Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев с использованием системы видеоконференцсвязи жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0204100000122000120 "Поставка технических средств реабилитации - сигнализаторы звука (для инвалидов и детей инвалидов) для обеспечения инвалидов в 2023 году", руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка технических средств реабилитации - сигнализаторы звука (для инвалидов и детей инвалидов) для обеспечения инвалидов в 2023 году".
Согласно доводам жалобы, техническое задание содержит требование о предоставлении регистрационного удостоверения Росздравнадзора. Однако, поставляемый товар (сигнализаторы звука) не подлежит обязательной регистрации.
Заказчик представил письменные возражения по жалобе, согласно которым, требование о наличии регистрационного удостоверения, указанное в техническом задании, ошибочно не было исключено.
Рассмотрев доводы заявителя, пояснения заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 15 ноября 2022 года было размещено извещение N0204100000122000120 о проведении электронного аукциона "Поставка технических средств реабилитации - сигнализаторы звука (для инвалидов и детей инвалидов) для обеспечения инвалидов в 2023 году" с начальной (максимальной) ценой контракта - 1 318 416,45 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 25.11.2022 09:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 25.11.2022; дата подведения итогов определения поставщика - 29.11.2022.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать следующие электронные документы: 1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе; 3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является поставка технических средств реабилитации - сигнализаторов звука (для инвалидов и детей инвалидов) для обеспечения инвалидов в 2023 году.
Так, в техническом задании при описании сигнализатора звука установлены требования:
Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией для плохослышащих и глухих предназначен для информирования людей с нарушением слуха о наличии звуковых сигналов домофона, дверного звонка и телефонного звонка, плача ребенка, экстренного вызова (встроенная кнопка в передатчик плача ребенка).
Сигнализирующие устройство беспроводное по конструкции.
В комплектацию сигнализатора должно входить:
- наручный приемник;
- передатчик звонка домофона/телефона;
- передатчик дверного звонка;
- передатчик плача ребенка, экстренного вызова (встроенная кнопка в передатчик плача ребенка);
- переходник для подключения к телефонной линии;
- клеммы для подключения к линии домофона;
- элементы питания, в количестве, необходимом для работы сигнализатора.
Конструкция сигнализатора должна обеспечивать пользователю удобство и простоту обращения, самостоятельную установку при подготовке и во время эксплуатации.
Документы:
Декларация о соответствии.
Регистрационное удостоверение Росздравнадзора.
Товар соответствует требованиям следующих стандартов ГОСТ Р 50444-92 (Изменение N2), ГОСТ ISO 10993-18-2011, ГОСТ Р 51632-2014 ( Изменение N1), ГОСТ Р 51264-99.
В соответствии с пп. "в" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе, документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В приложении N4 извещения об осуществлении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - N181-ФЗ).
Согласно ст.11.1 N181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определен Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), Протезноортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N240 (далее - Правила).
В соответствии с Правилами инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации, предусмотренными Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" (далее - Перечень).
Согласно п.16 Перечня к техническим средствам реабилитации относятся сигнализаторы звука световые и вибрационные.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Таким образом, обязательной регистрации подлежат только такие средства реабилитации, которые являются медицинским изделием и применяются в целях медицинской реабилитации заболеваний.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что требование о представлении регистрационного удостоверения на товар, являющимся предметом закупки, неправомерно.
Действия заказчика, установившего требование о представлении регистрационного удостоверения на поставляемый товар, нарушают положения пунктов 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией не установлены факты, подтверждающие ограничение количества участников закупки ввиду установления заказчиком требования к представлению регистрационного удостоверения на поставляемый товар. Указанные выше нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты проведения электронного аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике нарушение пунктов 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 1 декабря 2022 г. N 007/06/42-803/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2022