Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
в присутствии начальника Харабалинского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" Ильина Александра Борисовича, и в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Спектр" Жирковой Анны Петровны (доверенность Nб/н от 20.11.2022), рассмотрев заявление Харабалинского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" (416010, Астраханская область, г. Харабали, ул. С. Перовской, 103; ИНН: 3015043348) о внесении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Спектр" (192076, г. Санкт-Петербург, пр-кт Рыбацкий, д. 27, литер А, пом. 8-Н/201; ИНН 7811749315) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила N1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 28.11.2022 года поступило заявление Харабалинского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области" (далее - Харабалинский филиал ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз", Заказчик) о включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Спектр" (далее также - Поставщик, Общество, ООО "Спектр") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N0325100002822000001 на поставку погружных насосов (ИКЗ 221301504334830100200100110012813244) (реестровый номер 1301504334822000030) (номер извещения 0325100002822000001) (далее - Контракт).
Рассмотрение указанного заявления назначено Управлением на 02.12.2022 года в 11 часов 00 минут местного времени контролирующего органа по адресу: г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, каб. 505.
Начальник Харабалинского филиала ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" принял участие в рассмотрении заявления посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Представитель Общества также приняла участие в рассмотрении заявления посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
10.03.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку погружных насосов (номер извещения 0325100002822000001) (далее - аукцион).
По результатам конкурса победителем было признано ООО "Спектр" (Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.03.2022 NИЭА1).
04.04.2022 года между Заказчиком и Поставщиком был заключен Контракт, по условиям которого Поставщик принимает на себя обязательства поставить погружные насосы: Электронасосы ОЭНП 0,7-4,2 на салазках в количестве 4 шт. (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить данный товар в установленные настоящим Контрактом сроки.
В силу пункта 1.2 Контракта наименование, количество и иные характеристики поставляемого товара указаны в спецификации (приложение N 1 к Контракту) и Техническом задании (Приложение N 2 к настоящему Контракту), являющихся неотъемлемой частью Контракта.
Цена контракта составляет 6 180 475,76 рублей, в том числе НДС (20 %) - 1 030 079,29 рублей.
Согласно пункту 3.1 Контракта Поставщик самостоятельно доставляет товар Заказчику по адресу местонахождения Заказчика: 416010, Астраханская область, г. Харабали, ул. Софьи Перовской, 103 (далее - место доставки). Отдельные этапы исполнения контракта не предусмотрены. Поставка товара осуществляется одним этапом в течение 100 (сто) календарных дней, следующих за датой заключения настоящего Контракта, по адресу Заказчика, в объеме, согласно условий настоящего Контракта.
В силу пункта 4.1.1 Контракта Поставщик обязан поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией.
В соответствии с пунктом 4.4.1 Контракта Заказчик вправе требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств по Контракту.
Согласно решению об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.11.2022 (далее - Решение) Заказчик решил расторгнуть Контракт в связи с нарушением Обществом срока поставки Товара.
Как следует из Решения, в адрес Харабалинского филиала ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" Обществом было направлено письмо с просьбой об увеличении сроков поставки товара до 220 дней со дня подписания контракта по причине того, что из-за ограничений, введенных странами ЕС, сроки поставки комплектующих электродвигателей значительно увеличились.
В ответ на претензию N143 от 14.07.2022 о необходимости в установленный Контрактом срок выполнить поставку товара, Харабалинским филиалом ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" получено письмо, в котором ООО "Спектр" сообщило о направлении заявления в торгово-промышленную палату на получение сертификата о подтверждении форс-мажора в связи с запретом на экспорт ряда промышленных товаров, введенным Евросоюзом.
01.08.2022 Заказчиком получено письмо ООО "Спектр" N59, в котором указано об отказе торгово-промышленной палатой о выдаче документов, подтверждающие форс-мажорные обстоятельства. Также ООО "Спектр" в своем письме сообщает о планируемых сроках поставки товара: 1 агрегат - 10 октября 2022 г., 2-4 агрегаты - 30 октября 2022 г.
14.10.2022 Харабалинский филиал ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" направил ООО "Спектр" претензию N206 о повторном неисполнении обязательств по контракту в части поставки товара (не поставлен агрегат до 10 октября 2022 г.).
По состоянию на 03.11.2022 Поставщиком не поставлен товар.
Согласно письменным пояснениям ООО "Спектр" Общество приступило к исполнению взятых на себя обязательств, указанных в Контракте.
