Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
рассмотрев направленное Заказчиком - Муниципальное учреждение "Управление капитального строительства и капитального ремонта" (ИНН 8903027978), обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 0190200000322004054 от 12.05.2022 на поставку и монтаж служебно-пассажирского павильона для обслуживания пассажиров на вертолетной площадке, цена контракта - 13 762 744,39 рублей, (извещение N 0190200000322004054), с ИП Змановская Мария Сергеевна (ИНН 890700651906) (далее - Поставщик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены документы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения муниципального контракта N 0190200000322004054 от 12 мая 2022 г., (исх. от 11.11.2022), (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует:
12.05.2022 между Муниципальным учреждением "Управление капитального строительства и капитального ремонта", именуемым в дальнейшем "Заказчик", и Индивидуальным предпринимателем Змановской Марией Сергеевной, именуемой в дальнейшем "Поставщик", заключен муниципальный контракт N 0190200000322004054 на осуществление поставки и монтажа служебно-пассажирского павильона для обслуживания пассажиров на вертолетной площадке (далее - контракт), со сроком выполнения работ - с момента заключения контракта до 30 сентября 2022 г.
Согласно п. 1.1 контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом осуществить поставку и монтаж служебно-пассажирского павильона для обслуживания пассажиров на вертолетной площадке (далее по тексту - Товар) и надлежащим образом оказать услуги по монтажу Товара в соответствии со Спецификацией, которая является неотъемлемой частью Контракта (Приложение N1 к контракту) (далее по тексту - Услуги). Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом принять и оплатить поставленный Товар и надлежащим образом оказанные Услуги.
Место поставки Товара и оказания Услуг: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, село Ныда (п. 6.1 контракта).
В соответствии с п. 5.1 контракта Поставщик обязуется выполнить принятые на себя обязательства по Контракту в следующие сроки: с момента заключения контракта до 30 сентября 2022 г.
Пунктом 3.2.5 контракта предусмотрена обязанность Поставщика своевременно и надлежащим образом исполнять обязательства в соответствие с условиями Контракта.
Согласно п. 3.2.21 контракта Поставщик полностью понимает и осознает характер и объемы принимаемых на себя обязательств и полностью удовлетворен условиями, при которых будет происходить выполнение Услуг, в том числе: местом поставки Товара, климатическими, условиями, средствами доступа, условиями доставки рабочей силы, материалов, изделий, конструкций и оборудования, строительной техники, мерами безопасности, правилами пожарной безопасности и охраны труда, требованиями техники безопасности, охраны окружающей среды и антитеррора, требованиями миграционного контроля и таможенного оформления, а также другими обстоятельствами, которые каким-либо образом влияют (либо могут повлиять) на оказание Услуг и принимает па себя все расходы, риски и трудности, связанные с выполнением обязательств.
В нарушение условий контракта, к выполнению своих обязательств на осуществление поставки и монтаж служебно-пассажирского павильона для обслуживания пассажиров на вертолетной площадке, место поставки товара и оказания услуг: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, село Ныда, Поставщик - Индивидуальный предприниматель Змановская Мария Сергеевна не приступал, обязательства по контракту не исполнены.
В соответствии с п. 10.3. контракта основанием для одностороннего расторжения контракта, в том числе является: нарушение Поставщиком сроков поставки Товара, срокои оказания Услуг.
Комиссией выявлено, что обязательства, предусмотренные условиями контракта, Поставщик не исполнил должным образом, тем самым нарушил п.п. 1.1, 3.2.5.
В соответствии с пунктами 10.1, 10.2, 10.3 контракта, на основании ст.ст. 450.1, 708, 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 8, 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поставщик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 28.11.2022 NАД/4270, представил объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
12.05.2022 стороны заключили муниципальный контракт N 0190200000322004054 на поставку и монтаж служебно-пассажирского павильона для обслуживания пассажиров на вертолетной площадке (далее - Товар).
01.06.2022 от Заказчика было получено письмо исх. N 89-174/1901-08/2455 о направлении Акта приема-передачи земельного участка.
06.06.2022 (исх. N 16) Поставщиком был направлен в адрес Заказчика проект паспорта Товара с просьбой согласовать график исполнения Контракта, а также цветовые решения отделки фасадов, так как согласно пункту 3.2.2 Контракта оказывать услуги Поставщик начинает только после получения от Заказчика письменного согласования общих данных Товара.
Согласно письму от 22.06.2022 исх.N 89-174/1901-08/2837 предлагаемые цветовые решения и направленный график исполнения Контракта Заказчиком Согласованы не были.
