Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<___..>
<___..>
<___..>
<___..>
<___..>
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи направленное Заказчиком - Муниципальное казенное учреждение "Салехардская дирекция единого заказчика" по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 173/22Б от 15.08.2022 на установку теннисного корта, цена контракта - 4 205 994,70 рублей, (извещение N 0190300002122000307), с ООО "ПУЛЬСАР" (далее - Подрядчик),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик представил пояснение касающиеся Решению об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 173/22Б от 15.08.2022 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта).
15 августа 2022 года между муниципальным казенным учреждением "Салехардская дирекция единого заказчика" (далее по тексту - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Пульсар" заключен муниципальный контракт N 173/22Б "Установка теннисного корта" (далее по тексту - Контракт).
Согласно п. 1.1. Контракта Подрядчик принимает на себя обязательство на установку теннисного корта в соответствии со сметными расчетами стоимости работ (далее по тексту - Работы).
Разделом 3 Контракта определено окончание выполнения Работ - по 30 сентября 2022 года, а за неисполнение Подрядчиком указанного раздела предусмотрена ответственность, указанная в Контракте.
В соответствии с п. 9.1. Контракта Подрядчик гарантирует качественное выполнение всех Работ в полном объеме и в сроки, определенные условиями настоящего Контракта и действующими нормами Российской Федерации.
Техническим заданием к Контракту определено следующее:
1. До выполнения демонтажных и строительных работ и работ по сборке и установке оборудования, Подрядчик обязан представить Заказчику:
- документы, подтверждающие соответствие оборудования требованиям Технического задания и заключенного Контракта (сертификаты на материалы, либо сертификаты безопасности на изделие в целом, паспорта на изделие и т.д.) для согласования,
- для визуального осмотра комплектующие части оборудования и получить письменное разрешение Заказчика на сборку и установку оборудования на объекте,
- приказ о назначении лица ответственного за производство работ на объекте,
- график производства работ для согласования
- общий и специальный журналы работ.
2. Перед началом производства земляных работ, необходимо получить в Департаменте архитектуры и строительства города, ордер на производство земляных работ и согласовать его со всеми заинтересованными организациями и службами, после чего, предоставить Заказчику копию ордера.
До настоящего времени от Подрядчика поступил только приказ о назначении ответственных по Контракту.
Иная информация от Подрядчика не поступила.
Пунктом 8.1.3. Контракта определено, что Подрядчик обязан в счет стоимости, предусмотренной п. 2.1. Контракта, качественно выполнять Работы в объемах и сроки, предусмотренные техническим заданием (Приложение N2) и настоящим Контрактом, в соответствии с действующими на момент выполнения Работ нормативными документами.
Согласно п. 8.1.8. Контракта Подрядчик в соответствии с условиями Контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также к установленному Контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты выполнения Работ (поставки товара, оказания услуг), предусмотренные Контрактом, результаты отдельного этапа исполнения Контракта.
В период с начала заключения Контракта и по настоящее время Подрядчиком в полном объеме не исполнены взятые на себя обязательства, а также не сообщены причины невыполнения Работ.
В соответствии с п. 11.5 Контракта при неисполнении обязательств по Контракту Заказчик вправе принять решение об одностороннем расторжении Контракта согласно статье 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, сообщаю о том, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через 10 (десять) дней с даты надлежащего уведомления Поставщика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 29.11.2022 NАД/4295, представил пояснение.
22.08.2022 Подрядчик направил Заказчику по средствам электронной связи письмо исх. N38 "О направлении приказа по ООО "Пульсар" о назначении ответственных лиц за производство работ", что подтверждается скриншотом. В наш адрес не поступил ответ с входящим номером.
Согласно п. 6.1 Муниципального контракта при производстве и приемке Работ по Контракту Подрядчик и Заказчик руководствуются техническим заданием (Приложение N 2).
Разделом "Порядок выполнения работ" Технического задания, а именно п. 3 установлено, что "Приступить к выполнению работ на объекте, Подрядчик сможет только после подписания акта приема-передачи объекта для производства работ".
