Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя ООО "Астрол-ДСК" Карповой А.С. (доверенность от 28.11.2022 N2), в присутствии представителей государственного заказчика ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" Гариной Е.Г. (доверенность от 16.02.2022 N3), Разиновой Т.Ю. (доверенность от 16.02.2022 N4), рассмотрев жалобу ООО "Астрол-ДСК" на действия государственного заказчика ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по замене светильников с натриевыми лампами на светодиодные светильники на участках сетей наружного освещения автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Астраханской области (реестровый номер: 0825500000622000105), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 28.11.2022 поступила жалоба ООО "Астрол-ДСК" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по замене светильников с натриевыми лампами на светодиодные светильники на участках сетей наружного освещения автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Астраханской области (реестровый номер: 0825500000622000105) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Уведомлением от 28.11.2022 N04/7285 рассмотрение жалобы было назначено на 01.12.2022 на 10 час.00 мин.
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 11 час. 30 мин. 02.11.2022.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
19.11.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что Заказчиком нарушена часть 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, а именно в установленный законом срок не размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Комиссия считает данный довод обоснованным по следующим основаниям.
Частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Как следует из жалобы Заявителя, ООО "Астрол-ДСК" 23.11.2022 направлен Заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона.
Данный факт был подтвержден представителями Заказчика.
Таким образом, последним днем для размещения разъяснений положений извещения об осуществлении закупки на официальном сайте является 25.11.2022.
Однако Заказчик в нарушение части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе разместил разъяснения положений извещения об осуществлении закупки на официальном сайте только 28.11.2022.
Данные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.30 КоАП РФ.
Довод жалобы является обоснованным.
Кроме того, Заявитель считает, что Заказчик неверно установил код ОКПД 2 42.22.22.140 "Работы по ремонту местных линий электропередачи", поскольку данный код не соответствует наименованию объекта закупки.
В соответствии с Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N14-ст ОКПД 2 является Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.
Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 18.04.2016 NД28и-1033 Заказчик вправе самостоятельно определять код ОКПД2, максимально объективно описывающий объект закупки.
Заказчиком был выбран код ОКПД2 42.22.22.140 "Работы по ремонту местных линий электропередачи".
Вместе с тем, Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что выбор Заказчиком указанного кода ОКПД2 создает одним участникам закупки преимущества перед другими участниками, либо является непреодолимым для потенциальных участников закупки препятствием в подаче заявки, а также каким-либо иным образом необоснованно влечет за собой ограничение количества участников.
Таким образом, довод заявителя признан необоснованным.
Кроме того, в жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в не установлении Заказчиком в извещении о проведении закупки ограничений, предусмотренных с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N616).
Комиссия считает данный довод необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Комиссией установлено, файл "Описание объекта закупки" к Извещению содержит указание на необходимость выполнить работы по замене светильников с натриевыми лампами на светодиодные светильники на участках сетей наружного освещения автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Астраханской области.
Светильники светодиодные включены в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - Реестр), установленный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 (КОД ОКПО 27.40.39)
Согласно п. 1 Постановления Правительства N 616 необходимо установить запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.
Однако, как следует из положений Извещения, объектом Закупки является право заключения контракта, предметом которого является выполнение работ по замене светильников с натриевыми лампами на светодиодные светильники на участках сетей наружного освещения автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Астраханской области, а не поставка товара.
Более того, согласно п.п.п. "к" подп.4 пункта 6 раздела IV Приказа Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 N402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог" в состав именно работ по содержанию автомобильных дорог входят и замена вышедших из строя ламп и светильников.
При этом из проекта государственного контракта или иных документов, размещенных Заказчиком одновременно с Извещением, не следует, что товар является поставляемым.
Таким образом, из приведенных положений Извещения для проведения рассматриваемого аукциона следует, что в рамках данной Закупки предполагается не поставка каких-либо товаров Заказчику, а выполнение работ.
Следовательно, при проведении рассматриваемого аукциона не подлежат применению запреты, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N616, поскольку соответствующие нормативные положения применяются при осуществлении закупок исключительно товаров и не регулируют закупки работ, услуг, в том числе тех, при выполнении, оказании которых используются товары.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявителем в составе жалобы не представлено доказательств, однозначно подтверждающих ее обоснованность, Комиссия приходит к выводу, что жалоба Заявителя в указанной части является необоснованной.
Также согласно жалобе Заявителя в техническом задании указаны ссылки на несуществующий ГОСТ Р 543350-2015, а также на утративший силу СП 52.13330.2011.
Описание объекта закупки, включающее в себя Техническое задание, действительно содержит ссылки на указанные ГОСТ Р 543350-2015 и СП 52.13330.2011.
Однако согласно файлу "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению", размещенному вместе с Извещением, при пользовании перечнем нормативной документации, указанной в Техническом задании целесообразно проверить действие стандартов в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя за текущий год. Если стандарт замен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом.
Таким образом, нарушения законодательства о контрактной системе отсутствуют. Доказательства обратного Заявитель не предоставил.
Согласно жалобе Заявителя в пункте 4.3 Технического задания указан диапазон рабочей температуры: от -60 до + 60. Диапазон рабочей температуры регламентируется ГОСТом 15150-69, в котором отсутствует диапазон от -60 до + 60. Указанное Заявитель считает нарушением законодательства о контрактной системе.
Однако ГОСТ 15150-69 содержит диапазоны рабочей, включающие в себя значения, указанные Заказчиком.
Кроме того, указание Заказчиком диапазонов рабочей температуры не препятствует подаче заявки, что подтверждается фактом подачи трех заявок на участие в закупке.
При этом Заявитель доказательств, обосновывающих свои доводы, не предоставил.
Таким образом, указанный довод жалобы является необоснованным.
Согласно жалобе Заказчиком указана противоречивая информация о сроках выполнения работ: в извещении - 31.12.2022, в проекте контракта - до 25.12.2022.
Комиссия считает указанный довод жалобы не обоснованным по следующим основаниям.
В п. 3.1 проекта контракта указано, что срок завершения работ 25.12.2022.
При этом в извещении дата 31.12.2022 указана не в качестве даты завершения работ, а в качестве даты окончания срока исполнения контракта.
Срок действия контракта и срок окончания выполнения работ подрядчиком в данном случае не совпадают, на что указывает также п. 4.1 проекта контракта, согласно которому контракт вступает в силу со дня его заключения и действует до "31" декабря 2022 года.
Таким образом, противоречия в извещении и проекте контракта Комиссией не установлены.
Учитывая, что допущенные Заказчиком нарушения части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе не повлияли на подачу заявок, а также на определение победителя аукциона, Комиссия не находит оснований для выдачи Заказчику предписания.
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Астрол-ДСК" на действия государственного заказчика ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по замене светильников с натриевыми лампами на светодиодные светильники на участках сетей наружного освещения автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Астраханской области (реестровый номер: 0825500000622000105) обоснованной в части нарушения заказчиком части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Признать государственного заказчика ГКУ АО "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" нарушившим части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по замене светильников с натриевыми лампами на светодиодные светильники на участках сетей наружного освещения автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Астраханской области (реестровый номер: 0825500000622000105).
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Астраханского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: Е.М. Балтыкова
И.В. Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 2 декабря 2022 г. N 030/06/42-1310/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2022