Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Татарстанского УФАС России) в составе:
Зам. председателя Комиссии: |
Амировой В.Р. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
|
Салимзянова А.И. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителя заказчика ГБУ "Тукаевское РГВО" (далее - Заказчик) - Фатыхова И.И. (доверенность N 2 от 30.11.2022), в отсутствии представителя заявителя - не явился, извещен надлежащим образом, рассмотрев в режиме видеоконференции жалобу заявителя ООО "Диджитал+" (вх. N 14623/ж от 28.11.2022) на действие заказчика при проведении закупки N 0311200029522000015 на предмет: "Поставка комплекта для идентификации крупного рогатого скота",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N 0311200029522000015 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 18.11.2022.
Заказчик - ГБУ "Тукаевское РГВО".
Начальная (максимальная) цена контракта - 585 000,00 руб.
Объект закупки - "Поставка комплекта для идентификации крупного рогатого скота".
Суть жалобы, по мнению заявителя, что закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя о некорректном указании заказчиком размеров бирки, поставка которой предусмотрена в рамках указанной закупки.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Извещением к настоящей закупки, а именно "описанием объекта закупки", были установлены следующие показатели ширины и высоты закупаемой бирки:
- НЕ МЕНЕЕ (Ш*В) 75х56 мм, часть папа (Ш*В) НЕ МЕНЕЕ 58х56 мм.
По мнению заявителя, на рынке, ушные бирки большинства производителей, зачастую, имеют высоту бирки большую чем её ширина, в связи с чем заявитель считает необходимым показатели высоты установить в большем размере показателя ширины.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам анализа приходит к выводу, что установленные заказчиком показатели размеров бирки не противоречат требованиям действующего законодательства о контрактной системе, направлены на удовлетворение потребностей заказчика и являются исполнимыми и не ограничивает конкуренцию среди участников закупки.
Кроме того, на участие в рассматриваемой закупке было подано 5 заявок, все из которых были допущены к участию торгах, снижение цены в результате торгов составило 54,5 % от начальной (максимальной) цены контракта, что также свидетельствует об отсутствии препятствий участия в торгах иных потенциальных участников при установлении оспариваемых заявителем требований.
Все участники, подавшие заявки на участие согласились с качественным характеристиками объекта закупки, установленными заказчиком в Извещении.
Учитывая, что заявителем не было представлено достаточных доказательств, подтверждающих изложенное в жалобе, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.
2. Относительно довода заявителя о неправомерности требования о конкретной технологии (методологии) перевода цифро-буквенных номеров в память чипа электронной метки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Таким образом, заказчик вправе устанавливать любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Аналогичная позиция отражена и в судебной практике, что подтверждается пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 г. N 11017/10.
В техническом задании извещения Заказчиком были установлены следующие требования в отношении электронной метки, оспариваемые заявителем:
"В случае использования цифровых номеров, эмиссия которого осуществлена Россельхознадзором РФ до 2021 года, в память чипа электронной метки занесен уникальный номер Россельхознадзора РФ, который дублируется лазерной гравировкой уникального номера на лицевой части метки.
В случае использования цифро-буквенных номеров, эмиссия которого осуществлена Россельхознадзором РФ с 2021 года, в память чипа электронной метки заносится уникальный номер в формате а=1, b=2 и т.д., который дублируется лазерной гравировкой уникального номера на лицевой части метки".
Согласно представленным пояснениям Заказчика в соответствии со ст. 2.5 Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" животные за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных.
Учет животных будет осуществляется путем представления в федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии информации о животном, маркированном в соответствии с ветеринарными правилами маркирования и учета животных, с присвоением животному (группе животных) уникального буквенно-цифрового идентификационного номера, который сохраняется в указанной информационной системе.
При анализе Извещения установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком были указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не установлены требования или указания в отношении конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара. В Извещении были отражены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, были указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, которые не противоречат требованиям действующего законодательства.
Установленные показатели и характеристики по позициям были обусловлены необходимостью удовлетворения потребностей учреждения.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта были сформулированы Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребностей Заказчика, исходя из специфики деятельности.
Учитывая, что заявителем не было представлено достаточных доказательств, подтверждающих изложенное в жалобе, довод заявителя не находит подтверждения и признан необоснованным.
