Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
Председателя Комиссии:
Яфизова А.А. - заместителя руководителя,
Членов Комиссии:
Гиниятуллиной Л.Р. - главного специалиста-эксперта,
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта,
в отсутствии представителя заказчика ГАУЗ "Зеленодольская центральная районная больница", о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещенного надлежащим образом, в присутствии представителей заявителя ООО "ИМБИАН ТРЕЙД" - Мосиной Т.В. (доверенность б/н от 08.11.2022 г.), Жугинского А.И. (доверенность б/н от 08.11.2022 г.), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО "ИМБИАН ТРЕЙД" (вх. 14597/ж от 25.11.2022 г.) на действия заказчика ГАУЗ "Зеленодольская центральная районная больница" при проведении закупки N0311300272422000137 на предмет: "Поставка реагентов для СПИД-лаборатории ГАУЗ Зеленодольская ЦРБ",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0311300272422000137 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 16.11.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 593 450,00 руб.
Суть жалобы: по мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе, а именно описание объекта закупки заказчиком составлено таким образом, что ограничивает количество участников закупки, и содержит характеристики, которые не влияют на качественные и функциональные свойства товара.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, изучения извещения электронного аукциона, а также ознакомления с письменными пояснениями и позицией заказчика, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с извещением о проведении закупки, заказчику необходимы к поставке реагенты для СПИД-лаборатории.
В техническом задании заказчиком указаны сведения о функциональных, технических, качественных характеристиках объекта закупки, а именно:
21.20.23.110-00008465
286460
Вирус гепатита С общие антитела ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА)
Количество выполняемых тестов
* 480 шт
КТРУ
Назначение
Для ручной постановки анализа и/или работы на анализаторах открытого типа
КТРУ
Количество анализируемого образца
не болee 100 мкл
В связи с ограниченным объемом исследуемого образца и необходимостью его использования в нескольких видах исследований
Суммарное время инкубаций
не болee 120 минут
Для получения результатов анализа в определенные сроки
Специфичность теста, оцененная на случайной выборке доноров (не менee 5000 образцов)
выше 99,5%
Для снижения вероятности получения ложноположительных результатов исследований
Специфичность теста, оцененная на выборке пациентов с не связанными с гепатитом С заболеваниями
выше 98,5 %
Готовый к применению контрольный положительный образец
не менee 2,5 мл
Для выполнения необходимого объема исследований с учетом рабочего процесса лаборатории, имеющегося оборудования, возможных потерь реагентов
Готовый к применению контрольный отрицательный образец
не менee 2,5 мл
Готовый к применению раствор конъюгата
Не менee 75 мл
Субстратный буфер
не менee 75 мл
Хромоген
не менee 7 мл
Промывочный раствор (концентрат)
не менee 220 мл
Стоп-реагент
не менee 75 мл
Стабильность рабочего раствора хромоген-субстратной смеси
не менee 6 часов
Для обеспечения возможности использовать рабочий раствор реагента в течение рабочего дня лаборатории
Стабильность рабочего раствора промывочного реагента
не менee 14 суток
Для обеспечения возможности использовать рабочий раствор реагента в течение нескольких рабочих дней лаборатории
Общее количество промывок иммуносорбента
не болee 8 раз
Для снижения нагрузки на промыватель планшетов
Согласно позиции заявителя, заказчиком необоснованно установлены следующие дополнительные характеристики товара:
Готовый к применению раствор конъюгата
Не менee 75 мл
Хромоген
не менee 7 мл
Стоп-реагент
не менee 75 мл
Стабильность рабочего раствора хромоген-субстратной смеси
не менee 6 часов
Субстратный буфер
не менee 75 мл
По мнению заявителя, указанные характеристики являются избыточными, не влияют на результаты исследования и установлены заказчиком с целью допущения к участию в аукционе только продукцию одного производителя.
Также заявитель полагает, что заказчиком в нарушение требований законодательства о контрактной системе и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд указаны дополнительные характеристики товара без надлежащего обоснования использования указанных характеристик.
Кроме тог, заявитель направил в адрес заказчика запрос на разъяснения документации и внесении изменений в техническое задание, в связи с указанием заказчиком технической характеристики товара, которая излишне детализирует описание объекта закупки и ограничивает конкуренцию. Заказчиком изменения не были внесены, что по мнению заявителя, является неправомерным.
Вместе с тем, проанализировав извещение о проведении электронного аукциона, техническое задание, пояснения заказчика относительно спорных характеристик товара, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к следующему выводу.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
В силу пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки, а также в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки.
