Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя Заявителя - ООО "МД-Консалтинг", надлежащим образом уведомленного, в присутствии представителей государственного заказчика Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" - Разиновой Т.Ю. (действующая по доверенности N4 от 16.02.2022 года), Гариной Е.Г. (действующая по доверенности N3 от 16.02.2022 года), надлежащим образом уведомленных, рассмотрев жалобу ООО "МД-Консалтинг" на действия государственного заказчика Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по содержанию и эксплуатации паромной переправы "ВК СРЗ", расположенной на автомобильной дороге общего пользования регионального значения в Камызякском районе Астраханской области (Лот 2) (реестровый N 0825500000622000112), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 02.12.2022 поступила жалоба ООО "МД-Консалтинг" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" ( далее также - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по содержанию и эксплуатации паромной переправы "ВК СРЗ", расположенной на автомобильной дороге общего пользования регионального значения в Камызякском районе Астраханской области (Лот 2) (реестровый N 0825500000622000112) (далее - электронный аукцион).
Податель жалобы полагает, что извещение Заказчика составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено на 08.12.2022 года в 10 часов 00 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47, каб.402.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
24.11.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона (далее также - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 24 441 110,06 рублей.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком неправомерно установление требование к участникам закупки о предоставлении копии действующей лицензии (выписки из реестра лицензий) на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров и копии действующей лицензии (выписки из реестра лицензий) на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает такие единые требования к участникам закупки как: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
В силу подпункта "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки должно содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Заказчиком в подпункте "н" пункта 1.1 "Требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению" установлено, что документом, подтверждающим соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ является:
1.Лицензия (или выписка из реестра лицензий) на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров.
- деятельность по перевозкам пассажиров включает следующие работы:
перевозки внутренним водным транспортом, в том числе с использованием маломерных судов, пассажиров (физических лиц, заключивших договор перевозки пассажира, или физических лиц, в целях перевозки которых заключен договор фрахтования судна).
2. Лицензия (или выписка из реестра лицензий) на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов.
- погрузочно-разгрузочная деятельность включает следующие работы:
работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу (за исключением операций по бункеровке, паузке судна, а также разгрузке судна в аварийной ситуации) (далее - работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте).
В силу пунктов 20 и 21 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров и деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов подлежат лицензированию.
Отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации регулируются Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ определены основные понятия, использующиеся в целях данного Кодекса, в том числе: судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода; перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения; пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования судна.
В соответствии со статьей 96 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ и пунктом 13 приказа Минтранса России от 05.05.2012 N 140 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте" маршруты перевозок пассажиров в зависимости от условий перевозок, их продолжительности, протяженности маршрутов перевозок пассажиров и качества предоставляемых пассажирам услуг подразделяются на виды, в том числе транспортные - транзитные, местные, пригородные, внутригородские маршруты перевозок пассажиров и переправы.
Согласно пункту 14 приказа Минтранса России от 05.05.2012 N 140 переправы предназначены для транспортных связей двух противоположных берегов внутренних водных путей в местах их пересечения с автомобильными и железными дорогами, а также в населенных пунктах, расположенных на противоположных берегах внутренних водных путей.
Таким образом, из системного анализа вышеуказанных норм законодательства следует, что деятельность по перевозке опасных грузов и пассажиров посредством паромной переправы является разновидностью перевозок внутренним водным транспортом и подлежит лицензированию в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99- ФЗ.
Кроме того, как следует из пункта 1.4 проекта государственного контракта, провоз транспортных средств через паромные переправы и наплавные мосты осуществляется по тарифам, согласованным распоряжением министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области от 27.12.2010 N910.
Также в указанном пункте проекта государственного контракта содержится положение, согласно которому стороны договорились, что право бесплатного провоза имеют участники и инвалиды Великой Отечественной войны, управляющие легковым автомобилем, инвалиды, управляющие специально оборудованными для использования инвалидами легковым автомобилем или легковым автомобилем с мощностью двигателя до 100 лошадиных (до 73,55 кВт) включительно, полученным (приобретенным) через органы и организации Социального обслуживания в порядке, установленном Законодательством Российской Федерации.
То есть вышеуказанными условиями фактически предусмотрены конкретные категории граждан - пассажиры.
Таким образом, выполнение работ по проекту государственного контракта предполагает осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, которая подлежит лицензированию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в связи с чем, довод Заявителя является необоснованным.
На основании вышеизложенного, в соответствии с ч.8 ст.106, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" на действия государственного заказчика Государственного казенного учреждения Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по содержанию и эксплуатации паромной переправы "ВК СРЗ", расположенной на автомобильной дороге общего пользования регионального значения в Камызякском районе Астраханской области (Лот 2) (реестровый N 0825500000622000112) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 8 декабря 2022 г. N 030/06/31-1331/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2022