3. Относительно довода заявителя о неправомерности требования к технологическому процессу изготовления электронной метки.
В техническом задании извещения Заказчиком были установлены следующие требования в отношении электронной метки, оспариваемые заявителем:
"В целях дополнительной идентификации на обоих частях комплекта имеется постоянная маркировка, технологическим процессом литья при изготовлении изделия:
- наименование изделия.
- товарный знак изготовителя.
- номер гнезда пресс-формы".
В описании объекта закупки Заказчиком были указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не установлены требования или указания в отношении конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара. В документации о закупке были отражены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Установленные показатели и характеристики по позициям были обусловлены необходимостью удовлетворения потребностей учреждения.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта были сформулированы Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребностей Заказчика, исходя из специфики деятельности.
Кроме того, как было установлено ранее на участие в рассматриваемой закупке было подано 5 заявок, снижение цены в результате торгов составило 54,5 % от начальной (максимальной) цены контракта, что также свидетельствует об отсутствии препятствий участия в торгах иных потенциальных участников при установлении оспариваемых заявителем требований.
Заявителем не было представлено достаточных доказательств, подтверждающих изложенное в жалобе.
Довод заявителя признан необоснованным.
4. Относительно довода заявителя о неправомерном установлении запрета по ПП РФ N616.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в следующих случаях:
б) закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 19 - 21, 28, 50, 142 и 145 перечня);
Предметом рассматриваемой закупки является поставка комплекта для идентификации крупного рогатого скота.
Извещением о проведении закупки Заказчиком был установлен запрет поставки иностранных товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 исходя из установленного кода позиции ОКПД2 закупаемого товара.
При этом, начальная (максимальная) цена контракта по закупке составляла 600 000,00 руб, цена одной позиции товара 150 рублей.
Следовательно, в рассматриваемом случае осуществлялась закупка одной единицы товара не превышающая 300 тыс. рублей, что подпадает под исключение применения запрета в соответствии с положениями подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае Заказчиком в извещении неправомерно был установлен запрет допуска иностранных товаров по Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
Довод заявителя признан обоснованным.
5. Относительно довода заявителя о незаполненных сведениях в обосновании НМЦК.
Согласно изложенному доводу в описании объекта закупки, снизу, содержится раздел "обоснование начальной (максимальной) цены", который не был заполнен Заказчиком.
В ходе анализа размещенных сведений в ЕИС установлено, что в извещении Заказчиком было прикреплено отдельное обоснование начальной (максимальной) цены, заполненное в полном объеме.
Следовательно, информация об обосновании НМЦК была размещена Заказчиком в надлежащей форме.
Комиссия приходит к выводу о несостоятельности довода заявителя.
6. Относительно довода Заявителя об установлении обеспечения контракта в размере 1 %.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
Согласно пункту 11.2 проекта контракта размер обеспечения исполнения контракта составляет 1% от начальной (максимальной) цены Контракта.
Согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе, обеспечение исполнение контракта составляет 5 % от цены, по которой заключается контракт.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком допущены нарушения в части установления противоречивых требований относительно установления суммы обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком нарушены требования части 3 статьи 7 и части 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
Заказчиком нарушены требования части 3 статьи 7, части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42, части 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссией Татарстанского УФАС России принято решение о выдаче предписания об устранении нарушений действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Диджитал+" (вх. N 14623/ж от 28.11.2022) на действие заказчика при проведении закупки N 0311200029522000015 на предмет: "Поставка комплекта для идентификации крупного рогатого скота" обоснованной в части четвертого и шестого доводов.
2. Признать заказчика ГБУ "Тукаевское РГВО" нарушившими часть 3 статьи 7, часть 3 статьи 14, пункт 15 части 1 статьи 42 и часть 6.2 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Заказчику ГБУ "Тукаевское РГВО" выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. Председателя Комиссии В.Р. Амирова
Члены Комиссии М.А. Тимофеев
А.И. Салимзянов
Исп.: Салимзянов А.И.
Тел.: +7 499 755 23 23, вн.тел.: 016-130
e-mail: to16-salimzyanov@fas.gov.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 30 ноября 2022 г. N 016/06/42-1814/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2022