Резолютивная часть решения оглашена 02 декабря 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 06 декабря 2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///,
члены Комиссии: ///;
с участием представителей Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (далее - заказчик) - ///, представителей Общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Меланжист" (далее - ООО ГК "Меланжист", Общество) - ///,
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении ООО ГК "Меланжист" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 11.05.2022 г. N 14/2022 на поставку спецодежды и обуви для нужд Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области, реестровый номер закупки 2034200000122000118.
ООО ГК "Меланжист" представлены письменные пояснения по основаниям, послужившим для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно которым Общество не уклонялось от исполнения контракта.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе проведения проверки установлено, что заказчиком 14.04.2022 г. на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 2034200000122000118 "Спецодежда для нужд Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (ФКР МКД Иркутской области)").
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 560 753 рубля 02 копейки.
По итогам электронного аукциона победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 171 - ООО ГК "Меланжист".
11.05.2022 г. между заказчиком и Обществом заключен контракт на поставку спецодежды и обуви для нужд Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (далее - Контракт).
Цена Контракта составляет 469 273 рублей 91 копейка.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "По условиям Контракта Поставщик обязуется передать спецодежду для нужд Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (ФКР МКД Иркутской области), количество, общая и единичная стоимость которого установлены в Спецификации (Приложение 1 к Контракту) (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять Товар надлежащего качества и количества и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом, за счет субсидии в виде имущественного взноса на обеспечение финансово-хозяйственной деятельности Фонда".
Пунктом 3.2 Контракта установлено, что "Срок поставки товара: Поставка товара осуществляется: по заявкам Заказчика с момента заключения Контракта по 31 декабря 2022 года. Срок поставки: в течении 14 (четырнадцати) календарных дней с момента подачи заявки Заказчиком".
Согласно материалам дела заявка на поставку товара направлена заказчиком Обществу 16.05.2022 г., следовательно, с учетом пункта 3.2 Контракта предусмотренный Контрактом товар должен быть поставлен ООО ГК "Меланжист" не позднее 30.05.2022 г.
К указанному сроку Общество товар не поставило.
Письмом от 06.06.2022 г. заказчик направил ООО ГК "Меланжист" требование о поставке товара в течение 3 рабочих дней с момента получения настоящего требования.
В письме исх. N 04-06 от 07.06.2022 г. Общество сообщило заказчику, что задержка поставки спецодежды связана с загруженностью производства тканей и готовых изделий, а также увеличением сроков логистики и обязалось поставить товар 09.06.2022 г.
Согласно пояснениям заказчика, Общества товар поставлен 16.06.2022 г.
В силу пункта 4.7 Контракта "В течение 7 (семи) рабочих дней с момента передачи Поставщиком сопроводительных документов, относящихся к Товару, указанных в пункте 4.3 Контракта, Заказчик осуществляет проверку результатов исполнения обязательств Поставщиком (отдельного этапа исполнения Контракта) и представленных Поставщиком сопроводительных документов на предмет соответствия поставленного Товара, его количества, качества, комплектности, объема требованиям, установленным Контрактом. Не позднее 5 (пяти) рабочих со дня проверки результатов исполнения Поставщиком обязательств по Контракту Заказчик направляет Поставщику подписанный со своей стороны товарную накладную или универсальный - передаточный документ. В случае привлечения эксперта, экспертной организации Заказчик подписывает со своей стороны товарную накладную или универсальный - передаточный документ на основании полученного от эксперта, экспертной организации соответствующего заключения. Либо Поставщику в те же сроки Заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа с указанием выявленных недостатков, необходимых доработок и сроков их устранения, в соответствии со статьей 11 Контракта".
Пунктом 4.9 Контракта установлено, что "Отказ от приемки Товара оформляется двусторонним актом с перечнем недостатков, условиями и сроками их устранения. При немотивированном отказе представителя Поставщика от подписания акта (бездействии) ненадлежащее качество Товара подтверждается актом, подписанным Заказчиком в одностороннем порядке".
По итогам проведения экспертизы поставленного Обществом товара заказчиком составлены заключения от 20.06.2022 г., в которых отражены выявленные несоответствия товара условиям Контракта и сделаны выводы об отказе в приемке товара.
В письме от 21.06.2022 г. N 6645/2022 заказчик указал Обществу на выявленные недоставки и просил устранить в течение 5 календарных дней.
При этом, предусмотренный пунктом 4.9 Контракта двусторонний акт с перечнем недостатков, условиями и сроками их устранения либо акт, подписанный заказчиком в одностороннем порядке при немотивированном отказе представителя Общества от подписания акта, в материалах дела отсутствуют.
Общество в письме исх. N 58-06 от 28.06.2022 г. указывает, что товар принят на фабрику в г. Красноярск для устранения недостатков.
