Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 16-30, при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Служба городского хозяйства", - *,
- уполномоченного учреждения в лице Муниципального казенного учреждения "Центр закупок", - *,
- в отсутствие представителя заявителя в лице ООО Частная охранная организация "КРИПТОН", уведомленного надлежащим образом о месте и времени заседания Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО Частная охранная организация "КРИПТОН" (вх. N 13310-ЭП/22 от 01.12.2022 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Служба городского хозяйства", уполномоченным учреждением в лице Муниципального казенного учреждения "Центр закупок", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание охранных услуг (физическая охрана) (извещение N 0862300042022000113), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО Частная охранная организация "КРИПТОН" (вх. N 13310-ЭП/22 от 01.12.2022 г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Служба городского хозяйства", уполномоченным учреждением в лице Муниципального казенного учреждения "Центр закупок", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание охранных услуг (физическая охрана) (извещение N 0862300042022000113), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что извещение электронного аукциона составлено с нарушениями положений Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика, уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
23.11.2022 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0862300042022000113 на оказание охранных услуг (физическая охрана).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 781 052, 32 рублей.
Изучив имеющиеся доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании п. 1, 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
5) проект контракта.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Таким образом, описание объекта закупки устанавливается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей, а также в соответствии с обязательными требованиями к описанию объекта закупки, предусмотренными ст. 33 Закона о контрактной системе.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика (ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе).
Извещением электронного аукциона установлено, что наименованием объекта закупки является: "Оказание охранных услуг (физическая охрана)"
Для целей проведения указанной закупочной процедуры заказчиком применен код ОКПД 2 80.10.12.200 "Услуги частных охранных организаций Эта группировка включает: - защиту жизни и здоровья граждан; - охрану объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке); - консультирование и подготовку рекомендаций клиентам по вопросам правомерной".
Согласно доводам жалобы, описании объекта закупки не соответствует предмету контракта. По мнению заявителя, охрана персонала - это телохранительство, а не охрана вещей; обеспечение порядка - уборка помещений, это услуги клининга. Также заявитель в своей жалобе ссылается, что охрана общественного порядка является исключительной прерогативой полиции.
Правовую основу частной охранной деятельности, в том числе, составляет Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 2487-1).
Статьей 1 Закона РФ N 2487-1 установлено, что настоящим Законом частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Согласно ст. 3 Закона РФ N 2487-1 в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Организации, осуществляющие частную охранную деятельность, оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях, а частные детективы оказывают содействие правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей.
В соответствии с п. 14 Описания объекта закупки, являющегося приложением к извещению обязанности охраны - обеспечивать предупреждение, пресечение преступных посягательств и правонарушений на объекте Заказчика;
обеспечивать охрану работающего персонала в здании;
обеспечивать сохранность имущества заказчика, сданного под охрану в установленном договаривающимися сторонами порядке.
обеспечение безопасности объекта, принятого под охрану;
обеспечение порядка в помещениях охраняемого объекта;
пресечение проникновения на охраняемую территорию посторонних лиц в нерабочее время и выходные дни, а в случае проникновения - принятие меры к их задержанию.
информирование представителей Заказчика обо всех случаях несанкционированного проникновения на охраняемый объект, возникновения обстоятельств непреодолимой силы, независимо от их последствий и принятие мер к устранению данных событий;
осуществление профилактики возникновения чрезвычайных ситуаций (террористический акт, пожар и пр.) и оказание помощи при организации эвакуации сотрудников и посетителей (совместно с оперативными службами) в случае их возникновения;
соблюдение мер пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических и иных правил и норм, установленных законодательством Российской Федерации.
Задачи охраны:
- защита жизни и здоровья граждан;
- обеспечение порядка при проведении мероприятий;
- обеспечение внутри объектового и пропускного режимов на объекте.
