Основания для проведения проверки: статья 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление N1576), приказ Белгородского УФАС России от 11.11.2022 N 438, информация о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поступившая от ООО "Контракт".
Инспекция Белгородского УФАС России, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 11.11.2022 N 438, при участии представителей: уполномоченного органа - управления финансов и бюджетной политики администрации Краснояружского района, в отсутствие представителя заказчика - управления капитального строительства, дорог общего пользования и архитектуры администрации Краснояружского района, представителя заявителя - ООО "Контракт" (о месте и времени заседания Инспекции уведомлены надлежаще), проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт центра культурного развития п. Красная Яруга Краснояружского района (наружная отделка, сети и благоустройство)" (закупка N 0126300038922000247) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Контракт" на положения извещения об осуществлении Электронного аукциона.
В жалобе заявитель указал, что:
- извещение об осуществлении закупки в структурированном виде не содержит исчерпывающий перечень требований и документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии со статьей 31 Федерального закона о контрактной системе, а именно: требование членства в СРО (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе);
- заказчик незаконно установил требование о предоставлении участником закупки в заявке информации (идентификационный номер налогоплательщика), предусмотренной подпунктом "в" пунктом 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе;
- заказчик незаконно требует у участника закупки подтверждение членства в СРО в форме выписки.
15.11.2022 заявителем жалоба отозвана.
Инспекция, проведя в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе и Постановлением N1576 внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 03.11.2022 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона и приложения в электронной форме.
Объект закупки - капитальный ремонт центра культурного развития п. Красная Яруга Краснояружского района (наружная отделка, сети и благоустройство).
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 565 066,40 рублей.
На дату проведения внеплановой проверки контракт по результатам проведения Электронного аукциона заключен.
На заседании Инспекции представитель уполномоченного органа пояснил, что информация, содержащаяся в отозванной жалобе, не находит своего подтверждения.
1. Согласно подпункту 12 пункта 1 части 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее среди прочего, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системы при применении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных указанной частью, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 9 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 установлено, что сведения, содержащиеся в документах, составленных с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом единой информационной системы (далее - функционал единой информационной системы), и сведения, содержащиеся в файле в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (далее - электронный вид), или в файле с графическим образом оригинала документа (далее - графический вид), должны совпадать, а в случае несовпадения приоритетными являются сведения, составленные с помощью функционала единой информационной системы.
Из пояснений представителя уполномоченного учреждения следует, что в пункте 1 раздела "Требования к участникам" извещения об осуществлении закупки содержатся единые требования в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, извещение об осуществлении закупки содержит требование, предусмотренное частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом одновременно с извещением размещен электронный документ Приложение N4 "Требования к участникам закупки" (далее - Приложение N4) .
Из Приложения N4 следует, что к участнику закупки установлены, в том числе единые требования в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющимся объектом закупки, в том числе:
Членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением лиц, перечисленных в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, кроме случаев, указанных ч. 2.1. ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Членами саморегулируемой организации могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением случаев, предусмотренных п. 1,2, ч. 3 ст. 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в соответствии с Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ).
Таким образом, размещенные в ЕИС структурированное извещение и электронные документы, в частности информация, содержащаяся в Приложении N4, согласуются друг с другом и содержат требование, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).
Заявитель на заседание инспекции не явился, вышеизложенные доводы заказчика не опроверг.
При указанных обстоятельствах, первый довод жалобы не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно части 1.1. статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В силу подпункта "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
При этом в силу подпункта 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой.
Вместе с тем, согласно пункту 1 раздела 1 "Информация и документы, направляемые в составе заявки на участие в закупке" Приложения N 5 "Требования к содержанию и составу заявки, инструкция по ее заполнению" информация и документы, направляемые в составе заявки на участие в закупке должны содержать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
Такие действия заказчика нарушают требования пункта 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4. статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При у казанных обстоятельствах второй довод жалобы является обоснованным.
3. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно извещению об осуществлении закупки предметом Электронного аукциона является капитальный ремонт центра культурного развития п. Красная Яруга Краснояружского района (наружная отделка, сети и благоустройство).
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 565 066,40 рублей.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно извещению об осуществлении закупки к участникам закупки установлены единые требования в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Из пункта 3 раздела 1 "Информация и документы, направляемые в составе заявки на участие в закупке" Приложения N 5 "Требования к содержанию и составу заявки, инструкция по ее заполнению" следует, что в состав заявки входят документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: Документы или копии этих документов, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, в соответствии с Приложением N4 "Требования к участникам закупки":
1)выписка из реестра членов саморегулируемой организации (далее СРО) по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 04 марта 2019 г. N 86. При этом срок действия выписки из реестра членов СРО составляет один месяц с даты ее выдачи (часть 4 статьи 55.17 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в силу с 1 сентября 2022 года и предусматривающие:
- исключение предоставления саморегулируемой организацией выписки из реестра членов саморегулируемой организации в качестве документа, подтверждающего членство в такой организации;
- ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. Сведения, содержащиеся в таком едином реестре, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
С учетом положений части 2 статьи 7.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в настоящее время является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации.
Учитывая изложенное, при осуществлении закупки, в извещении об осуществлении которой установлено требование к участникам закупки о членстве в соответствующей саморегулируемой организации, требование к предоставлению в составе заявки на участие выписки из реестра членов саморегулируемой организации в закупки неправомерно.
Данные выводы также отражены в совместном письме Минфина России и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 октября 2022 г. NN 24-01-07/95279, Б0737-СИ/02 "О подтверждении членства участника закупки в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства для целей участия в закупках в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При указанных обстоятельствах Инспекция приходит к выводу о нарушении заказчиком пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что указывает на признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проведении внеплановой проверки установлено, что заказчиком до принятия решения по итогам проведения внеплановой проверки контракт заключен.
При указанных обстоятельствах, Инспекция не выдает предписание об устранении выявленных нарушений.
Учитывая выше изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением N1576 Инспекция Белгородского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушения пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений по основаниям указанным в мотивировочной части настоящего решения не выдавать.
3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 5 декабря 2022 г. N 112 (ключевые темы: участники закупок - саморегулируемые организации - электронный аукцион - контрактная система в сфере закупок - товар. работа. услуга.)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2022