Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Татарстанского УФАС России) в составе:
Зам. председателя Комиссии: |
Амировой В.Р. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
|
Салимзянова А.И. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителей заказчика ГБУ "Азнакаевское РГВО" (далее - Заказчик) - Галлямова Р.М. (доверенность б/н от 29.11.2022) и Ибрагимовой Н.Р. (доверенность б/н от 29.11.2022), в отсутствии представителя заявителя - не явился, извещен надлежащим образом, рассмотрев в режиме видеоконференции жалобу заявителя ООО "Диджитал+" (вх. N 14621/ж от 28.11.2022) на действие заказчика при проведении закупки N 0311200026122000001 на предмет: "Поставка комплекта для идентификации крупного рогатого скота",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N 0311200026122000001 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 17.11.2022.
Заказчик - ГБУ "Азнакаевское РГВО".
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 275 000,00 руб.
Объект закупки - "Поставка комплекта для идентификации крупного рогатого скота".
Суть жалобы, по мнению заявителя, что закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя о некорректном указании заказчиком размеров бирки, поставка которой предусмотрена в рамках указанной закупки.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Извещением к настоящей закупки, а именно "описанием объекта закупки", были установлены следующие показатели ширины и высоты закупаемой бирки:
- НЕ МЕНЕЕ (Ш*В) 75х56 мм, часть папа (Ш*В) НЕ МЕНЕЕ 58х56 мм.
По мнению заявителя, на рынке, ушные бирки большинства производителей, зачастую, имеют высоту бирки большую чем её ширина, в связи с чем заявитель считает необходимым показатели высоты установить в большем размере показателя ширины.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам анализа приходит к выводу, что установленные заказчиком показатели размеров бирки не противоречат требованиям действующего законодательства о контрактной системе, направлены на удовлетворение потребностей заказчика и являются исполнимыми и не ограничивает конкуренцию среди участников закупки.
Кроме того, на участие в рассматриваемой закупке было подано 4 заявки, все из которых были допущены к участию торгах, снижение цены в результате торгов составило 48 % от начальной (максимальной) цены контракта, что также свидетельствует об отсутствии препятствий участия в торгах иных потенциальных участников при установлении оспариваемых заявителем требований.
Все участники, подавшие заявки на участие согласились с качественным характеристиками объекта закупки, установленными заказчиком в Извещении.
Учитывая, что заявителем не было представлено достаточных доказательств, подтверждающих изложенное в жалобе, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.
2. Относительно довода заявителя о неправомерности требования о конкретной технологии (методологии) перевода цифро-буквенных номеров в память чипа электронной метки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Таким образом, заказчик вправе устанавливать любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Аналогичная позиция отражена и в судебной практике, что подтверждается пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 г. N 11017/10.
В техническом задании извещения Заказчиком были установлены следующие требования в отношении электронной метки, оспариваемые заявителем:
"В случае использования цифровых номеров, эмиссия которого осуществлена Россельхознадзором РФ до 2021 года, в память чипа электронной метки занесен уникальный номер Россельхознадзора РФ, который дублируется лазерной гравировкой уникального номера на лицевой части метки.
В случае использования цифро-буквенных номеров, эмиссия которого осуществлена Россельхознадзором РФ с 2021 года, в память чипа электронной метки заносится уникальный номер в формате а=1, b=2 и т.д., который дублируется лазерной гравировкой уникального номера на лицевой части метки".
Согласно представленным пояснениям Заказчика в соответствии со ст. 2.5 Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" животные за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных.
Учет животных будет осуществляется путем представления в федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии информации о животном, маркированном в соответствии с ветеринарными правилами маркирования и учета животных, с присвоением животному (группе животных) уникального буквенно-цифрового идентификационного номера, который сохраняется в указанной информационной системе.
При анализе Извещения установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком были указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не установлены требования или указания в отношении конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара. В Извещении были отражены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, были указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, которые не противоречат требованиям действующего законодательства.
Установленные показатели и характеристики по позициям были обусловлены необходимостью удовлетворения потребностей учреждения.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта были сформулированы Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребностей Заказчика, исходя из специфики деятельности.
Учитывая, что заявителем не было представлено достаточных доказательств, подтверждающих изложенное в жалобе, довод заявителя не находит подтверждения и признан необоснованным.
3. Относительно довода заявителя о неправомерности требования к технологическому процессу изготовления электронной метки.