По факту акт приема-передачи Заказчик предоставил 27.09.2022 г., без сопроводительного письма, в получении стоит дата и подпись представителя Подрядчика в двух экземплярах. Данный акт нами был получен только после направления 26.09.2022 г. Подрядчиком в адрес Заказчика письма о расторжении муниципального контракта по соглашению сторон.
График производства работ Подрядчик должен был предоставить после получения акта приема-передачи объекта, отталкиваясь от даты подписания данного документа.
26.09.2022 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. N48 о расторжении муниципального контракта по соглашению сторон.
20.10.2022 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. N53 о расторжении муниципального контракта по соглашению сторон;
20.10.2022 было получено письмо от Заказчика исх. N171-1211/01- 08/1007 о расторжении муниципального контракта в одностороннем порядке.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.11.3.Контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
07.11.2022 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.11.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 21.11.2022.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
ООО " ПУЛЬСАР ", подав заявку на участие в закупке, согласилось с условиями документации о закупки и проектом контракта, заключило Контракт, следовательно, взяло на себя определенные обязательства, которые должно исполнять надлежащим образом и в соответствии с условиями Контракта.
Таким образом, при принятии решения об участии в электронном аукционе участник должен осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при неисполнении им обязательств по контракту, в случае признания его победителем.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что в период с начала заключения Контракта и по настоящее время Подрядчиком в полном объеме не исполнены взятые на себя обязательства, а также не сообщены причины невыполнения работ.
Проанализировав представленную Заказчиком информацию, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО "ПУЛЬСАР" следует, что в качестве основного вида деятельности Общества указан код ОКВЭД - 41.20 "Строительство жилых и нежилых зданий".
Таким образом, подрядчик, будучи профессиональным субъектом на рынке выполнения строительных работ, должен был предусмотреть все возможные неблагоприятные последствия, связанные с невозможностью исполнения принятых на себя обязательств.
Согласно части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2023, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Доказательств возникновения у Подрядчика каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии контрольного органа не представлено.
Заказчик неоднократно сообщал Подрядчику последовательность выполнения контракта, что подтверждается письмами от 26.09.2022 г. N 171-1311/01-08/927, от 30.09.2022 г. N171-1311/01-08/940, от 20.10.2022 г. N 171-1311/01-08/1007.
Подрядчик данную последовательность игнорировал, предоставив лишь Приказ о назначении ответственного лица за производство работ.
13.09.2022 г. Подрядчик просит согласовать изменения проектных решений в части укладки асфальтовой смеси заменить на устройство фундаментной плиты.
Заказчик согласовал замену без изменения цены.
Вместе с тем, указанная замена материала также не позволила добиться достижения результата по муниципальному контракту.
Подрядчик на дату расторжения Контракта 21.11.2022 г. к исполнению Контракта не преступил.
Согласно п.1.5 Контракта Существенными условиями Контракта для Сторон является: цена, сроки, объем работ.
В связи с ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств по Контракту, нарушением Подрядчиком сроков исполнения своих обязательств по Контракту, нарушением Подрядчиком существенных условий Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 173/22Б от 15.08.2022 (далее - Решение).
Какие-либо доказательства, подтверждающие, что заказчик своими действиями препятствовал подрядчику в материалы дела не представлено.
Действия Подрядчика, выразившиеся в неисполнении в полном объеме условий контракта, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В соответствии с пп. "б" п. 13 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Поставщиком, материалами дела установлен.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения об Исполнителе, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения об ООО "ПУЛЬСАР" (ИНН: 6633028237), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Кукееве Адилбеке Жазитовиче (ИНН: 665501967804), представленные Заказчиком - Муниципальное казенное учреждение "Салехардская дирекция единого заказчика" по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 173/22Б от 15.08.2022 на установку теннисного корта, цена контракта - 4 205 994,70 рублей, (извещение N 0190300002122000307), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "ПУЛЬСАР", сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Кукееве Адилбеке Жазитовиче в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 30 ноября 2022 г. N 089/06/104-1028/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2022