Резолютивная часть решения оглашена 01.12.2022
В полном объеме решение изготовлено 06.12.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
|
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Сорокиной Т.А. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение МУК "Буранная централизованная клубная система" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО СК "ГЕФЕСТ" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона N 0869300014122000001 на капитальный ремонт здания клуба, расположенного по адресу Челябинская обл., Агаповский р-он, п. Буранный, л. Волынцева, д.1 (далее - аукцион), в присутствии:
- представителя МУК "Буранная централизованная клубная система" Шкутина Г.В., действующего на основании доверенности от 30.11.2022,
- представителя МУК "Буранная централизованная клубная система" Манаховой К.В., действующего на основании доверенности от 30.11.2022,
- представителя МУК "Буранная централизованная клубная система" Атаман Е.Г., действующего на основании Распоряжения N 22/2 01.03.2008,
- представителя ООО СК "ГЕФЕСТ" Оганесяна А.В., действующего на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение МУК "Буранная централизованная клубная система" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО СК "ГЕФЕСТ".
Согласно представленным документам 17.05.2022 МУК "Буранная централизованная клубная система" и ООО СК "ГЕФЕСТ" заключили контракт по цене 4 278 152, 58 рублей.
Решением от 11.11.2022 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду нарушения ООО СК "ГЕФЕСТ" графика выполнения работ по контракту, а также невыполнением всего объема работ, предусмотренных сметной документацией, что подтверждается перепиской заказчика. В связи с указанными обстоятельствами сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.
На заседании Комиссии ООО СК "ГЕФЕСТ" представило документы и письменные пояснения, а также представитель общества указал, что общество частично исполнило работы по контракту, при этом неисполнение обязательств в полном объеме вызвано необходимостью выполнения дополнительного объема работ, непредусмотренного контрактом, а также отсутствием необходимого оборудования для устройства автоматической пожарной сигнализации.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 11.3 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования частей 12.1, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, заказчиком 11.11.2022 принято и размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр контрактов" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения подрядчиком является 11.11.2022, в связи с чем контракт является расторгнутым 22.11.2022.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в антимонопольный орган 24.11.2022.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и обществом 17.05.2022 заключен контракт N 07/22 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами в единой информационной системе, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.
Предметом контракта является капитальный ремонт здания школы, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда, порядок исполнения которого регламентирован главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пункте 1.2 контракта заказчиком определен срок выполнения работ: с момента заключения контракта до 15.10.2022.
Как следует из договорной переписки, представленной обществом и заказчиком, с 07.06.2022 по 21.11.2022 на систематической основе заказчиком и подрядчиком проводились собрания рабочей комиссии для контроля за выполнением работ по контракту, по результатам которых составлялись протоколы N 1- N 23 (далее - протоколы).
Согласно протоколам подрядчик приступил к выполнению работ и осуществил следующие мероприятия:
- демонтаж труб отопительной системы, поставка труб;
- монтаж системы отопления и кондиционирования;
- демонтаж потолка и декоративных настенных панелей;
- работы по внутренней отделке помещений.
В ходе проведения рабочих совещаний с заказчиком и представителями строительного контроля обществом указывалось, что установку электромонтажного оборудования, внутреннюю отделку помещений невозможно выполнить без дополнительных работ и материалов, кроме того в сметной документации не предусмотрены работы по отсыпке каналов и бетонной стяжки пола, подготовительные работы по ремонту крыльца, что делает невозможным исполнение обязательств с учетом сметной документации.
Так, на 11.10.2022 на очередном заседании рабочей группы установлено, что объем выполненных работ согласно произведенным расчетам составляет 48,8%.
Следует отметить, что в ходе рабочих совещаний обществу неоднократно указывалось на то, что работы ведутся с отставанием от графика выполнения работ, предлагалось предоставить обществу сметные расчеты в целях согласования возможности выполнения дополнительных работ, а также исполнительную документацию, сертификаты на материалы, акты скрытых работ.
В письмах общества (от 09.06.2022 N 375, от 21.06.2022 исх. 382, от 27.06.2022 исх. 383, от 27.06.2022 исх. N 384, от 05.07.2022 исх. 395, от 16.08.2022 исх. 429, от 19.09.2022 исх. 445) неоднократно ставился вопрос о необходимости производства дополнительных работ. При этом, в письме от 29.09.2022 исх. N 446 обществом в адрес заказчика направлена смета на осуществление дополнительных работ на сумму 381 141, 80 рублей.
Кроме того, в письмах от 06.10.2022 (исх. N 452) от 02.11.2022 (исх. N475) общество указывало на необходимость замены сплит систем с пультом управления, оборудования АПС, указанных в сметной документации в связи с повышением рыночной стоимость указанного оборудования.
Так, обществом в адрес заказчика направлены акты приемки выполненных работ КС-2, КС-3 N 1 от 22.11.2022 на сумму 2 167 325, 11 рублей на устройство фасада, внутренней отделки, электромонтажные работы, устройство системы отопления и кондиционирования, ремонт крыльца.
При этом, на заседании Комиссии заказчик не согласился с указанными объемами работ и пояснил, что для приемки фактически выполненных работ будет проводиться экспертиза.
В связи с тем, что подрядчиком нарушены сроки выполнения работ, контракт расторгнут в одностороннем порядке на основании решения от 22.11.2022.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.
При рассмотрении документов и сведений, представленных заказчиком и обществом, Комиссией установлено, что общество на протяжении срока исполнения контракта осуществило закупку материалов и оборудования, необходимых для выполнения работ, исполняло обязательства, предусмотренные контрактом (согласно протоколу N 16 от 11.10.2022 объем выполненных работ составляет 48,8%), что не отрицается ни одной из сторон.
Более того, Комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях общества признаки уклонения от исполнения контракта, так как общество предпринимало действия, направленные на продолжение выполнения работ, в том числе выражая намерение согласовать выполнение дополнительных работ, замену материалов.
Следует отметить, что стороны также не проявили необходимого взаимодействия при исполнении обязательств в части согласования выполнения дополнительных работ, необходимость производства которых не отрицается сторонами, что также могло послужить причиной выполнения работ с отставанием от графика производства.
Так, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, принимая во внимание принятие обществом мер, направленных на исполнение контракта, выраженных в частичном выполнении работ по контракту, закупке материалов для производства указанных работ, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России, не усматривает оснований для принятия решения о включении сведений об ООО СК "ГЕФЕСТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МУК "Буранная централизованная клубная система" в отношении ООО СК "ГЕФЕСТ" (ИНН 7448215361), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.А. Козлова
Члены Комиссии: Т.А. Сорокина
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 декабря 2022 г. N 074/06/104-3296/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2022