Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<------->;
Членов Комиссии:
<------->;
<------->,
рассмотрев жалобу ООО ЧОФ "Север-Охрана" на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Оказание охранных услуг", начальная (максимальная) цена контракта - 16 371 126,00 рублей (извещение N 0190200000322014050) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что требования извещения об осуществлении закупки противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте;
2) дата и время окончания срока подачи заявок - 06.12.2022 08:00 (МСК+2);
3) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 06.12.2022;
4) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 08.12.2022;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком при формировании извещения об осуществлении совместной закупки допущены нарушения требований Закона о контрактной системе, а именно:
1) Допущены противоречия в требованиях п. 2.1.6 проекта контракта и п. 2.24 Технического задания.
2) Услуги по обслуживанию охранно-пожарной сигнализации не относятся к деятельности частных охранных организаций.
3) Незаконно установлена обязанность Исполнителя по контракту организовать пульт централизованного наблюдения (далее по тексту - ПЦН) с круглосуточной диспетчерской службой, по месту оказания услуг.
Уполномоченным органом и Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что они считают доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Учитывая изложенное, Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в описание объекта закупки требований к товару, работе, услуге, являющихся значимыми для Заказчика.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в описание требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих заказчика устанавливать, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, включение в описание объекта закупки дополнительных потребительских свойств обусловлено потребностью заказчика.
В отношении первого довода.
Как указывает Заявитель, в п. 2.1.6 Проекта Контракта указано, что Исполнитель обязан: "Разработать и утвердить по согласованию с Заказчиком для работников, указанных в Списке, должностную инструкцию частного охранника на объекте не позднее чем за 5 (пять) дней до начала оказания охранных услуг", однако в п. 2.24 Технического задания, являющегося приложением к Проекту Контракта указано следующее: "После подписания исполнитель в течение двух календарных дней разрабатывает и согласовывает Заказчикам должностные инструкции охранников, в том числе охраны групп быстрого реагирования (в 2-х экземплярах). После согласования должностных инструкций в течение двух дней предоставляет второй экземпляр в отдел охраны труда, экологии и пожарной безопасности". Считает, что вышеуказанные условия противоречат друг другу, что является нарушением п. 3 ст. 7 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В отношении данного довода Комиссия сообщает, что согласно сведениям размещенным в ЕИС по закупке извещение N 0190200000322014050 Заказчиком 02.12.2022 в Техническое задание внесено изменение в соответствии с которым п. 2.24 с таким требованием, на который ссылается заявитель, удален.
В связи с указанными обстоятельствами, предмет для рассмотрения по данному доводу, на момент проведения заседания Комиссии, отсутствует, а следовательно довод жалобы Заявителя является необоснованным.
В отношении второго довода.
Согласно пунктам 15, 32 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и частная охранная деятельность подлежат лицензированию.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 3 Закона N 2487-1 в целях охраны разрешается предоставление услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утвержден перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию, в который включены технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации (пункт 2).
Комиссия сообщает, что при наличии лицензии на частную охранную деятельность разрешается использовать, проводить обслуживание технических средств, в том числе охранной и охранно-пожарной сигнализации (Постановление арбитражного суд Волго-Вятского округа от 23 апреля 2021 г. по делу NА31-2025/2020).
Частью 6 статьи 23 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 2 Правил формирования КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
В силу подпункта "б" пункта 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
В пункте 4 Правил использования КТРУ предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога (пункт 5 Правил использования КТРУ).
Как видно из материалов дела, при формировании Технического задания рассматриваемого аукциона заказчиком применялся код объекта закупки ОКПД2/КТРУ - 80.10.12.000-0000008 Услуги частной охраны (охраны (Технический мониторинг). Заказчиком согласно указанной позиции КТРУ установлены следующие характеристики: охрана имущества, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, охрана имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
В рассматриваемом случае извещение об осуществлении закупки содержит требование о наличии лицензии только на осуществление частной охранной деятельности. Работы по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации должны выполняться исполнителем наряду с услугами по охране объектов.
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае осуществление хозяйствующим субъектом непосредственно охраны объектов и технического обслуживания охранно-пожарных сигнализаций, и включение указанных услуг в состав одного лота при проведении аукциона, не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Объединение в один лот различных работ не может являться доказательством нарушения статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ, поскольку такое объединение продиктовано целями проведения аукциона по размещению заказа в данном конкретном случае (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.02.2014 N ВАС-481/14).
В связи с указанными выше обстоятельствами довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является не обоснованным.
В отношении третьего довода.
Пунктом 2.5 Технического задания установлено, что Исполнитель по контракту в течение одного календарного дня после подписания контракта обязан организовать пульт централизованного наблюдения (далее по тексту - ПЦН) с круглосуточной диспетчерской службой, по месту оказания услуг.
По данному факту Комиссия сообщает, что данное требование не устанавливает требования к участнику закупки об обязательном наличии у него ПЦН на момент участия в закупки и как следствие не является требованием к участнику закупки (в том числе к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требованием к деловой репутации участника закупки, требованием к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, что могло бы нарушить требование ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Указанное выше требование по своей сути относится к Исполнителю по контракту и к организации его работы при оказании услуги.
Комиссия констатирует, что ст. 105 - 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке гл. 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, возражения Заказчика, Комиссия нарушений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не усматривает.
На заседание Комиссии заявитель явку своих представителей не обеспечил, в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, а также отсутствия возможности исполнения требования Заказчика, в связи с чем, довод заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ЧОФ "Север-Охрана" на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Оказание охранных услуг", начальная (максимальная) цена контракта - 16 371 126,00 рублей (извещение N 0190200000322014050) необоснованной.
Председатель Комиссии: <------->
Члены Комиссии: <------->
<------->
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 6 декабря 2022 г. N 089/06/33-1055/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.12.2022