Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Меркулова Н.С.- руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие индивидуального предпринимателя Блиновой Н.А., в присутствии представителя государственного заказчика Службы записи актов гражданского состояния Астраханской области Меретиной Е.В. (доверенность от 05.12.2022 N137), в отсутствие представителей уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок", рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Блиновой Н.А. на действия государственного заказчика Службы записи актов гражданского состояния Астраханской области и уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений органов ЗАГС Астраханской области и территорий, прилегающих к зданиям органов ЗАГС Астраханской области (номер извещения: 0825500000722005158), на основании ст.99, 105,106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 30.11.2022 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Блиновой Н.А. (далее также - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика Службы записи актов гражданского состояния Астраханской области и уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений органов ЗАГС Астраханской области и территорий, прилегающих к зданиям органов ЗАГС Астраханской области (номер извещения: 0825500000722005158) (далее - электронный аукцион).
В своей жалобе заявитель указал, что извещение об электронном аукционе составлено с нарушениями Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Изучив материалы жалобы, извещение об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Астраханского УФАС России установила следующее.
22.11.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Как следует из указанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 4 888 648,35 руб.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
На основании п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим
Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пп. н п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Указанные дополнительные требования установлены постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - дополнительные требования, утвержденные постановлением Правительства РФ N 2571).
В п. 36 раздела VI. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере здравоохранения, образования, науки, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям приложения к Постановлению Правительства N 2571 указано наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки: "Услуги по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий"; дополнительные требования к участникам закупки: "наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий. Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)"; информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: "1) исполненный договор; 2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг".
Согласно п. п. "а" п. 3 Постановления Правительства N 2571 позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Согласно положениям извещения о проведении электронного аукциона Заказчиком не установлены дополнительные требования согласно Постановлению Правительства N 2571.
Представитель Заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы, пояснил, что объекты, подлежащие уборке, указанные в извещении об осуществлении закупки, не используются для осуществления деятельности в сфере здравоохранения, образования, науки. Таким образом, установление дополнительных требований в соответствии с пунктом 36 Постановления N 2571 по такой закупке не требуется.
С данными возражениями нельзя согласиться, поскольку вид или сфера деятельности заказчика не образует условия применения дополнительных требований к участникам закупки. Наименования разделов Приложения к Постановлению N 2571 сформированы в отношении сферы закупки (сферы закупаемых товаров, работ, услуг) и не предусматривают соотнесения с видами или сферами деятельности заказчика (аналогичная позиция изложена в п. 6.1 письма Минфина России N 24-01-09/10138 от 14.02.2022).
Поскольку предметом закупки является оказание услуг по комплексной уборке, предусмотренных п. 36 Приложения к Постановлению Правительства N 2571 и цена контракта превышает 1 млн рублей, заказчик обязан в извещении о проведении электронного аукциона указать дополнительные требования к участникам закупки согласно Постановлению Правительства N 2571.
В связи с чем, в данных действиях заказчика и уполномоченного органа выявлены нарушении ч. 4, 5 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика и уполномоченного органа содержатся признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе принимает решение о необходимости выдачи заказчику и уполномоченному органу обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Блиновой Н.А. на действия государственного заказчика Службы записи актов гражданского состояния Астраханской области и уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений органов ЗАГС Астраханской области и территорий, прилегающих к зданиям органов ЗАГС Астраханской области (номер извещения: 0825500000722005158) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика Службу записи актов гражданского состояния Астраханской области и уполномоченный орган ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" нарушившими ч. 4, 5 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений органов ЗАГС Астраханской области и территорий, прилегающих к зданиям органов ЗАГС Астраханской области (номер извещения: 0825500000722005158).
3. Выдать государственному заказчику Службе записи актов гражданского состояния Астраханской области и уполномоченному органу ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по уборке помещений органов ЗАГС Астраханской области и территорий, прилегающих к зданиям органов ЗАГС Астраханской области (номер извещения: 0825500000722005158).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 5 декабря 2022 г. N 030/06/31-1315/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2022