В письме от 23.08.2022 исх. N 89-174/1901-08/3903 Заказчиком предложено отразить также в паспорте на Товар ряд дополнительных его характеристик и направить их на согласование.
В связи с задержкой согласования общих данных Товара поставить его в установленные сроки согласно условиям Контракта, оказалось невозможным, так как в связи завершением летнего судоходства возникли затруднения у транспортных компаний с перевозками.
13.10.2022 исх. N 59 Поставщиком было направлено письмо Заказчику с предложением в октябре 2022 г. провести благоустройство территории, подготовить участок и сделать основание из плит ПНД в количестве 42 штук, что даст возможность по зимней дороге доставить модульные конструкции, а также весь необходимый материал для монтажа готового Товара.
По инициативе Заказчика 27.10.2022 было организовано совещание по вопросам поставки и установки служебно-пассажирских павильонов в с. Ныда и с. Купопьюган с участием сторон Контракта, на котором было принято решение расторгнуть его по соглашению сторон, так как действительно в данный период года исполнить Контракт будет затруднительно.
03.11.2022 в адрес Поставщика поступила претензия об оплате пени за период с 01.10.2022 по 31.10.2022 включительно в размере 106 661,27 руб.
09.11.2022 в адрес Поставщика поступила претензия об оплате пени за период с 01.11.2022 по 08.11.2022 включительно в размере 27 525,49 руб.
Посчитав расчет пеней неверным 10.11.2022 исх. N 72 Поставщик направил в адрес Заказчика мотивированное возражение на претензии, так как по данным Поставщика Контракт был расторгнут по соглашению сторон 27.10.2022.
Однако 11.11.2022 Заказчик принял и разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, нарушив ранее достигнутые соглашения, так как Поставщик не проявил недобросовестность при вступлении в правоотношения с Заказчиком, добросовестно пытался поставить Товар, соответствующий потребностям Заказчика.
На основании изложенного, Поставщик просил сведения об ИП Змановская М.С. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п.10.1 Контракта предусмотрено, что расторжение контракта возможно по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
12.05.2022 между Заказчиком и Поставщиком заключен муниципальный контракт N 0190200000322004054 (далее - Контракт).
11.11.2022 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.11.2022 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 25.11.2022.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Поставщиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые им меры, были направлены на надлежащее исполнение контракта, а также на взаимодействие с заказчиком.
На заседании Комиссии, были рассмотрены представленные Поставщиком документы, подтверждающие, что Поставщик не уклонялся от исполнения Контракта, принимал меры, направленные на его надлежащее исполнение. В материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства, подтверждающие недобросовестное поведение Поставщика или его намеренное уклонение от исполнения заключенного Контракта.
Поставщик не отказывался от исполнения контракта. Принимал участие в совещании по вопросам поставки и установки служебно-пассажирских павильонов в с. Ныда и с. Купопьюган с участием сторон Контракта. Предлагал заказчику в октябре 2022 г. провести благоустройство территории на объекте, подготовить участок и сделать основание из плит ПДН в количестве 42 шт. По зимней дороге готов доставить модульные конструкции, предварительно усилив их, чтобы не нарушить конструктивные элементы, а также весь необходимый материал для монтажа готового модульного здания служебно-пассажирского павильона.
В настоящее время с Заказчиком заключен и исполняется еще один аналогичный контракт в с. Купопьюган, а ранее ИП Змановской М.С. завершено исполнение обязательств по 42-м договорам, заключенным посредством конкурентных процедур.
Поставщик не отказывался от оплаты выставленной заказчиком неустойки за нарушение срока поставки товара.
Комиссия, учитывая материалы дела (ход реализации контракта, требования об уплате неустойки) представленные сторонами, не усматривает намеренного умышленного уклонения от исполнения контракта, кроме того, условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментом воздействия на исполнителя при неоказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения Поставщика при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Кроме того, Комиссия учитывает тот факт, что ранее обращений о включении ИП Змановская М.С. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в Ямало-Ненецкое УФАС России не поступало.
Таким образом Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Змановская Мария Сергеевна (ИНН 890700651906) представленную Заказчиком - Муниципальное учреждение "Управление капитального строительства и капитального ремонта" (ИНН 8903027978) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 0190200000322004054 от 12.05.2022 на поставку и монтаж служебно-пассажирского павильона для обслуживания пассажиров на вертолетной площадке, цена контракта - 13 762 744,39 рублей, (извещение N 0190200000322004054), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
Председатель комиссии <__.>
Члены комиссии <__.>
<__.>
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 1 декабря 2022 г. N 089/06/104-1033/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2022