В техническом задании извещения Заказчиком были установлены следующие требования в отношении электронной метки, оспариваемые заявителем:
"В целях дополнительной идентификации на обоих частях комплекта имеется постоянная маркировка, технологическим процессом литья при изготовлении изделия:
- наименование изделия.
- товарный знак изготовителя.
- номер гнезда пресс-формы".
В описании объекта закупки Заказчиком были указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не установлены требования или указания в отношении конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара. В документации о закупке были отражены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Установленные показатели и характеристики по позициям были обусловлены необходимостью удовлетворения потребностей учреждения.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта были сформулированы Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребностей Заказчика, исходя из специфики деятельности.
Кроме того, как было установлено ранее на участие в рассматриваемой закупке было подано 4 заявки, снижение цены в результате торгов составило 54 % от начальной (максимальной) цены контракта, что также свидетельствует об отсутствии препятствий участия в торгах иных потенциальных участников при установлении оспариваемых заявителем требований.
Заявителем не было представлено достаточных доказательств, подтверждающих изложенное в жалобе.
Довод заявителя признан необоснованным.
4.Относительно довода заявителя о том, что заказчик при предоставлении ответа на запрос разъяснений, ввел участников закупки в заблуждение.
Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе Любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В ходе проведения вышеуказанной закупки в адрес заказчика поступил запрос разъяснений положений Извещения, в ответ на который заказчиком был предоставлен следующий ответ:
Запрос на разъяснение положений извещения об аукционе в электронной форме 0311200035622000004 |
Разъяснения положений извещения об аукционе в электронной форме 0311200035622000004 |
Добрый день!
Правильно ли мы понимаем, что все заявки на участие в закупке, содержащие предложение о поставке иностранного товара, в том числе заявки на участие в закупке с любой указанной (задекларированной) страной происхождения товара, по которому не представлен реестровый номер из соответствующего реестра продукции, в соответствии с установленным национальным режимом в закупке, будут отклонены комиссией по осуществлению закупок? |
Предметом закупки является поставка комплекта для идентификации крупного рогатого скота В ответ на поступивший запрос Заказчик разъяснил следующее. В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, при закупке одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупке совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 19 - 21, 28, 50, 142 и 145 перечня), не распространяется запрет для осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Из вышеизложенного следует, что заявка на участие в закупке, превышающая 1 млн. руб. подлежит отклонению комиссией по осуществлению закупок. |
Как уже было отмечено Комиссией, исходя из положений Постановления N616, заказчик не отклоняет заявки с ценой, не превышающей 1 млн. рублей, а не должен устанавливать положения указанного Постановления при осуществлении закупок, при которых цена одной позиции закупаемого товара, не превышает 300 тыс. рублей.
Таким образом, заказчиком, в ответ на запрос разъяснений, даны разъяснения, не соответствующие Закону, вводящие потенциальных участников в закупки в заблуждение.
Довод заявителя признан обоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссия Татарстанского УФАС России выявила следующее.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0311200026122000001 от 28.11.2022 все поданные заявки участников Заказчиком признаны соответствующими.
Согласно информации, представленной Заказчиком, в составе заявки участника (идентификационный номер заявки 1836356) приложено предложение в отношении объекта закупки, в котором страна происхождения товара указана Китайская Народная Республика, однако, в самой заявке на участие, поданной посредством системы оператора электронной площадки (вх. N 1836356), страна происхождения товара не указана.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком допущена заявка участника (идентификационный номер заявки 1836356) неправомерно, по причине того, что участником к поставке предложен товар иностранного производства.
Ввиду вышеизложенного, Заказчиком нарушены требования пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Заказчиком нарушены требования части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42, пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссией Татарстанского УФАС России принято решение о выдаче предписания об устранении нарушений действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Диджитал+" (вх. N 14621/ж от 28.11.2022) на действие заказчика при проведении закупки N 0311200026122000001 на предмет: "Поставка комплекта для идентификации крупного рогатого скота" обоснованной в части в четвертого довода.
2. Признать заказчика ГБУ "Азнакаевское РГВО" нарушившими часть 3 статьи 14, пункт 15 части 1 статьи 42 и пункт 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Заказчику ГБУ "Азнакаевское РГВО" выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. Председателя Комиссии В.Р. Амирова
Члены Комиссии М.А. Тимофеев
А.И. Салимзянов
Исп.: Салимзянов А.И.
Тел.: +7 499 755 23 23, вн.тел.: 016-130
Тел.: 8 (843) 238-24-86
e-mail: to16-salimzyanov@fas.gov.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 30 ноября 2022 г. N 016/06/42-1808/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2022