Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 24.11.2022 N 458 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ИП Подоляцкого Н.С." (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - ОГБУЗ "Белгородский онкологический диспансер", уполномоченного учреждения - ОГКУ "Центр закупок" Богатченко Ю.С., управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Белгородской области Мирошниковой Н.А., в отсутствие представителя заявителя - ИП Подоляцкого Н.С. (о дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежаще), рассмотрев материалы дела N 031/06/50-697/2022 по жалобе ИП Подоляцкого Н.С. на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий - Тележка для транспортировки эндоскопов, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (N закупки 0826500000922006802) (далее - Запрос котировок), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ИП Подоляцкого Н.С. на положения извещения об осуществлении Запроса котировок.
Из жалобы следует, что извещение об осуществлении Запроса котировок не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. А именно: при описании объекта закупки, среди прочего установлена такая совокупность характеристик требуемого к поставке товара, как: крышки: комплект 2 штуки с маркировкой "стерильно" и "не стерильно"; опора: вращающиеся колеса, каждое из которых снабжено индивидуальным тормозом; вес: не более 12 кг.
Вышеуказанные характеристики, по мнению заявителя, указывают на изделие конкретного производителя - тележка модели Е - CART, товарный знак Эндостарс.
Такие действия заказчика, считает заявитель, нарушают требования статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчик - ОГБУЗ "Белгородский онкологический диспансер", уполномоченное учреждение - ОГКУ "Центр закупок", с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, представили возражение на жалобу, просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представители заказчика, управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Белгородской области, уполномоченного учреждения поддержали доводы, изложенные в возражениях уполномоченного органа и заказчика на жалобу, считают жалобу не подлежащей удовлетворению.
Комиссия, рассмотрев жалобу ИП Подоляцкого Н.С., ознакомившись с представленными возражениями, заслушав лиц, участвующих в заседании, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 17.11.2022 размещено извещение об осуществлении Запроса котировок с электронными приложениями.
Объект закупки - поставка медицинских изделий - Тележка для транспортировки эндоскопов, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Начальная (максимальная) цена контракта - 825 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ИП Подоляцкого Н.С. контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, среди прочего описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при описании требуемого к поставке товара, заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом установить требования к закупаемому товару, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного учреждения пояснили следующее.
Согласно пункту 2 Правил использования КТРУ, КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки.
При формировании описания объекта закупки заказчиком применена соответствующая позиция КТРУ: 32.50.50.190-00001045 "Тележка для транспортировки эндоскопов".
При этом в указанной позиции КТРУ отсутствуют сведения о характеристиках товара, в связи с чем, заказчик вправе самостоятельно формировать описание объекта закупки с учетом своей потребности без обоснования необходимости использования показателей.
Комиссией установлено, что описание объекта закупки содержится в Приложении N1 Описание объекта закупки (далее - Описание объекта закупки).
Заказчиком в Описание объекта закупки включены, в том числе следующие оспариваемые характеристики медицинского изделия, требуемого к поставке:
- по позиции 1.7. - Крышки комплект 2 штуки с маркировкой "стерильно" и "не стерильно";
- по позиции 1.8. - Опора: Вращающиеся колеса, каждое из которых снабжено индивидуальным тормозом;
- по позиции 1.10. - Вес: Не более 12 кг.
При установлении вышеприведенных характеристик заказчик руководствовался следующими положениями.
Требование позиции 1.7 Описания объекта закупки Крышки комплект 2 штуки с маркировкой "стерильно" и "не стерильно" позволяет своевременно наносить необходимую маркировку при работе с данным медицинским изделием, а также является требованием Методических указаний МУ 3.1.3420-17 "Обеспечение эпидемиологической безопасности нестерильных эндоскопических вмешательств на желудочно-кишечном тракте и дыхательных путях", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 20.02.2017 (далее - Методические указания), согласно которым эндоскопы транспортируются между помещениями эндоскопического отделения, в ЦСО, другие отделения медицинской организации, а также при оказании медицинской помощи вне медицинской организации, в закрытом виде на лотках или в контейнерах. В качестве упаковки используются полиэтиленовые маркированные (стерильные и нестерильные) вкладыши, тканый и нетканый материал (стерильный, для упаковки обработанных эндоскопов) (пункт 7.1 раздела VII. "Требования к условиям транспортирования и хранения эндоскопов для нестерильных вмешательств" Методических указаний).
Требования позиции 1.8 Описания объекта закупки к опоре Вращающиеся колеса, каждое из которых снабжено индивидуальным тормозом обеспечивает устойчивость изделия в процессе проведения эндоскопического оперативного вмешательства во всей плоскости изделия и предотвращает непреднамеренное колебание изделия. Соблюдение указанного требования положительно сказывается на скорости и качестве оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями.
Требования позиции 1.10 Описания объекта закупки к весу тележки не более 12 кг имеет особое значение так как вес тележки при полной загрузке эндоскопами (это 6 эндоскопов массой примерно до 1,5 кг каждый) и сопутствующими инструментами, необходимыми для проведения оперативных вмешательств увеличивается примерно на 10 кг. При этом тележка с грузом должна легко перемещаться по отделению.
Вместе с тем, из пояснений заказчика следует, что с медицинскими изделиями, требуемыми к поставке, работают женщины.
Согласно Приложению к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 сентября 2021 года N 629н "Об утверждении предельно допустимых норм нагрузки для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную" при перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кгс.
При этом заявитель на заседание Комиссии не явился, доводы опровергающие выводы заказчика о наличии потребности в характеристиках, указанных в позициях 1.7., 1.8., 1.10. Описания объекта закупки, не представил.
Кроме того, доказательства о том, что требования к поставляемому товару по позициям 1.7, 1.8, 1.10 Описания объекта закупки не влияют на функциональность и качество закупаемого медицинского изделия в материалах дела не имеется.
В соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе для расчета (определения) начальной (максимальной) цены контракта заказчиком применен метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) с использованием информации о ценах на товары, полученной по запросу заказчика у поставщиков, осуществляющих поставки идентичных (однородных) товаров с соблюдением требований приказа Минздрава России от 15.05.2020 N 450н "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий".
На запросы заказчика получены ценовые предложения от трех поставщиков, готовых осуществить поставку товара на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки: ООО "Эндо Старс", ООО "ГЕФЕСТ-МЕДИКАЛ", ООО "Евро Медикал Групп", которыми предложены тележки медицинские двух различных производителей: тележка медицинская E-CART для транспортирования и временного хранения эндоскопов с принадлежностями, тележка для транспортировки гибких эндоскопов Cleanasocpe с 6 лотками (103630) (копии ценовых предложений представлены в материалы дела).
При этом, каждое из полученных ценовых предложений содержит приложение, свидетельствующее о соответствии предлагаемого к поставке медицинского изделия требованиям извещения об осуществлении закупки.
Следовательно, требованиям заказчика соответствует товар как минимум двух различных производителей.
В соответствии с пунктом 3.33 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014. N 727/14, Комиссия принимает решение на основании представленных документов и сведений.
При указанных обстоятельствах Комиссия пришла к выводу о недоказанности доводов жалобы.
Учитывая выше изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Подоляцкого Н.С. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 5 декабря 2022 г. N 031/06/50-697/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2022