Согласно подпункту "в" пункта 4 Правил заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции информацию относительно описания товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил формирования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в частности, случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Пунктом 6 Правил формирования КТРУ регламентировано, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, при отсутствии наличия исключений, предусмотренных пунктом 5 Правил КТРУ, заказчик вправе установить дополнительные характеристики (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные), которые в каталоге отсутствуют, обосновав при этом необходимость использования таких дополнительных характеристик.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка реагентов для СПИД-лаборатории. Заказчиком применен КТРУ 21.20.23.110-00008465 "Вирус гепатита С общие антитела ИВД, набор, иммуноферментный анализ (ИФА)". Обязательными характеристика при использовании данного КТРУ являются:
- количество выполняемых тестов - больше или равно 480 (шт).
- назначение - для ручной постановки анализа и/или работы на анализаторах открытого типа.
Изучив техническое задание, Комиссией установлено, что заказчиком использованы также иные дополнительные характеристики необходимого к поставке товара с применением соответствующего обоснования по каждому пункту.
Учитывая, что действующее законодательство не содержит правил, требований к оформлению, содержанию обоснования необходимости использования дополнительной информации при формировании предмета закупки, Комиссия приходит к выводу, что указанное заказчиком обоснование по каждой дополнительной характеристике соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Относительно довода заявителя о том, что заказчиком в техническом задании по параметрам товара субстратный буфер, хромоген, стоп-реагент, готовый к применению раствор конъюгата использованы такие показатели, которые не влияют на результаты исследования и установлены заказчиком с целью допущения к участию в аукционе только продукцию одного производителя, установлены в нарушение требований действующего законодательства.
Действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Проанализировав описание объекта закупки, примененное заказчиком, Комиссией установлено, что техническое задание не содержит указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.
Невозможность поставки товара заявителем, удовлетворяющего требованиям заказчика, не свидетельствует о том, что заказчик, устанавливая указанные характеристики, ограничивает конкуренцию.
Кроме того, согласно пояснениям заказчика, дополнительные характеристики реагентов содержат минимальные и максимальные значения (параметры эквивалентности), которым соответствуют товары не менее чем двух производителей (набор реагентов "ДС-ИФА-HBsAg" (ООО НПО "Диагностические системы", Россия) и набор реагентов "Монолиза-Ag-HBs- УЛЬТРА" (Био-Рад, Франция)).
Все характеристики товаров, включенные в техническое задание, являются для заказчика значимыми и существенными, непосредственно влияют на процесс и результат проводимых анализов.
Требования к минимальным объемам реагентов (в том числе объему конъюгата, субстратного буфера, хромогена, стоп-реагента) установлены Заказчиком, исходя из ежедневного рабочего процесса лаборатории, опыта проведения иммуноферментных исследований по диагностике гепатита С, имеющегося в лаборатории оборудования.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией установлено, что на участие в закупке поданы 3 заявки, которые соответствуют требованиям, указанным заказчиком в извещении.
Каких-либо иных дополнительных доказательств относительно ограничения заказчиком конкуренции при проведении закупки N0311300272422000137 заявителем не представлены.
Учитывая изложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что описание объекта закупки не противоречит статье 33 Закона о контрактной системе, в связи с чем довод жалобы признается необоснованным.
Относительно обязанности заказчика внести изменения в извещение, приложения к извещению о закупке при направлении заявителем запроса на разъяснения положений документации.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Исходя из содержания запроса, направленного заявителем в адрес заказчика, запрос не содержит как такого запроса о разъяснении положений извещения, а содержит позицию заявителя относительно характеристик товара, установленных заказчиком, которые не влияют на результат анализа, ограничивают конкуренцию, нарушают требования действующего законодательства, и содержит просьбу внести изменения в техническую часть описания объекта закупки по характеристикам, которые, по мнению Заявителя, ограничивают конкуренцию.
При этом, Комиссией установлено, что заказчиком 22.11.2022 г. были даны разъяснения по направленному заявителем запросу.
Часть 5 статьи 42 Закона о контрактной системе не содержит требований об обязанности заказчиком внесения изменений в извещение о проведении закупки при направлении участниками запроса о даче разъяснений.
Таким образом, нарушений части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе Комиссией Татарстанского УФАС России не установлено, в связи с чем довод жалобы признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу заявителя ООО "ИМБИАН ТРЕЙД" (вх. 14597/ж от 25.11.2022 г.) на действия заказчика ГАУЗ "Зеленодольская центральная районная больница" при проведении закупки N0311300272422000137 на предмет: "Поставка реагентов для СПИД-лаборатории ГАУЗ Зеленодольская ЦРБ" необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии |
Л.Р. Гиниятуллина |
|
М.А. Тимофеев |
Исп.: Гиниятуллина Лейсан Рустамовна
Тел. (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 2 декабря 2022 г. N 016/06/33-1830/2022 (ключевые темы: характеристика - товар. работа. услуга. - ктру - государственные и муниципальные нужды - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2022