Резолютивная часть решения объявлена 06.12.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 09.12.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";"_";
В отсутствие представителей, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска (далее-заказчик);
При участии Индивидуального предпринимателя Кривды Евгения Викторовича (далее - ИП Кривда Е.В., участник закупки);
рассмотрев обращение заказчика о включении информации в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр), в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России поступило обращение заказчика о включении информации в отношении ИП Кривды Е.В. в реестр.
В своем обращении заказчик указывает, что участником закупки допущены существенные нарушения условий по контракту от 30 сентября 2022 года N 010-64-001603/2, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Приобретение жилого помещения (квартиры)", в связи с чем заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об ИП Кривде Е.В. в Реестр.
ИП Кривдой Е.В. представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/1447/22 от 01 декабря 2022 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав представленные документы, установила следующее.
30 сентября 2022 года между заказчиком и ИП Кривдой Е.В. заключен муниципальный контракт N 010-64-001603/2 на приобретение жилого помещения (квартиры).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта, Продавец обязуется передать жилое помещение (квартиру), (далее - жилое помещение) в собственность Покупателю, в соответствии с характеристиками, предусмотренными Приложением N 1 к контракту, а Покупатель обязуется принять жилое помещение и уплатить за него цену в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
В размещенной на сайте электронной площадки РТС-тендер заявке на участие в закупке, требуемые показатели Продавцом заполнены следующим образом:
1) общая площадь жилого помещения (квартиры) без учета балкона/лоджии, кв. м: 64,40 (минимальное значение показателя);
2) год постройки дома (ввода в эксплуатацию), в котором расположено помещение: 1990 (минимальное значение показателя).
Согласно пункту 4.1.2. Контракта, в течение 7 (семи) рабочих дней со дня заключения контракта предоставить Покупателю:
- заключение об уровне износа жилого помещения по результатам обследования жилого помещения (далее - заключение об уровне износа), выданное органом по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, в срок не позднее 6 месяцев до даты приобретения Покупателем жилого помещения (в случае если разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, в котором расположено жилое помещение, выдано менее 5 лет назад до даты заключения контракта, заключение об уровне износа не предоставляется);
- разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома (в случае если разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, в котором расположено жилое помещение, выдано менее 5 лет назад до даты заключения контракта);
- документы об отсутствии задолженности за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
- документы, подтверждающие отсутствие прав и притязаний третьих лиц (выписка из домовой книги либо справка об отсутствии зарегистрированных лиц, в том числе недееспособных и несовершеннолетних);
- нотариально удостоверенное согласие супруга (супруги) на совершение сделки (в случае, если жилое помещение принадлежит физическому лицу, состоящему в браке);
- согласие органа опеки и попечительства на совершение сделки (в случае, если в жилом помещении проживают несовершеннолетние члены семьи собственника жилого помещения);
- оригинал технического паспорта на жилое помещение;
- паспорта на приборы учета электроэнергии, холодной и горячей воды;
- паспорта на бытовые электроприборы и оборудование (при наличии), установленные в жилых помещениях;
- комплект ключей от жилого помещения и домофона (при наличии) в трех экземплярах.
Установлено, что из перечисленных выше документов Продавцом был представлен только технический паспорт на помещение, составленный по состоянию на 29 сентября 2022 года Иркутским отделением Восточно-Сибирского филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" на квартиру, расположенную по адресу: г. Иркутск, ул. Ярославского, д. 286, кв. 57 (далее - технический паспорт), что подтверждается описью документов, предоставляемых продавцом в соответствии с пунктом 4.1.2 муниципального контракта от 30 сентября 2022 года N 010-64-001603/2 подписанной сторонами 7 октября 2022 года.
По результатам проверки технического паспорта было заказчиком выявлено несоответствие объекта закупки - жилого помещения (квартиры) основным характеристикам, изложенным в описании объекта закупки, а именно: несоответствие общей площади жилого помещения и года постройки.
Пунктом 10.1 Контракта предусмотрено, что Контракт может быть расторгнут: по соглашению сторон, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта, по решению суда.
В связи с тем, что Продавцом представлена недостоверная информация о характеристиках поставляемого товара, заказчиком 09 ноября 2022 года было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено в ЕИС 09 ноября 2022 года.
Установлено, что участником закупки такое решение было получено 14 ноября 2022 года.
Таким образом, датой надлежащего уведомления ИИ Кривды Е.В. о расторжении контракта с учетом положений части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ является 14 ноября 2022 года.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 25 ноября 2022 года.
Согласно нормам Федерального закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" пункта 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств (статья 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Комиссия, исследовав представленные документы приходит к выводу, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Иркутское УФАС России в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в Реестр не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Более того, согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в Реестр происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Следовательно, предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.
Поскольку в силу толкования данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, включение сведений в реестр является публично-правовой санкцией, предполагающей для ее применения опровержения презумпции невиновности участника закупки, то предусмотренное частью 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации правило о том, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, применяются при рассмотрении обращений заказчиков о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ИП Кривды Е.В. при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ИП Кривды Е.В.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1.Сведения, представленные заказчиком в отношении Индивидуального предпринимателя Кривды Евгения Викторовича (ИНН:380117656795, 665830, Иркутская обл, г. Ангарск, ул. Ленина, д. 8, кв.9), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Копии решения направить сторонам.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 9 декабря 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2022