Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
Зам. Председателя Комиссии:
Амировой В.Р. - начальника отдела,
Членов Комиссии:
Гиниятуллиной Л.Р. - главного специалиста-эксперта,
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта,
в присутствии представителей заказчика ГАУЗ "Республиканская клиническая инфекционная больница имени профессора А.Ф. Агафонова" по доверенности - Азизовой Д.Р. (доверенность б/н от 20.10.2022 г.), Мазитовой В.Х. (доверенность б/н от 17.08.2022 г.), Набиуллиной Р.С. (доверенность б/н от 17.08.2022 г.), в присутствии представителей заявителя ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (ООО "УК "ПЖКХ") по доверенности - Шабаевой Е.А. (доверенность N111 от 01.12.2022 г.), Ямалеевой Э.Р. (доверенность N110 от 30.11.2022 г.), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (вх. N14656/ж от 28.11.2022 г.) на действия заказчика ГАУЗ "Республиканская клиническая инфекционная больница имени профессора А.Ф. Агафонова" при проведении закупки N0711200012922000195 на предмет: "Услуги по сбору, транспортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению на полигоне твердых бытовых отходов класса А с объектов ГАУЗ "РКИБ" на период с 01.01.2023 г. по 31.12.2023 г.",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0711200012922000195 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 21.11.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 279 575,00 руб.
Суть жалобы: по мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе, а именно заказчиком указанная закупка неправомерно размещена в виде электронного аукциона.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные и устные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
В ходе рассмотрения жалобы, назначенной на 05.12.2022 г. в 10 час. 30 мин., Комиссией Татарстанского УФАС России объявлен перерыв до 16 час. 30 мин. с целью предоставления заказчиком дополнительной информации в рамках рассмотрения жалобы (все договоры, заключенные заказчиком в 2022 году, на оказание услуг по сбору, транспортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению всех классов медицинских отходов, в том числе, заключенные с региональным оператором).
05.12.2022 г. в 16 час.30 мин. Комиссия продолжила рассмотрение жалобы ООО "УК "ПЖКХ".
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения извещения электронного аукциона, а также представленных заказчиком договоров, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 7 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 1 статьи 9 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчиком 21.11.2022 г. в ЕИС размещено извещение N0711200012922000195 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору, транспортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению на полигоне твердых бытовых отходов класса А с объектов заказчика на период с 01.01.2023 г. по 31.12.2023 г.
Согласно позиции заявителя исходя из предмета закупки заказчик неправомерно проводит закупку в форме электронного аукциона. Учитывая положения пункта 2 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", требования СанПиН 2.1.3684-21 заказчик обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (медицинскими отходами класса А) как с единственным поставщиком именно с региональным оператором по обращению с ТКО.
В соответствии с пояснениями заказчика медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Классификация медицинских отходов и характеристика их морфологического состава представлены в главе X "Требования к обращению с отходами" СанПиН 2.1.3684-21. Санитарное законодательство и законодательство об обращении с отходами имеют разные сферы применения, а наличие единых санитарных правил для ТКО и медицинских отходов класса А не делает их одним видом отходов.
Кроме того, по мнению заказчика, источники образования медицинских отходов и ТКО не совпадают, первые образуются в результате медицинской и фармацевтической деятельности, а вторые в процессе потребления товаров физическими лицами в жилых помещениях, а также аналогичные им отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, проанализировав извещение о проведении электронного аукциона, техническое задание, пояснения заказчика, а также позицию заявителя, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к следующему выводу.
Твердые коммунальные отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N323-ФЗ) медицинские отходы - это все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Согласно пункту 2 статьи 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на классы от "А" до "Г", где класс "А" - это эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам.
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 3 статьи 49 Закона N 323-ФЗ).
Пунктом 157 раздела X СанПиН 2.1.3684-21 (утвержденным постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 и введенным в действие с 01.03.2021 г.) отходы по классу "А" также определены как отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к твердым коммунальным отходам, далее - класс "А"), в том числе: использованные средства личной гигиены и предметы ухода однократного применения больных неинфекционными заболеваниями; канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства; сметы от уборки территории; пищевые отходы центральных пищеблоков, столовых для работников медицинских организаций, а также структурных подразделений организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, кроме подразделений инфекционного, в том числе фтизиатрического профиля.
Согласно пункту 158 раздела X СанПиН 2.1.3684-21 к обращению с медицинскими отходами класса "А" применяются требования санитарных правил, предъявляемые к обращению с твердыми коммунальными отходами.
В свою очередь, твердые коммунальные отходы определяются как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (статья 1 Закона "Об отходах производства и потребления").
С учетом вышеназванных норм медицинские отходы класса "А" могут быть отнесены к твердым коммунальным отходам.
Кроме того, согласно информации Роспотребнадзора от 26.02.2021 г. "Об утилизации медицинских отходов класса А" к обращению с медицинскими отходами класса А применяются требования Санитарных правил, предъявляемые к обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вышеизложенное также подтверждается судебной практикой, а именно Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 8 июня 2022 г. по делу N А08-4995/2021, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 октября 2022 г. N Ф09-5425/22 по делу N А60-31324/2021, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.09.2022 г. N Ф09-4005/22 по делу N А60-19516/2021.
Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком при размещении извещения о проведении электронного аукциона на предмет "услуги по сбору, транспортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению на полигоне твердых бытовых отходов класса А с объектов ГАУЗ "РКИБ" нарушены требования статей 7, 9, а также пункта 3 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (вх. N14656/ж от 28.11.2022 г.) на действия заказчика ГАУЗ "Республиканская клиническая инфекционная больница имени профессора А.Ф. Агафонова" при проведении закупки N0711200012922000195 на предмет: "Услуги по сбору, транспортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению на полигоне твердых бытовых отходов класса А с объектов ГАУЗ "РКИБ" на период с 01.01.2023 г. по 31.12.2023 г." обоснованной.
2. Признать заказчика ГАУЗ "Республиканская клиническая инфекционная больница имени профессора А.Ф. Агафонова" нарушившим требования статей 7, 9, пункта 3 части 1 статьи 41 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. Председателя Комиссии |
В.Р. Амирова |
Члены Комиссии |
Л.Р. Гиниятуллина |
|
М.А. Тимофеев |
Исп.: Гиниятуллина Лейсан Рустамовна
Тел. (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 5 декабря 2022 г. N 016/06/7-1838/2022 (ключевые темы: медицинские отходы - твердые коммунальные отходы - жилой дом - государственные и муниципальные нужды - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2022