10.08.2022 г. Общество поставило товар.
Письмом от 18.08.2022 г. N 9372/2022 заказчиком подготовлен мотивированный отказ от подписания универсального передаточного документа в связи с выявленными недостатками в поставленном Обществом товаре.
Заключение проведения экспертизы, двусторонний акт с перечнем недостатков либо акт, подписанный заказчиком в одностороннем порядке, в материалах обращения отсутствуют.
Письмом от 13.09.2022 г. N 10675/2022 заказчик уведомил ООО ГК "Меланжист" об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Уведомление направлено на электронную почту Общества 13.09.2022 г.
Информация о принятом 13.09.2022 г. решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта в Единой информационной системе отсутствует.
ООО ГК "Меланжист" в письме исх. N 23/09 от 23.09.2022 г. сообщило заказчику, что учло все предыдущие замечания заказчика и готово произвести поставку товара в полном объеме до 30.09.2022 г.
Письмом от 27.09.2022 г. исх. N 25/09 Общество уведомило о поставке товара.
Присутствующие на рассмотрении обращения представители ООО ГК "Меланжист" пояснили, что в указанную дату лично приехали в офис к заказчику для передачи необходимого заказчику товара, который приобрели у конкурента, однако, представители заказчика сообщили, что товар никто принимать не будет.
Представителя заказчика подтвердили, что в сентябре 2022 года Общество поставило товар, но заказчик не принял его в виду запуска процедуры расторжения Контракта.
В силу ч. 8 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Часть 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена в пункте 9 Контракта.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке установлен ч. 12.1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которому в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как установлено выше Контракт заключен по итогам проведения электронной процедуры, следовательно, решение о расторжении контракта должно быть принято заказчиком посредством Единой информационной системы.
Вместе с тем, решение от 13.09.2022 г. об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято без использования Единой информационной системы. Факт надлежащего исполнения и течение 10ти дневного срока для устранения Обществом выявленных недостатков, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, не наступил.
Более того, 07.11.2022 г. заказчик посредством Единой информационной системы принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое получено Обществом в тот же день.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений ч. 13 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 19.11.2022 г.
Из пояснений ООО ГК "Меландист" следует, что Общество перед поставкой продукции предоставляло заказчику на согласование фотографии, а так же образцы спецодежды и обуви специальной, после рассмотрения образцов, заказчик внес корректировку, и согласился на доработку существующих костюмов. На этапе поставки продукции у заказчика возникли новые требования к спецодежде ранее невысказанные в сторону ООО ГК "Меланжист". Общество, дорожащее своей репутацией, согласилось доработать спецодежду по новым требованиям. Далее при очередной поставке товара заказчик отказался от приемки продукции. Телефонные переговоры не увенчались успехом урегулировать ситуацию. При проведении устных переговоров выяснилось, что у Общества есть возможность поставить продукцию определенного производителя, в связи с чем приобрело продукцию у компании производящей данный товар и привезли на приемку заказчику. Однако, заказчик устно отказал в приемке продукции без рассмотрения поставленной продукции.
ООО ГК "Меланжист" представлена переписка с представителями заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
В силу правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Комиссия в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку представленных сторонами документов и информации.
Более того, согласно п. 5 ч. 8 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Следовательно, предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.
Комиссия приходит к выводу, что ООО ГК "Меланжист" при исполнении своих обязательств допущены нарушения обязательств по Контракту, однако, Комиссия не может прийти к выводу, что неисполнение таких обязательств однозначно вызвано умышленными действиями Общества.
Из пояснений сторон, материалов обращения следует, что ООО ГК "Меланжист" неоднократно предпринимались попытки поставить товар.
Также Комиссией исследован реестр контрактов в Единой информационной системе, согласно которому Обществом исполнено около 124 контрактов из 139, заключенных в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, 14 контрактов находится на исполнении, что препятствует сделать однозначный вывод о недобросовестности Общества, как лица исполняющего обязательства по контракту в сфере государственных закупок.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков в виду наличия вопросов, связанных с исполнением заказчиком, Обществом своих обязательств по Контракту, отсутствия достаточных доказательств, свидетельствующих о намеренном уклонении Общества от исполнения Контракта, невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения Общества при исполнении своих обязательств, что препятствует включению сведений в отношении ООО ГК "Меланжист" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Меланжист" (ИНН 2465174363; 660020, г. Красноярск, ул. Спандаряна, д. 12, стр. 2, пом. 11) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Сведения об учредителе/участнике Общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Меланжист" (Игнатик Александр Викторович, ИНН: 246313658600), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Меланжист" (Игнатик Александр Викторович, ИНН: 246313658600) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 9 декабря 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2022