) - "_"; ГБУЗ Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница (далее-заказчик) -"_";"_"; ООО "ЭЛМАС" (далее - ООО "ЭЛМАС", заявитель) - "_";
рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии по рассмотрению заявок при проведении аукциона в электронной форме "Поставка расходного материала для операционного блока N1", извещение N 0134200000122005401 (далее - электронный аукцион) в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 28 ноября 2022 года поступила жалоба заявителя действия комиссии, связанные с рассмотрением заявок, при проведении электронного аукциона "Поставка расходного материала для операционного блока N1", извещение N 0134200000122005401.
Из содержания жалобы следует, что комиссия при рассмотрении заявок участников закупки и формировании протокола подведения итогов электронного аукциона необоснованно признала заявку ООО "ЭЛМАС" несоответствующей, так как его заявка полностью соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона.
Также, по мнению заявителя, заказчиком не представлено, надлежащего обоснования необходимости использования дополнительной информации при описании характеристик поставляемого товара.
Кроме того, заявителем представлены дополнения к жалобе, согласно которым ООО "ЭЛМАС" считает, что заявка под номером 11 - ООО "Медицинская Холдинговая Компания" с которой планируется заключить контракт, не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, а также статье 33 Федерального закона N44-ФЗ, так как в заявке представлены недостоверные сведения о товаре.
Уполномоченным органом, заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что уполномоченный орган и заказчик считают доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом по заявке заказчика 11 ноября 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000122005401 "Поставка расходного материала для операционного блока N1", (далее -извещение об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 841 480 руб. 00 коп.
Датой окончания срока подачи заявок является 23 ноября 2022 года. На участие в электронном аукционе подано 5 заявок из них 4 признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона и 1 заявка заявителя N 254 - ООО "ЭЛМАС" была отклонена по следующим основаниям:
"В соответствии с п.п. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N44-ФЗ и "Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" извещения об осуществлении закупки, заявка на участие в закупке, должна содержать: 2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки: а) характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закон N44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака). В соответствии с Извещением об осуществлении закупки в части описания объекта закупки по позициям 1,2,4,5 установлено: "..Маркировка одинарной упаковки из фольги содержит наименование шовного материала, его состав; товарный знак производителя, наименование производителя; матричный код; каталожный номер, условный и метрический размер нити, цвет нити, длину нити, количество нитей; длину иглы, обозначение типа иглы, кривизны иглы, количества игл; информацию о сроке годности, номере партии (серии), изображение иглы в натуральную величину, указание о стерильности с указанием метода стерилизации, указание об однократном применении. Маркировка внутреннего вкладыша содержит наименование шовного материала, его состав, товарный знак производителя, наименование производителя, матричный код, каталожный номер, условный и метрический размер нити_"
В заявке на участие в закупке с идентификационным номером 254 по позициям 1,2,4,5 информация о наличии каталожного номера отсутствует.
Таким образом, сведения, содержащиеся в заявке не соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
На основании п.1 ч. 12 ст. 48 Закона N44-ФЗ, отклонить заявку с идентификационным номером 254 от участия в электронном аукционе.".
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения уполномоченного органа, приходит к следующим выводам.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 2 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Кроме того, пунктом 3 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Общие требования к содержанию состава заявок для участия в конкурентном способе определение поставщика установлены статьей 43 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствие с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Аналогичные требования к предложению участника закупки в отношении объекта закупки, а также инструкция по заполнению заявок установлены в Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению, являющиеся неотъемлемой частью извещения об электронном аукционе.
Таким образом, заявка на участие в электронном аукционе должна содержать предложение в отношении объекта закупки соответствующее показателям, установленным заказчиком в описании объекта закупки (Техническое задание).
Комиссией установлено, что в Техническом задании извещения электронного аукциона заказчиком исходя из специфики сферы деятельности и своих потребностей установлены требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), качественным характеристикам товара, а также в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ по позициям 1, 2, 4, 5 указаны конкретные неизменные показатели товара, такие как "маркировка одинарной упаковки из фольги должна содержать каталожный номер".
Согласно подпункту "а" пункта 3 части 5 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1-8 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Комиссия, проанализировав заявку участника электронного аукциона под номером 254 - ООО "ЭЛМАС" установила, что в заявке на участие в закупке по позициям 1,2,4,5 сведения о каталожных номерах не указаны, таким образом, информация, содержащаяся в заявке, не соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки
С учетом вышеизложенного, Комиссия Иркутского УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия имела достаточные основания для признания заявки ООО "ЭЛМАС" не соответствующей требованиям, установленным в извещении.