ООО "Спектр" письмом N 21 от 28.03.2022 обратилось в адрес ООО "ПО Никольское" для запроса коммерческого предложения на поставку электродвигателей погружных.
На что ООО "ПО Никольское" письмом N 26/ЭД от 13.06.2022 проинформировало Поставщика о том, что не сможет произвести отгрузку в оговоренные сроки по причине введения санкций в отношении российский предприятий, ООО "ПО Никольское" прорабатывает иные способы доставки продукции через третьи страны и сообщит сроки поставки, как только получит подтверждение от иностранного поставщика.
Общество письмом N26 от 15.06.2022 повторно обратилось к ООО "ПО Никольское" с просьбой сообщить на какой срок сдвигается поставка в целях своевременного и полного исполнения Обществом Контракта.
ООО "ПО Никольское" письмом N29/ЭД от 28.06.2022 сообщило, что отгрузка ожидается 20.09.2022 в количестве 1 шт., и 11.10.2022 в количестве 3 шт. Более ранние сроки поставки невозможны.
Письмом N35 от 08.07.2022 Поставщик обратился в Торгово-промышленную палату с просьбой выдать сертификат о форс-мажорных обстоятельствах, в связи с тем, что странами ЕС введены ограничения на поставку ряда товаров, в том числе на электродвигатели в погружном исполнении.
Как следует из письма Общества N59 от 01.08.2022 Заказчику, на данный запрос ООО "Спектр" получило отказ.
В соответствии с пояснениями ООО "Спектр" Поставщик не мог предусмотреть наступления данных обстоятельств. В связи с экономической ситуацией, а именно введением санкций в отношении Российской Федерации, ограничения Европейскими поставщиками поставок в Россию материалов, не имеющих аналогов в России, перехода на предоплатную систему поставок, отсутствия транспортных сообщений, компании столкнулись с проблемой импорта готовой продукции, сырья и материалов.
Общество понимая, что не может исполнить Контракт в указанный срок, сообщало в адрес Заказчика, что приступило к самостоятельному изготовлению необходимых двигателей.
По мнению Поставщика ООО "СПЕКТР" приняло все меры для исполнения Контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 12.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4.4.6 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик 14.11.2022 года принял Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, опубликованным на сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru, Решение было сформировано Заказчиком, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика и размещено в Единой информационной системе 14.11.2022.
С учетом того, что датой надлежащего уведомления Поставщика о Решении является 14.11.2022, Решение вступило в силу 25.11.2022.
На момент вступления Решения в силу Поставщиком его обязательства по Контракту не исполнены.
Проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения заключенного и исполняемого контракта (поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи), Комиссия Астраханского УФАС России пришла к следующим выводам.
В гражданских правоотношениях с "публичным элементом" не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует учитывать различия в предметах исследования и оценки обстоятельств неисполнения условий контракта в гражданско-правовом споре и в деле о рассмотрении оснований для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Между сторонами фактически имеется гражданско-правовой спор относительно исполнения ООО "Спектр" обязательств по контракту N0325100002822000001 на поставку погружных насосов (ИКЗ 221301504334830100200100110012813244) (реестровый номер 1301504334822000030).
Разрешение данной ситуации (правомерности / неправомерности действий сторон) находится вне плоскости полномочий антимонопольного органа.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО "Спектр" недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия ООО "Спектр" свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего и о наличии у Общества умысла на нарушение условий Контракта.
Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 рассматриваемой статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действия на фактическое исполнение контракта.
Доказательства же совершения ООО "Спектр" умышленных действий (бездействия), направленных на уклонение от исполнения контракта N0325100002822000001 на поставку погружных насосов (ИКЗ 221301504334830100200100110012813244) (реестровый номер 1301504334822000030), недобросовестного его поведения, отсутствуют.
Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Спектр", Заказчиком не представлено.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений фактов и доказательств основания для включения сведений об ООО "Спектр" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении заявления Харабалинского филиала ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" о внесении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Спектр" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2. Нарушения Харабалинским филиалом ФГБУ "Управление "Астраханмелиоводхоз" требований Закона о контрактной системе при расторжении контракта N0325100002822000001 на поставку погружных насосов (ИКЗ 221301504334830100200100110012813244) (реестровый номер 1301504334822000030) и направлении в Астраханское УФАС России обращения о включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Спектр" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
3. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Потылицын П.Л.
Члены комиссии Балтыкова Е.М.
Крупина Е.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 2 декабря 2022 г. N РНП-30-147-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2022