Условия оказания услуг, связанных с обеспечением общественного порядка и безопасности:
Наличие у охранников удостоверений частного охранника, экипировки, специальной формы одежды, наличие у охранников средств связи, специальные средства (резиновая дубинка, газовый баллончик, электрошокер, наручники);
Осуществление контрольно-пропускного режима на охраняемом объекте.
Обеспечить охрану объекта от проникновения посторонних лиц.
Недопущение вноса и оставления посторонних предметов.
Обеспечить охрану помещений, в которых хранятся товарно-материальные ценности, переданные установленным порядком под охрану.
Обеспечить контроль исправности входных дверей, запорных устройств, решеток, сохранности пломб опечатанных помещений, сданных под охрану.
Обеспечить принятие мер адекватного реагирования на действия лиц, нарушающих установленный порядок посещения объекта либо правил внутреннего распорядка, а также носящих признаки противоправных деяний, своевременное информирование о таких фактах Заказчика и в случае необходимости - правоохранительных органов.
Обеспечить своевременное реагирование на срабатывание средств охранно-пожарной сигнализации, на проявление на объекте признаков возгораний, аварий техногенного характера или стихийного бедствия и принятие необходимых мер адекватного реагирования (вызов специальных служб, сообщение Заказчику и принятие мер с помощью подручных средств и т.д.).
Обеспечить принятие мер, в пределах своей компетенции и утвержденных инструкций по предупреждению попыток осуществления террористических актов, обнаружение подозрительных предметов.
Обеспечить принятие мер к ликвидации очагов возгорания, аварий систем водо- и теплоснабжений, по спасению людей в чрезвычайных ситуациях согласно инструкции. Обеспечить обход охраняемого объекта в ночное время суток каждые 2 (два) часа.
Предупреждать заказчика обо всех установленных им обстоятельствах, представляющих опасность для Заказчика, предлагать Заказчику и самостоятельно принимать меры к устранению этих обстоятельств.
По требованию Заказчика предоставлять письменный отчет о результатах проделанной работы. Интересующие вопросы Заказчика должны быть оформлены в письменном виде. А также к отчету может прилагаться уточненный расчёт расходов ЧОО.
Охранники должны быть обеспечены соответствующими средствами охраны согласно своей категории, физически и технически подготовленными к исполнению своих обязанностей, иметь форменную одежду.
При возникновении чрезвычайных обстоятельств обеспечить силовую поддержку охраны объекта через группу немедленного реагирования посредством вызова группы тревожной кнопкой.
Согласно п. 1.1 Проекта контракта, являющегося приложением к извещению по настоящему Контракту Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги: охранные услуги (физическая охрана) в круглосуточном режиме, объекта Заказчика (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим Контрактом, согласно Спецификации (приложение N 2 к проекту муниципального контракта) и Описанию объекта закупки (приложение N 1 к проекту муниципального контракта), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленные заказчиком условия исполнения обязательств по муниципальному контакту в Описании объекта закупки не противоречат нормам Закона РФ N 2487-1, Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия отмечает, что описание объекта закупки формируется заказчиком исходя из своей потребности
Вместе с тем, заявитель жалобы не указывает, каким образом указанные условия исполнения обязательств по муниципальному контакту в Описании объекта закупки, нарушают его права и законные интересы. Также заявителем жалобы не представлены документы, подтверждающие невозможность принять участие в электронном аукционе на определенных заказчиком условиях.
Из вышеуказанных норм следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки те условия исполнения контракта, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, при этом необоснованно не ограничить количество участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Вышеуказанная позиция также отражена в Письме Минфин России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090 "О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссия констатирует, что ст. 105 - 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке гл. 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, возражения заказчика, Комиссия нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика не усматривает.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО Частная охранная организация "КРИПТОН" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Служба городского хозяйства", уполномоченного учреждения в лице Муниципального казенного учреждения "Центр закупок", его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Служба городского хозяйства", уполномоченному учреждению в лице Муниципального казенного учреждения "Центр закупок", его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
*
* |
|
* |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 6 декабря 2022 г. N 066/06/106-3992/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2022