Относительно, довода заявителя об отсутствии надлежащего обоснования необходимости использования дополнительной информации относительно характеристик поставляемого товара, установленных в Техническом задании, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0134200000122005401 датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе является "23" ноября 2022 года в 09:00 (по Иркутску), таким образом окончанием срока на обжалование положений извещения о проведении электронного аукциона является 23" ноября 2022 года в 09:00 (по Иркутску), однако заявителем, в установленный Федеральным законом N 44-ФЗ срок, положения извещения об электронном аукционе не обжаловались, с запросом о разъяснении ООО "ЭЛМАС" не обращалось.
Вместе с тем Комиссия Иркутского УФАС считает необходим пояснить следующее.
Согласно части 5 статьи 23 ФЗ N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно требованиям части 6 статьи 23 ФЗ N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление Правительства РФ N 145).
Согласно пункту 4 Правил использования каталога, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании пункта 5 Постановления Правительства РФ N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ N 145 установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссией установлено, что при описании объекта закупки использовалась информация в части наименование товара "Нить хирургическая из полиглактина, антибактериальная", включенная в позицию КТРУ 21.20.24.120-00000006.
Заказчиком были установлены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ, с учетом потребностей Заказчика для выполнения соответствующих функций и эффективной работы.
В целях обоснования указания дополнительных характеристик в описание объекта закупки заказчиком установлено: "В связи с отсутствием описания позиций КТРУ, Заказчик использовал собственное описание характеристик товара".
Комиссия Иркутского УФАС отмечает, что ни правилами использования КТРУ ни Федеральным законом N 44-ФЗ не определена форма либо критерии допустимости к обоснованию указания дополнительных характеристик в описание объекта закупки. Сам по себе факт установления определенных требований к товару, являющемуся предметом поставки, не свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
Проанализировав описание объекта закупки, Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу, что заказчиком описание объекта закупки составлено в полном соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ, а также пунктов 5 и 6 Постановления Правительства РФ N 145.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Извещении установлены требования к объекту закупки с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности, в связи с чем Комиссия делает вывод о том, что доводы заявителя, указанные в жалобе, являются необоснованными.
Комиссия Иркутского УФАС изучив заявку победителя под номером 11 - ООО "Медицинская Холдинговая Компания" приходит к выводу, что основания для отклонения заявки победителя отсутствовали, так как представленные в его заявке характеристики соответствовали требованиям Технического задания.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик не вправе требовать представление документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно пункту 2 статьи 456 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 455 ГК РФ договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара.
Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь товар в наличии, а указанные нормы ГК РФ дают право заказчику требовать инструкцию на изделия медицинского назначения при передаче товара.
Комиссией установлено, что в Техническом задании установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, согласно которым: "Качество, технические характеристики, функциональные характеристики (потребительские свойства), эксплуатационные характеристики предлагаемого Товара должны соответствовать требованиям, обеспечивающим безопасность жизни и здоровья потребителей, технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, действующих в отношении данного вида товара и подтверждаться прилагаемыми при поставке документами, удостоверяющими качество: регистрационное удостоверение, сертификат соответствия (декларацию о соответствии, иной документ, подтверждающий соответствие качества Товаров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации) на каждую партию товара..".
В связи с чем, заказчик имеет право отказаться от приемки товара, если он не соответствуют требованиям, установленным в контракте.
Кроме того, положениями Федерального закона N 44-ФЗ не предусмотрена обязанность комиссии по осуществлению закупок осуществлять действия по проверке, содержащейся в заявках участников закупки информации. При принятии решения комиссия имеет право основываться только на официальных, имеющихся в наличии сведениях.
Комиссия Иркутского УФАС приходит к выводу, что на этапе рассмотрения заявок комиссия не располагала документами, подтверждающими предоставление ООО "Медицинская Холдинговая Компания" в составе заявки недостоверных сведений в отношении характеристик товара.
Таким образом, у комиссии при рассмотрении заявки ООО "Медицинская Холдинговая Компания" отсутствовали основания для признания её несоответствующей требованиям извещения и Федерального закона N 44-ФЗ.
Необходимость представления участниками закупки в составе заявок копий документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, документацией об аукционе, не предусмотрена.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭЛМАС" необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 8 декабря 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2022